Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).
Введение
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетной системы РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Сущность бюджетного федерализма
2 Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укрепления доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
Заключение
Библиографический список
Анализ объемов финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе – сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года – 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года – 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года – 85524,8 млн. рублей).
Наличие значительных остатков
средств федерального бюджета на
всех счетах по учету средств федерального
бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию
на 1 октября 2010 года), а также практика
внесения в отчеты об исполнении федерального
бюджета корректировок сумм этих
остатков по состоянию на начало года
свидетельствуют об имеющихся возможностях
совершенствования системы
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
Правовую основу межбюджетных отношений составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Мордовия, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия, регулирующие межбюджетные отношения.
Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:
1) дотации бюджетам субъектов
Российской Федерации из
2) субсидии бюджетам субъектов
Российской Федерации из
3) субсидии бюджетам субъектов
Российской Федерации из
4) субвенции бюджетам
субъектов Российской
5) финансовая помощь бюджетам
отдельных муниципальных
6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
7) бюджетные кредиты бюджетам
субъектов Российской
Состав межбюджетных трансфертов в 2009-2011 гг. можно пронаблюдать в таблице 2.2:
Таблица 2.2 Состав межбюджетных трансфертов в 2009-2011 гг.
Вид трансферта |
2009 |
2010 |
2011 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
5 014 043,5 |
3 911 234,8 |
2 205 617,4 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
3 014 043,5 |
2 411 234,8 |
1 205 617,4 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
3 014 043,5 |
2 411 234,8 |
1 205 617,4 |
Дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
2 000 000,0 |
1 500 000,0 |
1 000 000,0 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
2 000 000,0 |
1 500 000,0 |
1 000 000,0 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
1 597 714,7 |
511 363,5 |
483 636,8 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на оздоровление детей |
10 300,0 |
10 300,0 |
10 300,0 |
Субсидии бюджетам на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений |
32 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений |
32 000,0 |
35 000,0 |
35 000,0 |
Субсидии бюджетам субъектов
Российской Федерации на денежные выплаты
медицинскому персоналу фельдшерско- |
77 031,3 |
79 227,1 |
79 227,1 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство |
67 676,7 |
67 676,7 |
67 676,7 |
Субсидии бюджетам на строительство
и модернизацию автомобильных дорог
общего пользования, в том числе
дорог в поселениях (за исключением
автомобильных дорог |
193 440,0 |
- |
- |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за Продолжение таблицы 2.2 исключением автомобильных дорог федерального значения) |
193 440,0 |
- |
- |
Субсидии бюджетам на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов |
211 775,4 |
- |
- |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов |
211 775,4 |
- |
- |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на реализацию федеральных целевых программ |
700 000,0 |
- |
- |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию федеральных целевых программ |
700 000,0 |
- |
- |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей |
6 000,0 |
- |
- |
Субсидии бюджетам на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга |
2 730,0 |
20 784,9 |
- |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга |
2 730,0 |
20 784,9 |
- |
Прочие субсидии |
296 761,3 |
298 374,8 |
291 433,0 |
Прочие субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации |
296 761,3 |
298 374,8 |
291 433,0 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
1 100 814,4 |
1 121 728,8 |
1 201 178,8 |
Субвенции бюджетам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан |
542 051,1 |
606 006,8 |
669 005,4 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан |
542 051,1 |
606 006,8 |
669 005,4 |
Субвенции бюджетам на государственную регистрацию актов гражданского состояния |
49 253,8 |
54 159,8 |
57 779,1 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния |
49 253,8 |
54 159,8 |
57 779,1 |
Субвенции бюджетам на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный Продолжение таблицы 2.2 донор СССР», «Почетный донор России» |
35 356,1 |
37 831,6 |
40 405,2 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» |
35 356,1 |
37 831,6 |
40 405,2 |
Субвенции бюджетам на охрану и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты |
170,4 |
170,4 |
170,4 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на охрану и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты |
170,4 |
170,4 |
170,4 |
Субвенции бюджетам на перевозку
несовершеннолетних, самовольно ушедших
из семей, детских домов, школ-интернатов,
специальных учебно- |
561,9 |
593,4 |
838,6 |
Субвенции бюджетам субъектов
Российской Федерации на перевозку
несовершеннолетних, самовольно ушедших
из семей, детских домов, школ-интернатов,
специальных учебно- |
561,9 |
593,4 |
838,6 |
Субвенции бюджетам на государственные
единовременные пособия и ежемесячные
денежные компенсации гражданам
при возникновении |
210,0 |
246,0 |
216,0 |
Субвенции бюджетам субъектов
Российской Федерации на государственные
единовременные пособия и ежемесячные
денежные компенсации гражданам
при возникновении |
210,0 |
246,0 |
216,0 |
Субвенции бюджетам на выплаты
инвалидам компенсаций |
1 215,8 |
1 215,8 |
1 215,8 |
Субвенции бюджетам субъектов
Российской Федерации на выплаты
инвалидам компенсаций |
1 215,8 |
1 215,8 |
1 215,8 |
Субвенции бюджетам на осуществление
первичного воинского учета на территориях,
где отсутствуют военные |
19 023,7 |
20 856,3 |
22 174,3 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление первичного воинского учета на Продолжение таблицы 2.2 территориях, где отсутствуют военные комиссариаты |
19 023,7 |
20 856,3 |
22 174,3 |
Субвенции бюджетам на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений |
114 834,4 |
120 841,6 |
121 734,1 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений |
114 834,4 |
120 841,6 |
121 734,1 |
Субвенции бюджетам на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений |
16 722,0 |
19 217,8 |
19 217,8 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений |
16 722,0 |
19 217,8 |
19 217,8 |
Субвенции бюджетам на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
6 041,4 |
7 439,2 |
7 878,5 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
6 041,4 |
7 439,2 |
7 878,5 |
Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий |
188 907,5 |
201 503,7 |
206 165,2 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий |
188 907,5 |
201 503,7 |
206 165,2 |
Субвенции бюджетам на обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов |
82 033,9 |
28 750,9 |
30 342,8 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов Продолжение таблицы 2.2 боевых действий, участников Великой Отечественной
Продолжение таблицы 2.2 войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов |
82 033,9 |
28 750,9 |
30 342,8 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на охрану и использование объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов) |
91,8 |
91,8 |
97,2 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания |
2 456,8 |
2 723,6 |
2 983,0 |
Субвенции бюджетам субъектов
Российской Федерации на выплату
единовременного пособия |
10 671,0 |
11 418,5 |
12 195,4 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление передаваемых полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан |
1 579,9 |
1 717,9 |
1 817,4 |
Прочие субвенции |
29 632,9 |
6 943,7 |
6 942,6 |
Прочие субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации |
29 632,9 |
6 943,7 |
6 942,6 |
Иные межбюджетные трансферты |
168 514,2 |
190 063,9 |
140 902,9 |
Межбюджетные трансферты,
передаваемые бюджетам на обеспечение
равного с Министерством |
142 485,9 |
162 343,7 |
140 902,9 |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам Продолжение таблицы 2.2
субъектов Российской Федерации
на обеспечение равного с |
142 485,9 |
162 343,7 |
140 902,9 |
Межбюджетные трансферты,
передаваемые бюджетам субъектов Российской
Федерации на обеспечение равной
доступности услуг |
26 028,3 |
27 720,2 |
- |
бюджетный политика федеральный россия
В условиях достаточности
финансовых ресурсов региональных бюджетов
на первый план выходит задача повышения
эффективности использования
- продолжение формирования
стимулов к увеличению
- совершенствование механизмов
предоставления межбюджетных
- формирование нового
качества финансового
Установленное бюджетным законодательством закрепление налоговых доходов за бюджетами субъектов Российской Федерации, а также стабильность принципов предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обеспечат рост доходов до 6 298,2 млрд. рублей в 2009 году, 7 034,5 млрд. рублей – в 2010 году, 7 881,7 млрд. рублей – в 2011 году, из них налоговые доходы составят соответственно 4 706; 5 382 и 6 208 млрд. рублей.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составили в 2009 году 364 млрд. рублей, в 2010 году – 389 и в 2011 году – 416 млрд. рублей. Это позволяет определять минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высоко обеспеченных и 10 самых низко обеспеченных.
Направлением
Задачи стимулирования субъектов Российской Федерации к осуществлению приоритетных, с точки зрения Российской Федерации, расходов, решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Число каналов такой поддержки возросло в настоящее время до 90, их объем равен 231 млрд. рублей в 2009 году, 192 млрд. рублей в 2010 году, 176 млрд. рублей в 2011 году (без расходов инвестиционного характера). Отдавая должное эффекту, который достигается в результате софинансирования важных направлений социальной политики в субъектах Российской Федерации, дальнейшая практика их предоставления требует совершенствования. Представляется, что прежде всего необходимо поэтапно сокращать объемы отдельных предоставляемых субсидий по мере решения поставленных задач, а новые должны предоставляться в пределах общего объема субсидий, имеющегося у соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета, и на определенный срок, а не бессрочно, как это делается в настоящее время. В этих целях предлагается федеральным органам исполнительной власти – главным распорядителям средств федерального бюджета провести консолидацию субсидий в отраслевые, что даст возможность определять приоритеты в софинансировании в зависимости от реализуемой на конкретном этапе политики.
Финансовое обеспечение
полномочий, переданных Российской Федерацией
для исполнения субъектам Российской
Федерации и муниципальным
Должны быть сформированы
стимулы к повышению качества
управления региональными и муниципальными
финансами. Условием, обеспечивающим надлежащее
качество финансового менеджмента
может быть расширение бюджетных
возможностей для субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Необходимо формирование
системы стимулирования органов
местного самоуправления к внедрению
передовых процессов в области
социально-экономического развития и
управления общественными финансами.
Для муниципальных образований
в субъектах Российской Федерации
должны быть установлены стимулы
к повышению эффективности
В целях предупреждения возможных негативных последствий в исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации в случае существенных изменений доходной базы предполагается сохранить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, реализация предлагаемых
мер по повышению качества управления
государственными и муниципальными
финансами в Российской Федерации
должна обеспечить дальнейшее развитие
системы межбюджетных отношений
и способствовать повышению эффективности
бюджетной системы Российской Федерации
на основе сочетания принципов
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ
3.1 Пути укреплении
доходной базы федерального
Необходимо искать возможности
и для повышения доходов
Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.
В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям.
Во-первых, следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным.
Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка.
Во-вторых, необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности.
В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Есть резерв поддержки инноваций в экономике и в амортизационной политике. Для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, например скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока службы.
В-третьих, в целях стимулирования
осуществления инновационной
Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе