Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).
Введение
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетной системы РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Сущность бюджетного федерализма
2 Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укрепления доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
Заключение
Библиографический список
обязательное опубликование в
средствах массовой информации утвержденных
бюджетов и отчетов об их исполнении,
полноту представления
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность
бюджетной классификации РФ, а
также обеспечение
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств не вправе распределять
бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств распорядителям
и получателям бюджетных
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.
Следует обратить внимание,
что из всех перечисленных принципов
только принципы единства, самостоятельности
и разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести к
Под федерализмом понимается
способ государственного управления,
при котором органично
Федеративное устройство
России, разграничение прав и полномочий
между центром и субъектами Федерации
являются предпосылкой финансово-бюджетного
федерализма. Финансово-бюджетный федерализм
основан на разделении полномочий между
центральными органами власти, властями
субъектов Федерации и органами местного
самоуправления в области финансов, в
частности, в бюджетной сфере. Бюджетный
федерализм можно определить как способ
построения бюджетных отношений между
федеральной властью и властями национально-государственных
и административно-
К основным принципам бюджетного федерализма относят:
• единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории страны;
• сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства;
• сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;
• высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса;
• участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения
представляют собой совокупность отношений
между федеральными органами РФ, органами
государственной власти субъектов
РФ и местного самоуправления по поводу
регулирования бюджетных
2 Анализ состояния бюджетной системы российской федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
Исполнение федерального бюджета в 2010 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2010 год». По оперативным данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь – сентябрь 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % – от объема, утвержденного на девять месяцев 2010 года Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % – от задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.
Анализ основных характеристик федерального бюджета свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2008 году он составлял 18,6 %, то в 2010 году – 17,2 %, а в 2009 году – 13,5 процента. В январе – сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая составила в январе – июне 2010 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год», в январе – сентябре 2010 года – 22,7 процента.
Несколько иная динамика доходов федерального бюджета. Если удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2010 году составлял 15,1 %, в 2008 году – 14,9 %, а в 2010 году даже снизился до 11,9 %, то в 2009 году он составил 16,0 %, а в январе – июне 2010 года – 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год», в январе – сентябре 2010 года – 16,9 процента.
Остатки средств федерального
бюджета по состоянию на 1 января
2010 года на счетах по учету средств
федерального бюджета составляли 173923,7
млн. рублей. В доходы федерального
бюджета за январь – сентябрь 2010
года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены
заимствования в объеме 56241,6 млн.
рублей. Все поступления, включая
входящие остатки, заимствования, поступления
от продажи имущества и реализации
государственных запасов
Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, в январе – сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % – от объема, утвержденного на указанный период 2010 года Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь – сентябрь 2010 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам – 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам – 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.
Налоги и иные платежи,
контролируемые Министерством Российской
Федерации по налогам и сборам,
поступили в федеральный бюджет
в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет
60,3 % от общего объема поступивших в
январе – сентябре 2010 года доходов
федерального бюджета, Государственным
таможенным комитетом Российской Федерации
– 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством
имущественных отношений
По сравнению с
Анализ основных характеристик федерального бюджета за ряд лет свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе – сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год». Причем в общем объеме расходов федерального бюджета нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе – сентябре 2010 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год».
Наличие остатков средств
федерального бюджета в объеме 173923,7
млн. рублей (по состоянию на 1 января
2010 года), доходы федерального бюджета
в объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли
исполнить установленные
Однако расходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, исполнены лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя, утвержденного федеральным бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.
Исполнение расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально как по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, так и по субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, воспроизводство научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу». Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.
На недостаточном уровне осуществлено финансирование отдельных федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов.
В ходе исполнения бюджета кредиторская задолженность возросла по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию на 1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При этом дебиторская задолженность бюджетополучателей на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей.
Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе