Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетной системы РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Сущность бюджетного федерализма
2 Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укрепления доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контр.раб.по БС.docx

— 316.39 Кб (Скачать файл)

Указанные льготы должны действовать  в отношении участников проекта  в течение 10 лет с момента их регистрации либо до момента, когда  общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн. рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд. рублей.

В-четвертых, требуется стимулирование энергосбережения и рационального  использования природных ресурсов.

В частности, следует более  активно использовать такие инструменты  государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

Для обеспечения внедрения  в экономику новых технологий целесообразно освободить от налогообложения  налогом на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. Поскольку этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых в настоящее время.

В-пятых, для развития социальной сферы необходимо привлекать частные  инвестиции в системы здравоохранения  и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые  носят социально значимый характер.

В-шестых, в среднесрочной  перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой  базы бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения  новых активных хозяйствующих субъектов.

Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в  том числе формирование соответствующих  кадастров, а также разработать  систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости  облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими  доходами.

В-седьмых, актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния  на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.

Нельзя допускать, чтобы  их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей  степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют  экономическую жизнь организаций  и повседневную жизнь граждан.

Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.

Сохраняется и проблема с  возмещением налога на добавленную  стоимость. Еще раз следует оценить  «затратность» такого администрирования  как для налогоплательщика, так и для государства, обратив внимание в первую очередь на избыточность «оправдательных документов» и на предъявляемые к ним требования.

В-восьмых, особое внимание в этот период следует уделить  бесперебойной и эффективной  работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного  союза, по вопросам администрирования  косвенных налогов и распределения  между странами – членами таможенного  союза ввозных таможенных пошлин.

 

3.2 Приоритетные  направления совершенствования  механизма бюджетного регулирования  расходов бюджета РФ

 

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам:

1. Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обеспечит безусловное  исполнение всех законодательно установленных  обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

В то же время система  социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку  семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи  с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации  при формировании и применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам  в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения  трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать  ясную программу долгосрочного  развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

2. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить  на 6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. – фонды  оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем  размере) и денежное содержание судей  и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. – стипендиальный фонд.

Предлагаю Правительству  Российской Федерации рассмотреть  вопрос о механизмах повышения эффективности  работы федеральных государственных  служащих, в том числе о возможности  сокращения в течение трех лет  их численности в пределах 20 процентов, оставив при этом до 50 процентов  экономии бюджетных средств в  распоряжении федеральных органов  государственной власти.

3. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Должны быть обеспечены как  повышение качества образования, так  и сопряженность образования  и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных  специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и  начальным профессиональным образованием.

В рамках соответствующих  государственных программ следует  обеспечить реализацию национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа», продолжить развитие федеральных университетов  и национальных исследовательских  университетов, а также закрепить  положительные результаты демографической  политики, достигнутые во многом благодаря  реализации национального проекта  «Здоровье».

Важной инвестицией в  будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

При планировании социальных расходов бюджета следует обязательно  предусмотреть средства на осуществление  мероприятий по обеспечению комплексной  безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих  услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым  гражданам, а также по обеспечению  полноценного доступа инвалидов  к объектам и услугам социальной сферы.

4. Обеспечение обороноспособности страны.

Финансирование расходов на национальную оборону должно позволить  решить все стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку новых видов  вооружения, обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного  довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и  совершенствования структуры Вооруженных  Сил Российской Федерации), реализацию социальных гарантий для военнослужащих.

Одной из приоритетных задач  является обеспечение жильем военных. К концу 2010 года должны быть выполнены  все ранее взятые обязательства  по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012 году – служебным  жильем.

С 2011 года должна начаться реализация Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, обеспечивающей комплексное  переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. На осуществление  Государственной программы вооружения должна быть направлена новая федеральная  целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.

5. Реформа органов внутренних дел.

Необходимо обеспечить повышение  эффективности деятельности органов  внутренних дел.

С 2012 года финансовое обеспечение  милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению  расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих  им финансовых потоков.

6. Развитие транспортной инфраструктуры.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым  условием экономического роста и  повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных  технологий продолжает оставаться одной  из основных задач на среднесрочную  перспективу.

При этом необходимы новые  подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных  инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

В связи с этим одним  из приоритетных направлений бюджетной  политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической  эффективности.

Необходимо обеспечить функционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте, прежде всего  в метрополитене и на других видах  общественного транспорта.

7. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

Безусловным приоритетом  бюджетных расходов на поддержку  экономики должна стать поддержка  инновационных проектов и важнейших  научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией  при Президенте Российской Федерации  по модернизации и технологическому развитию экономики России).

Механизм выделения бюджетных  грантов для поддержки отечественных  инновационных проектов должен быть ориентирован на обеспечение общегосударственных  приоритетов.

При этом бизнес должен финансироваться  в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная  поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть финансирования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проведённого исследования, следует отметить, что  бюджетная политика это направление  экономической политики государства, связанное с разработкой и  использованием государственного бюджета  и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство (в Российской Федерации федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации). Поскольку основной инструмент формирования бюджетов – налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой (хотя некоторые авторы не без основания проводят различие между этими терминами).

Задача бюджетной политики – выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут  быть следующие:

а) величина дефицита бюджета  или же отсутствие такового,

б) размеры или отсутствие государственного долга, а также  время, отводимое на его погашение,

в) определение долей Федерации  и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема «бюджетного федерализма»), соотношение основных разделов бюджета  и т.д.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые  определяют стратегические направления  и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

- снижение налоговой нагрузки  на экономику;

- упорядочивание государственных  обязательств;

- создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными  финансами.

Проведённый анализ показал, что объемы финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе – сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года – 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года – 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года – 85524,8 млн. рублей).

Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию  на 1 октября 2010 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том  числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка  в учете средств федерального бюджета.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе