Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения, разработка рекомендаций по решению существующих проблем, касающихся совершенствования формирования доходной части федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, содержание доходов федерального бюджета;
проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета, их динамику на примере нескольких лет;
на основе анализа выявить проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Принципы формирования и использования доходов федерального бюджета………………………………………………………………………………4
1.1 Экономическое содержание, состав и структура доходов федерального бюджета………………………………………………………………………………4
1.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в Российской Федерации………………………………………………………...……7
Глава 2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в Российской Федерации.............……………………………………………………11
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года……………11
2.2 Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

 

Объем доходов федерального бюджета РФ за исследуемый период менялся в различных направлениях, что естественно, прежде всего, зависело от экономического положения страны и наступившего осенью 2008 года финансового  кризиса. По итогам 2008 г. рост доходов бюджета составил примерно 120%, что было связано с ростом цен на экспортируемые природные ресурсы, в частности на нефть и нефтепродукты. Несмотря на формальное наступление кризиса в мире в начале сентября, его пик и самый сложный период для экономики России приходятся уже на следующий 2009 год. Наблюдается обвал цен на нефть, снижение доходов населения и увеличение числа убыточных предприятий, в том числе и коммерческих банков. Объем ВВП уменьшился на 5,4% по сравнению с предыдущим годом. Вышеназванные факторы стали причиной отрицательного прироста доходной части федерального бюджета, который составил -21%. Такое снижение доходов в совокупности с ростом расходов обусловили наличие дефицита федерального бюджета в размере 2,3 трлн. руб.

 Соотношение налоговых и неналоговых поступлений постепенно с каждым годом меняется в сторону увеличения доли неналоговых и соответственно уменьшения налоговых доходов. В 2008 году это было обусловлено снижением поступлений от НДС и увеличением доходов от внешнеэкономической деятельности. В 2009 году факторами такой тенденции стали резкое снижение поступлений налога на прибыль и увеличение дохода от использования государственного имущества.

 При сравнении структуры  налоговых доходов за 2007-2008 гг. следует  отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2008 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой. Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2008 г. составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2007 г. на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.

 

 Рис. 1

 

 Представленная на  рис.1 структура налоговых доходов  федерального бюджета говорит  о том, что наибольшую долю  более 50% составляет НДС, тогда  как налог на прибыль в абсолютном  выражении сократился почти в 4 раза по сравнению с 2008 г. и его доля тем самым сократилась до 3%. Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет, является снижение сальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике.Данная тенденция напрямую отражает негативное влияние кризиса на эффективность деятельности реального сектора. Поступления от НДПИ также сократились в виду снижения средней цены нефти за баррель на 41%. Так, если в 2008 г. она составляла 101,5 долл. США за баррель, то в кризисном 2009 г. Только 59,5 долл. США за баррель.

 Что касается неналоговых  доходов федерального бюджета,  то здесь наибольшую долю составляют  доходы от внешнеэкономической  деятельности, в частности от  централизованного экспорта. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. из абсолютный размер увеличился на 1160 млрд. руб., т.е. в 1,5 раза. Такой рост обусловил увеличение доли доходов от внешнеэкономической деятельности в общей сумме неналоговых доходов до 93% (по сравнению с 85% в 2007 г.). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за оба года составляют около 4%. Платежи при пользовании природными ресурсами увеличились в 2 раза, что обусловило рост их доли в структуре неналоговых доходов до 2,9%.

 

Рис.2

 

Представленная на рис.2 структура неналоговых доходов  говорит о том, что доля доходов  от внешнеэкономической деятельности сократилась и в абсолютном выражении  это сокращение составило 900 млрд. руб. Однако увеличение доходов от использования  имущества почти в 3 раза не позволило общему объему неналоговых доходов сократиться до уровня 2007 г., разница с которым составила +300 млрд. руб.

 Таким образом,  можно сказать, что кризис сказался  в большей степени на налоговых  доходах федерального бюджета, которые снизились примерно на 26% по сравнению с предыдущим годом. Что касается неналоговых доходов, то их объем сократился на 18%.

 

2.2 Формирование  доходов федерального бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

 

 В основе разработки  проекта федерального бюджет на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности и сокращения дефицита бюджета. Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2009-2011 гг.

 В соответствии  с Федеральным законом от 25.11.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере:

2010 г. – 6950 млрд. рублей, что составит 16,1% ВВП, в том  числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3195 млрд. рублей;

2011 г. – 7455,7 млрд. рублей, что составит 15,5% ВВП, в том  числе прогнозируемый объем нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 3312 млрд. рублей;

2012 г. – 8069,6 млрд. рублей, что составит 15% ВВП, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3503 млрд. рублей.

 Планировалось, что  в целом за 2010-2012 годы доходы  федерального бюджета возрастут  на 16,1% или на 8% в среднем за  год, а по отношению к ВВП  доходы федерального бюджета  сократятся с 18,8% в 2009 году до 16,1% в 2010 году и 15,5% в 2011 году.

 Минфин объяснял это сокращением нефтегазовых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета будет уменьшаться за год в среднем на 1% до 43,4% в 2012 г. при сохранении объема ненефтегазовых доходов на уровне 12,1% ВВП. Согласно законопроекту, нефтегазовые доходы федерального бюджета составят в 2010 году 3 194,7 млрд. рублей (7,4% к ВВП), в 2011 году – 3 311,8 млрд. рублей (6,9% к ВВП), в 2012 году - 3 503,1 млрд. рублей (6,5% к ВВП).

 Предполагается, что  ненефтегазовые доходы будут  находиться примерно на одном и том же уровне по отношению к ВВП на протяжении всех трех лет: в 2010 году - 3 755,3 млрд. рублей (8,7% к ВВП), в 2011 году – 4 143,9 млрд. рублей (8,6% к ВВП), в 2012 году – 4 566,6 (8,5% к ВВП)

 Бюджет-2010 рассчитывался,  исходя из стоимости нефти марки Urals в $55 за баррель. При этом бюджет прогнозируется дефицитным с доходами в 6,9 трлн. руб. и расходами в 9,9 трлн. рублей. Средняя цена на нефть марки Urals в январе — феврале текущего года сложилась на уровне 74,3 доллара за баррель, что гораздо выше цены, заложенной в бюджете.

 Всего в январе-феврале  2010 года в федеральный бюджет  поступило 573,8 млрд. руб. налоговых  доходов, что на 19% больше, чем  в январе-феврале 2009 года, без  учета поступлений ЕСН, зачисляемого  в федеральный бюджет, - на 33%.

 Основная масса  администрируемых ФНС России  доходов федерального бюджета  обеспечена поступлениями НДС  (49%), налога на добычу полезных  ископаемых (39%) и ЕСН (4%).

 Поступления налога  на прибыль организаций в январе-феврале  2010 года составили 10,6 млрд. рублей, что в 2,6 раза меньше, чем в январе-феврале 2009 года.

 Уменьшение поступлений  в основном связано со снижением  с 1 января 2009 года ставки для  зачисления налога в федеральный  бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в  соответствии с законодательством,  ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.

 Поступления единого  социального налога, зачисляемого  в федеральный бюджет, в январе-феврале  2010 года составили 23,3 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2009 года снизились в 2,9 раза. Снижение поступлений связано с отменой с 01.01.2010 единого социального налога и введением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

 Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-феврале 2010 года поступило 283,6 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в январе-феврале 2009 года.

 Поступления по  сводной группе акцизов в федеральный  бюджет в январе-феврале 2010 года составили 19,2 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2009 года в 1,8 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

 Налога на добычу  полезных ископаемых в январе-феврале  2010 года поступило 223,8 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти  – 203,5 млрд. рублей, газа горючего  природного – 16,7 млрд. рублей, газового  конденсата – 1,5 млрд. рублей.

 По сравнению с январем-февралем 2009 года поступления НДПИ выросли в 2 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 40,4$ в декабре 2008 года –январе 2009 года до 74,6$ в декабре 2009 года – январе 2010 года, или в 1,8 раза).

 Что касается неналоговых  доходов, то их совокупный размер составил 326 млрд. руб. Наибольшую долю составляют доходы о твнешнеэкономической деятельности - 61%, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 31,3%. Остальные неналоговые доходы, а именно платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи материальных и нематериальных активов и прочие доходы в сумме составили 25 млрд. руб. или 7,7% неналоговых доходов в совокупности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Реализуя возложенные  на него функции, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества  в целом, так и отдельных  индивидуумов: здравоохранение, образование,  культура, искусство, правоохранительная  деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Именно для этого оно аккумулирует денежные средства в федеральном бюджете, которые выступают в форме его доходов.

 Госрегулирование  процессов распределения и использования доходов как в целом по стране, так и по ее регионам является стержнем системы экономической и финансовой политики государства, которая охватывает широкий круг вопросов социально-экономического, финансово-денежного, геополитического, правового и инструментального характера. Анализ этих вопросов показывает, что в силу неэффективности и неправильности курса указанной политики, включая несовершенство действующего бюджетно-налогового законодательства, а также отсутствия должного государственного контроля над системой ценообразования в стране имеет место неоптимальное и несправедливое распределение доходов.

 Анализ динамики  и структуры доходов федерального  бюджета РФ показывает, что по  сравнению с 2008 г. размер доходов  сократился на 21%. В следствие финансового кризиса экспортные цены на нефть упали, прибыль предприятий сократилась, число убыточных предприятий возросло, ликвидность банковского сектора резко сократилась. Все это привело к сокращению поступлений от налога на прибыль и НДПИ в сумме на 1,2 трлн. руб., а также к уменьшению доходов от внешнеэкономической деятельности на 0,9 трлн. руб. Причем в структуре доходов доля налоговых доходов постепенно уменьшается и в 2009 г. составляет только 54%, что делает бюджет страны все более зависимым от уровня экспортных цен.

 Именно поэтому  решающее значение для сохранения  объема доходов федерального  бюджета в современных кризисных  условиях и снижения налоговой  нагрузки на экономику имеют  реформы налоговой сферы, направленные  на обеспечение ее стабильности, эффективности, сбалансированности, повышение ее прозрачности и справедливости, совершенствование налогового законодательства.

 Через налоговый  механизм и методы налогообложения  государство получает возможность  воздействовать на весь воспроизводственный процесс (производство, обмен, потребление), включая воздействие госрегулирования на пропорции распределения, перераспределения и использования доходов в обществе. Регулирующая функция налогов тесно связана с их социальной функцией. С помощью ее реализации обеспечивается общественное (социальное) равновесие в распределении и использовании доходов хозяйствующих субъектов. Для этой цели государства во всем мире используют, например, метод прогрессивного налогообложения (низкие ставки налога с малых доходов физических и юридических лиц и высокие – с больших доходов), освобождение от некоторых налогов отдельных категорий людей (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных и пр.), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши и т. д.

 Важную роль в  формировании налоговых доходов  бюджета играет налог на добычу  полезных ископаемых (НДПИ), в функционировании  которого также имеются некоторые  недоработки. Основные параметры налоговой системы, в том числе в отношении нефтяного сектора, должны изменяться в соответствии с принципом целостности системного подхода, и по возможности синхронно, вместе с изменениями внешних и внутренних условий, в которых находится финансово-экономическая система страны и функционируют основные отраслевые предприятия. Это будет способствовать минимизации налоговых потерь при неблагоприятных экономических условиях и увеличению бюджетных поступлений в периоды экономического роста.

Информация о работе Доходы федерального бюджета