Государственные внебюджетные фонды России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России, исследовать основные источники их формирования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
На основе нормативных документов и литературных источников изучить экономическую сущность государственных внебюджетных фондов РФ.
Рассмотреть систему государственных внебюджетных фондов РФ.
Проанализировать основные источники формирования государственных внебюджетных фондов.
Выявить проблемы порядка исчисления и взимания ЕСН.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
6
1.1.
Развитие государственных внебюджетных фондов в РФ
6
1.2.
Понятие, сущность и роль государственных внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии общества
15
1.3.
Система государственных внебюджетных фондов
23
2.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
33
2.1.
Общая характеристика Единого социального налога
33
2.2.
Основные элементы Единого социального налога
43
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
60


68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

- вносит в установленном  порядке предложения по совершенствованию  законодательных и иных нормативных  правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

-  участвует в разработке  базовой программы обязательного  медицинского страхования граждан;

- осуществляет сбор  и анализ информации, в том  числе о финансовых средствах  системы обязательного медицинского  страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

- организует в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, подготовку специалистов  для системы обязательного медицинского  страхования;

- изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

- обеспечивает в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, организацию научно-исследовательских  работ в области обязательного  медицинского страхования;

- участвует в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, в международном сотрудничестве  по вопросам обязательного медицинского  страхования;

- ежегодно в установленном  порядке представляет в Правительство  Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  (далее – ТФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

ТФОМС является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

ТФОМС подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти.

Основными задачами ТФОМС являются:

1) обеспечение реализации  Закона Российской Федерации  "О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации";

2) обеспечение предусмотренных  законодательством Российской Федерации  прав граждан в системе обязательного  медицинского страхования;

3) обеспечение всеобщности  обязательного медицинского страхования  граждан;

4) достижение социальной  справедливости и равенства всех  граждан в системе обязательного  медицинского страхования;

5) обеспечение финансовой  устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

ТФОМС:

1) аккумулирует финансовые  средства ТФОМС на обязательное медицинское страхование граждан;

2) осуществляет финансирование  обязательного медицинского страхования,  проводимого страховыми медицинскими  организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением ТФОМС;

3) осуществляет финансово-кредитную  деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

4) выравнивает финансовые  ресурсы городов и районов,  направляемые на проведение обязательного  медицинского страхования;

5) предоставляет кредиты,  в том числе на льготных  условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

6) накапливает финансовые  резервы для обеспечения устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования;

7) разрабатывает правила  обязательного медицинского страхования  граждан на соответствующей территории;

8) осуществляет контроль  за рациональным использованием  финансовых средств, направляемых  на обязательное медицинское  страхование граждан;

9) согласовывает совместно  с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими  ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;

10) вносит предложения  о страховом тарифе взносов  на обязательное медицинское страхование;

11) согласовывает с  органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными  медицинскими ассоциациями, страховщиками  тарифы на медицинские и иные  услуги по обязательному медицинскому  страхованию;

12) осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

13) предоставляет Федеральному  фонду обязательного медицинского  страхования информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции;

14) проводит разъяснительную  работу по вопросам, относящимся  к компетенции ТФОМС;

15) осуществляет другие  мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Таким образом, рассмотренные  государственные внебюджетные фонды  – это целевые централизованные фонды, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических  и физических лиц и предназначенные  для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

С помощью внебюджетных фондов решаются важнейшие социальные задачи: социальной защиты; повышения  жизненного уровня; сохранения и улучшения здоровья населения; оказания социальных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

 

    1.  Общая характеристика Единого социального налога

 

 

С позиции финансового права, согласно ст.13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образованный вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинской помощи. Внебюджетные социальные фонды по своей экономической сущности представляют собой обособленную часть необходимого продукта и имеют свою существенную специфику. Она состоит в том, что указанные фонды формируются в основном за счет специальных платежей, взимаемых с плательщиков, которые именуются страховыми взносами (с 1.01.2001 г. – единого налога – далее ЕСН) [10].

В составе ЕСН консолидированы  взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования и фонды обязательного медицинского страхования  — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Государство стремится  к тому, чтобы поступления в  государственные внебюджетные фонды были стабильными, пытается обеспечить ежегодное увеличение указанных поступлений. Так, в 2003 году поступления в государственные внебюджетные фонды составили – 600,2 млрд. руб., в 2004 – 732,33 млрд. руб., 2005 – 806,8 млрд. руб. В 2006 году поступления превысили триллион рублей и составили 1015,1 млрд. руб., в 2007 – 1283,2 млрд. руб.

Рис. 2.1. Поступления администрируемых ФНС России доходов в государственные  внебюджетные фонды

Идея введения единого  социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым [45].

Экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды проявляется в том, что они являются элементами расходов организации по воспроизводству трудовых, материальных, природных ресурсов, используемых предприятиями, которые отражаются в издержках.

Наличие внебюджетных фондов не противоречит единству бюджетной системы РФ, предусмотренной ст. 8 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Этим же Законом в ст. 18 допускается создание целевых и резервных фондов, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ… могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты низших уровней [44].

Внебюджетные фонды  обеспечивают финансирование государственных  расходов, не включенных в бюджет, то есть не консолидированных в него. Особенностью внебюджетных фондов является порядок их формирования, который происходит за счёт страховых взносов (ЕСН).

Источники формирования внебюджетных фондов во многом определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются.

Наличие в составе  доходных источников внебюджетных фондов средств государственного бюджета обуславливается недостаточностью поступлений от плательщиков взносов, вследствие высоких темпов роста объёмов выплат по указанным фондам, что объясняется существенным опережением выплат по пенсионному обеспечению и социальному страхованию. Таким образом, средства государственного бюджета в данном случае фактически выполняют роль компенсационных платежей по возмещению затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, что позволяет ограничить удорожание факторов производства, рост цен и поддерживать определенный уровень рентабельности по отраслям экономики. Практика использования ресурсов государственного бюджета для формирования этих фондов должно носить разовый характер – в случае проведения крупных мероприятий по повышению жизненного уровня нетрудоспособных граждан в общеустановленном масштабе или в рамках крупных отраслей регионов.

После принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды [3].

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы  взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования и фонды обязательного  медицинского страхования  — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев)[13].

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные  с использование этих средств, устанавливаются  законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Единый социальный налог (взнос) – это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Динамику поступления  ЕСН в федеральный бюджет можно выявить из графика (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Поступления ЕСН  в федеральный бюджет 2003-2007 гг.

Положительным результатом было выполнение ежемесячных заданий за 2001 г. по сбору ЕСН во все фонды. Поступления платежей в сравнении с теми же периодом предыдущих годов увеличивались.

Несмотря на то что  в фондах была достигнута высокая  собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым  органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно [19].

К сожалению, ожидаемого снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда налогоплательщиков не получилось. Совокупная ставка налога для налогоплательщиков-работодателей в размере 35,6% была слишком высока, а регрессивную шкалу могли применять лишь немногие.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России