Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, целью работы является изучение корпоративной облигации как финансового инструмента и определение путей активизации инвестиционной деятельности на рынке корпоративных облигаций.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:
– изучить экономическую сущность корпоративной облигации;
– изучить основные положения по выпуску, размещению и обращению корпоративных облигаций;
– проанализировать состояние рынка корпоративных облигаций в России;
– рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций.
Предметом исследования в данной работе стали проблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом – рынок корпоративных облигаций.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................................................3
1 Понятие и сущность корпоративных облигаций.............................................................................5
1.1 Понятие облигаций и их законодательное регулирование в России..............................................5
1.2 Стоимостная оценка облигаций.........................................................................................................7
1.3 Оценка инвестиционных качеств облигаций..................................................................................13
1.4 Преимущества и недостатки облигаций перед другими финансовыми
инструментами привлечения инвестиций.....................................................................................16
1.5 Конвертируемые облигации..............................................................................................................19
2 Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций.................................................20
2.1 Эмиссия..............................................................................................................................................20
2.2 Размещение облигаций на рынке.....................................................................................................22
2.3 Обращение на вторичном рынке.....................................................................................................24
2.4 Рынок корпоративных облигаций в России, проблемы и перспективы.....................................26
Заключение................................................................................................................................................31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Корпоративные облигации (курсовая).docx

— 271.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к началу мирового финансового  кризиса на рынке рублевого долга  уже наблюдалось избыточное предложение, вследствие чего реакция рынка на кризис ликвидности была крайне острой. 

В целом доходы корпоративного сектора  от выпуска ценных бумаг со второй половины 2008 года стали снижаться. В  январе-мае 2009 года они приняли отрицательное  значение как за счет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счет существенного роста расходов на обслуживание долговых бумаг.

В январе 2009 г. в условиях ослабления курса рубля к бивалютной корзине и сокращения объема ликвидных рублевых ресурсов кредитных организаций спрос на рублевые облигации был низким. С февраля 2009 г. на рынке корпоративных облигаций наметились признаки улучшения. Стабилизация курса рубля, рост цен на нефть и неоднократное снижение процентных ставок по операциям Банка России способствовали улучшению конъюнктуры рынка корпоративных облигаций.

Однако в этот период устойчивым спросом пользовались в основном бумаги надежных эмитентов, причем некоторые  компании смогли повторно разместить на вторичном рынке выпуски, ранее  выкупленные ими по оферте. Спрос  на корпоративные облигации эмитентов  с высоким кредитным рейтингом  поддерживался возможностью использования  таких бумаг в качестве обеспечения  в операциях рефинансирования с  Банком России и в сделках РЕПО12.

Таким образом, на рынке корпоративных облигаций сложилась неоднозначная ситуация. В течение всего периода наблюдалось медленное восстановление эмиссионной активности российских компаний при достаточно высокой стоимости заимствований. Размещались преимущественно бумаги эмитентов с высоким кредитным качеством. Для эмитентов «третьего» эшелона первичный рынок был по-прежнему закрыт, а банковские кредиты были недоступны для таких эмитентов вследствие консервативной кредитной политики кредитных организаций. Это ограничивало возможности по рефинансированию ранее привлеченных облигационных займов для эмитентов с низким кредитным качеством. Своевременно выполнить обязательства по обслуживанию своего облигационного долга такие эмитенты не могли, поэтому количество дефолтов по корпоративным облигациям продолжало быстро расти (по данным информационного агентства «Cbonds», 155 технических дефолтов и 127 реальных)13. По заявлению главы ФСФР России, некоторая часть неисполнения обязательств является мошенничеством. С целью исключения в дальнейшем искусственных дефолтов по облигационным займам регулятор (ФСФР) 2 июля 2009 г. опубликовал информационное письмо «О некоторых вопросах, связанных с обеспечением и исполнением обязательств по облигациям»14, разъяснив участникам рынка закрепленные законодательством правовые аспекты условий выпуска и обращения корпоративных облигаций. Письма были направлены также в судебные инстанции и правоохранительные органы для выработки совместных правовых позиций для предотвращения искусственных дефолтов.

За счет выбытия из обращения  большого количества дефолтных выпусков и размещения бумаг эмитентов  с низким уровнем риска утраты платежеспособности повысились ликвидность  и кредитное качество портфеля обращающихся корпоративных облигаций.

При отсутствии каких-либо резко негативных внешних факторов можно ожидать  дальнейшей постепенной стабилизации ситуации на рынке облигаций.

Как известно, рынок облигаций является наиболее инвестиционно-ориентированным  сегментом российского фондового  рынка. Наряду с банковской системой он выступает одним из основных элементов, связывающих финансовый и реальный сектор экономики РФ.

В настоящее  время в условиях роста кредитных  рисков банки испытывают сложности  с долгосрочным рефинансированием  уже выданных ими кредитов и неохотно идут на выдачу новых займов. Решению  данных проблем могло бы способствовать развитие рынка секьюритизированных  облигаций - ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов15.

Средства, полученные при размещении секьюритизированных  облигаций, обеспеченных уже выданными  кредитами (ипотечными, автокредитами, кредитами малым и средним  предприятиям и другими), российские компании и банки могли бы использовать для расширения кредитования экономики РФ.

Как частный случай секьюритизированных  бумаг могут рассматриваться  и инфраструктурные облигации, обеспеченные создаваемыми инфраструктурными объектами  и доходами от их последующей эксплуатации.

С учетом растущей важности вопроса предоставления надежного обеспечения при привлечении  заемных средств данные облигации  могли бы быть достаточно интересны  как эмитентам, так и инвесторам.

При адекватном контроле за рисками секьюритизированные  облигации могут стать в дальнейшем весьма эффективным инструментом рефинансирования и привлечения средств в реальную экономику16.

В значительной степени дальнейшее развитие российского  рынка будет зависеть от того, удастся  ли разработать полноценное законодательство о секьюритизации финансовых активов. В настоящее время принципиальным сдерживающим фактором для развития внутреннего рынка секьюритизации остается отсутствие законодательной  базы о секьюритизированных облигациях, обеспеченных всеми прочими активами, кроме недвижимости. Действующий  Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" регулирует лишь отношения, связанные с выпуском облигаций, обеспеченных залогом недвижимого имущества17.

Несмотря  на проблемы в мировой финансовой системе и ухудшение условий  заимствования, многие российские эмитенты по-прежнему планируют размещение секьюритизированных облигаций. В частности, о планах проведения новых сделок по секьюритизации заявляли АИЖК, ВТБ 24 и МБРР18.

В целом, как уже предпринятые, так и  планируемые меры по совершенствованию  законодательства и развитию инфраструктуры рынка позволяют рассчитывать на дальнейшее восстановление активности на рынке облигаций. Предпринятые меры должны способствовать снижению рисков, увеличению ликвидности и повышению  роли рынка облигаций в инвестиционном процессе в России.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы, хотелось бы отметить, при прочих равных условиях облигации являются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложения средств для инвестора.

Во-первых, облигации приносят гарантированный  доход. Они выпускаются в купонной и бескупонной формах, проценты выплачиваются  в первоочередном порядке по сравнению  с акциями, т.к. облигационеры являются только лишь кредиторами предприятия.

Во-вторых, нет ограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские).

В-третьих, корпоративные облигации  имеют средний риск за счет формирования страхового и выкупного фондов. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков.

Поэтому инвестору выгодно приобретать этот инструмент с фиксированным и гарантированным доходом в целях надежности своих вложений, а эмитенту выгоднее тем, что он напрямую связан с инвестором, выплачивая более низкий процент по облигациям, чем, например, по банковскому кредиту. Так же эмитенту наиболее удобны облигации тем, что облигационеры не будут вмешиваться в управление предприятием, т.к. не имеют права голоса.

Выпуск облигаций  содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством  их размещения хозяйственная организация  может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства  их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика, и  не затрагивает отношения собственности.

Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств.   При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.

Особое внимание необходимо обратить на трудности, с которыми сталкиваются эмитенты при реализации подобных проектов.

На сегодняшний день основной  объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигаций, является действующее российское законодательство. Здесь следует отметить вопросы, связанные с подготовкой документов для размещения облигаций, само размещение,  организацию вторичных торгов и налоговое законодательство.  Для повышения ликвидности корпоративных облигаций требуется реализовывать достаточно широкий комплекс мероприятий:

- объединить усилия крупных  банков для качественного регулирования  фондового рынка. Их задачами будут являться поддержание процентных ставок на фондовом  и кредитном рынках, стабилизация доходности курсов корпоративных бумаг;

- создать ЦБ РФ совместно  с ФСФР единую депозитарную  сеть по государственным и  корпоративным ценным бумагам.  Это позволит пресекать недоброкачественные  сделки на рынке;

- применять административные меры  в отношении участников рынка,  приостанавливая какие-либо сделки, несущие негативные последствия  на рынок корпоративных бумаг. 

Минфину РФ необходимо разработать  рейтинг корпоративных ценных бумаг. Присваивать рейтинги облигациям различных  эмитентов должно рейтинговое агентство, созданное при участии Минфина. Такие рейтинги стали бы основой  для ориентации государственных  органов и коммерческих структур.

Установить срок (минимум три-четыре месяца), в течение которого нерезиденты  не могут вывезти за границу средства, полученные от продажи российских государственных  и корпоративных ценных бумаг.

В текущих экономических условиях, которые характеризуются ростом неопределенности, сломом устоявшихся  тенденций, точность прогнозирования  сильно снижается.

Стандарты выпуска рублевых облигаций должны быть улучшены. У  нас отсутствует практика взыскания  задолженности с эмитента или  поручителя в случае дефолта по облигациям, т. к. до кризиса не было реальных дефолтов.

Инвесторы станут более требовательными к юридической защите своих прав, требуя, чтобы стандарты выпуска рублевых облигаций соответствовали стандартам выпуска еврооблигаций. 

Российский корпоративных сектор отличается от мировых аналогов тем, что рублевые облигации составляют незначительную часть совокупного  долга (4%). Поэтому у российских компаний есть риск ликвидности, но не риск неплатежеспособности. Денежных средств будет по-прежнему достаточно для выплаты процентов  по долгу компаний. Ликвидность рынка  облигаций снизится, поскольку значительная часть новых выпусков будет оседать  до погашения в портфелях крупных  государственных финансовых структур.

Основные выводы, итоги  работы и ее практическая значимость определяется следующим: обоснованы преимущества корпоративной облигации перед  другими финансовыми инструментами, обобщен опыт российских эмитентов, указаны основные моменты для  успешного выпуска облигаций, проанализированы основные проблемы, препятствующие использованию  корпоративной облигации в качестве финансового инструмента на российском рынке. Предложены возможные пути их решений. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
  2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
  3. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"19
  4. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"
  5. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н// Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)//www.fcsm.ru/
  6. Информационное письмо "О некоторых вопросах, связанных с обеспечением и исполнением обязательств по облигациям" от 2 июля 2009 года

 

Монографии, учебники, учебные пособия

7. Масыч М.А. Финансовые и коммерческие  расчеты на ЭВМ – Конспект  лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005

8. Алексеева Е.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие/ Е.В. Алексеева, С.Ш. Мурадова – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 331с.

9. Рынок ценных бумаг. Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. М.Финансы и статистика.2006 г.

  1. Рынок ценных бумаг: Учебник. /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Юнити-Дана, 2009
  2. Трусова Д.Ю. Корпоративные облигации – альтернативный источник привлечения средств. Губкинский ф-л БИИММАП.
  3. Шевчук Д.А. Корпоративные финансы. М., 2008 г.
  4. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008. 379с.

 

Статьи в журналах и других периодических  изданиях

  1. Смоленчук Ф. Российский рынок облигаций – тенденции и перспективы// Биржевое обозрение. 2009. №7 (67). С.16-20.
  2. Инфраструктура рынка ценных бумаг: итоги 2008 года и перспективы. 2009. №1 (71). С.6-11.
  3. Демидов Н. Европейский рынок корпоративных облигаций: уроки для российского финансового рынка.// Рынок ценных бумаг 2000 №22(181)  стр31-33.
  4. Миркин Я. Налоговое стимулирование инвестиций в ценные бумаги.// Рынок ценных бумаг 2000. №12 (171), стр.41-44.
  5. Слободник Д.// Монетарная политика и долговой рынок России: достижения и проблемы// Рынок ценных бумаг. 2007. №14 (341). С.8-13.
  6. Гурвич В.// Верхом на облигациях// Российская бизнес-газета. 2006. №578 от 31 октября.

Информация о работе Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций