Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции……………………………5
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство………………………6
1.3 Структура бюджета…………………………………………………..11
1.4 Принципы бюджетной системы……………………………………..13
Глава 2: ГЛАВА 2. Аналитический раздел. Федеральный бюджет 2010-2012
2.1 Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов……17
2.2 Федеральный бюджет 2010 – 2012 гг……………………………..24
2.3 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год……..26
2.4 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга……30
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджет Таценко Анастасии Б-42.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов  бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

До принятия Бюджетного кодекса  РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся  Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

Система органов, обладающих бюджетными полномочиями, включает:

финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент Российской Федерации;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые  законодательством РФ, субъектов  РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

• бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

• выявление материальных и финансовых резервов государства;

• максимально  приближенный к реальности расчет доходов  бюджетов;

• максимально точный расчет расходов бюджетов;

• обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

• согласование бюджетов с реализуемой экономической  программой;

• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

 

 

1.4 Принципы бюджетной системы.

 

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной  системы Российской Федерации:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств. 

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

 Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

 Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) право законодательных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

3) законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов  и источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов;

5) недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  при исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

6) недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением установленных  законом случаев. 

 Принцип полноты отражения бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем

предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

 При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные  органы должны исходить из  необходимости минимизации размеров  дефицита бюджета. 

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы и поступления  не могут увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением  целевых бюджетных фондов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

 Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Аналитический раздел

2.1 Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов.

 

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материальной основой  доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает  для покрытия финансовых нужд, государство  привлекает национальное богатство. Это  означает реализацию отдельных видов  государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в  итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в  отдельных случаях — и основного  капитала.

Виды доходов  бюджета:

  1. налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  2. неналоговые;
  3. а также доходы целевых бюджетных фондов.

 Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и

организаций и различные  акцизы.

 К неналоговым доходам относятся доходы:

- от использования, продажи  и иного возмездного отчуждение  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- от платных услуг,  оказанных государственными или  муниципальными органами власти  и учреждениями;

- средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности (штрафы, конфискации,  компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая помощь и  бюджетные ссуды от бюджетов  других уровней. 

 Доходы бюджета выражают  экономические отношения, возникающие  в процессе формирования фондов  денежных средств, и поступают  в распоряжение органов власти  разного уровня.

 В зависимости от  государственного устройства страны  различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы  местных бюджетов в унитарном  (едином) государстве.

 Доходы бюджета —  понятие более узкое, чем доходы  государства; помимо финансовых  средств бюджета всех уровней  власти они включают ресурсы  государственных внебюджетных фондов  и всего государственного сектора. 

 Главный материальный  источник доходов бюджета —  национальный доход. Если для  покрытия финансовых нужд его  недостаточно, государство привлекает  национальное богатство (совокупность  материальных благ, созданных трудом  предшествовавших и нынешних  поколений и вовлеченных в  процесс воспроизводства природных  ресурсов, которыми располагает  общество на определенный момент  времени).

 Огосударствление национального  дохода осуществляется государством  разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной  власти для перераспределения  национального дохода и образования  бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия  денег. Соотношение между ними  различно по странам и по  времени; определяется экономической  ситуацией в стране, степенью  остроты экономических, социальных  и других противоречий, состоянием  финансов и финансовой политикой  государства.

Главный метод перераспределения  национального дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.

 Следующим по своему  финансовому значению доходом  бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам.

Информация о работе Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации