Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей бюджетного дефицита и государственного долга, изучение их современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и нахождение методов и путей финансирования бюджетного дефицита.
Введение стр.3
1.Бюджетный дефицит и государственный долг: структура, основные понятия
1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита стр.5
1.2 Способы регулирования бюджетного дефицита стр.8
1.3 Понятие и виды государственного долга стр.11
2.Анализ ситуации, характеризующей современное состояние национальной экономики
2.1 Особенности бюджетной политики стр16
2.2 Развитие бюджетного долга в России стр.18
2.3 Влияние государственного долга на состояние экономики стр.22
3. Способы регулирования бюджетного дефицита и методы сокращения
государственного долга
3.1 Перспективы развития бюджетной политики стр.25
3.2 Перспективы развития государственного долга стр.27
Заключение стр.30
Список использованной литературы стр.32
Министерство образования и
ФГБОУ ВПО «Пензенский
Институт Экономики и
Кафедра маркетинга и экономической теории
Работу выполнила:
студентка группы Мен-12
Андина Ксения
Работу проверила:
Коробкова Н.А.
Пенза 2012г.
Содержание
Введение
1.Бюджетный
дефицит и государственный долг
1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита
1.2 Способы регулирования бюджетного дефицита стр.8
1.3 Понятие и виды государственного
долга
2.Анализ ситуации, характеризующей современное состояние национальной экономики
2.1 Особенности
бюджетной политики
2.2 Развитие
бюджетного долга в России
2.3 Влияние государственного
долга на состояние экономики
3. Способы регулирования бюджетного дефицита и методы сокращения
государственного долга
3.1 Перспективы развития бюджетной
политики
3.2 Перспективы развития государственного долга стр.27
Заключение
Список использованной литературы стр.32
Введение
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».[4] Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. В настоящее время для большинства развитых стран стал характерен бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного фонда. Также важной составляющей государственной финансовой политики стала политика в области государственных заимствований. Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования. Это не единственная причина возникновения госдолга. Самые важные аспекты этой области и будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей бюджетного дефицита и государственного долга, изучение их современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и нахождение методов и путей финансирования бюджетного дефицита.
Потребуется решение следующих задач:
- отражение экономического содержания государственного долга;
- оценка влияния
государственного долга на
- раскрытие
причин возникновения
- анализ современного
состояния государственного
- проведение исследований в области бюджетной политики Российского государства;
- исследование путей финансирования бюджетного дефицита.
1.Бюджетный дефицит и государственный долг: структура,
основные понятия
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение расходов над доходами означает бюджетный дефицит (или недостаток). Если в прошлом бюджетный дефицит возникал редко и был связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня, и в мирное время, бюджетный дефицит стал типичен для большинства стран рыночной экономики. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.[2] Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.
Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства. Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформирования финансово-кредитной системы.
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Однозначно назвать причину возникновения бюджетного дефицита невозможно. Безусловно, одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие. Принимая во внимание, что основным доходным источником бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В ситуации спада
производства, других негативных явлений
бюджетные поступления
Безусловно, важнейшим фактором, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, является колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В тоже время возрастают отдельные виды государственных расходов.
Различным стратегиям
бюджетно-налоговой политики соответствуют
различные типы бюджетных дефицитов.
Изменение величины сальдо государственного
бюджета может происходить как
на основе действия так называемых
“встроенных стабилизаторов”
При дискреционной политике правительство целенаправленно изменяет соотношение между доходной и расходной частями бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости и выпуска - увеличивает свои расходы (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижает налоги. Таким образом правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.
При недискреционной
фискальной политике несбалансированость
бюджета возникает
Вместе с тем встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний фактического ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают их амплитуду. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате этих мер возникает структурный дефицит-разность между расходами и доходами бюджета при потенциальном объеме ВВП. Поэтому циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Таким образом, дефицит государственно госбюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики.
Скрытый (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед очередными выборами), а также в рамках “жесткого” курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
В теории различают также активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения расходов, второй- связан со снижением налогов и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).
Таким образом, бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Но следует отметить, что сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым бременем на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2-3 %.
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита различаются, по уровням бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:
• рублевые кредиты банков;
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности;
• сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты
правительств иностранных государств,
банков и фирм, международных финансовых
организаций в иностранной
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• кредиты банков;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.[11]
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: внутренние источники в следующих формах:
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
• кредиты банков;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи муниципального имущества;
• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
Как видно
из этих перечней наиболее
распространенно: формой
Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:
— физических и юридических лиц;
— иностранных государств;
— международных финансовых организаций
Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте
Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг: структура, основные понятия