Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 04:37, контрольная работа
В настоящее время особое внимание уделяется различным показателям оценки деятельности субъектов РФ, проводится мониторинг соблюдения субъектами РФ требований Бюджетного кодекса РФ, осуществляется оценка кредитоспособности и финансовой устойчивости субъектов РФ.
Устойчивость бюджета имеет огромное значение в практике бюджетной работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать финансово-экономическое (в том числе бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику.
DР(DДналог) = К Со *(Дналог1 - Дналог0),
(4)
DР(DДненалог) = КС0* (Д неналог1 - Д неналог0),
где ∆Р(∆Кс) - изменение величины расходов местного бюджета под влиянием изменения коэффициента соотношения расходов и доходов местного бюджета;
∆Р(∆Дналог) - изменение величины расходов местного бюджета под влиянием изменения налоговых доходов;
∆Р(∆Дненалог) - изменение величины расходов местного бюджета под влиянием изменения неналоговых доходов;
Кс1, Кс0 " коэффициент соотношения расходов и доходов местного бюджета в отчетном и базисном периодах;
Дналог1, Дналог0 - величина налоговых доходов бюджета в отчетном и базисном периодах;
Дненалог1, Дненалог0 - величина неналоговых доходов бюджета в отчетном и базисном периодах.
Модель 2. Позволяет оценить влияние на коэффициент обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами (К1) двух факторов - коэффициента обеспечения расходов на социальную сферу собственными доходами муниципального образования (КСП) и доли расходов на социальную сферу в величине расходов местного бюджета (d):
К1 = (6)
где К1 - коэффициент обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами,
ДС - собственные доходы;
Р - величина расходов бюджета;
РСП - расходы на социальную сферу.
КСП - показывает величину собственных доходов, приходящихся на один рубль расходов местного бюджета на социальную сферу, отражает способность местного бюджета выполнять за счет собственных средств социальные гарантии населения:
Ксп =
При благоприятной финансовой устойчивости бюджета значение данного коэффициента будет существенно превышать единицу. Рост данного коэффициента должен обеспечиваться за счет роста собственных доходов, а не сокращения расходов на социальную сферу.
d - доля расходов на социальную сферу в величине расходов местного бюджета:
d =
,
Определим влияние указанных факторов на результативный показатель:
DК1 (DКСП ) = (КСП1 –КСП0 )*d1,
DK1(Dd) = (d1-d0)*КСП0,
где ∆К1(∆Ксп) - изменение коэффициента обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами под влиянием изменения коэффициента обеспечения расходов на социальную сферу собственными доходами муниципального образования;
∆К1(∆d) - изменение коэффициента обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами под влиянием изменения доли расходов на социальную сферу в общей величине расходов местного бюджета;
КСП1, Ксп0 - коэффициент обеспечения расходов на социальную сферу собственными доходами муниципального образования в отчетном и базисном периодах;
d1; d0 - доля расходов на социальную сферу в общей величине расходов местного бюджета в отчетном и базисном периодах.
Модель 3. Предусматривает оценку влияния на коэффициент собственности (К2) двух факторов: показателя кредиторской задолженности (ПКЗ) и коэффициента потенциальных собственных источников местного бюджета (КПИ). Зависимость между показателями представлена в следующем виде:
К2 =
где К2 - коэффициент собственности;
ДС - собственные доходы;
Д - доходы бюджета;
КЗ - кредиторская задолженность;
ПКЗ характеризует, какая часть кредиторской задолженности местного бюджета может быть покрыта за счет его собственных доходов:
Пкз =
,
КПИ показывает объем финансирования на погашение кредиторской задолженности местного бюджета, приходящийся на один рубль всех доходов бюджета:
Кпи =
,
Используя правила факторного анализа, определим влияние указанных факторов на результативный показатель:
DК2 (DПКЗ ) = (ПКЗ1-ПКЗо)*КПИ1 ,
DК2 (DКПИ ) - (К ПИ1 - К ПИ0 ) * П КЗ0,
где ∆К2(∆Пкз) - изменение коэффициента собственности под влиянием изменения показателя кредиторской задолженности;
∆К2(∆Кпи) - изменение коэффициента собственности под влиянием изменения коэффициента потенциальных собственных источников местного бюджета;
Пкз1 Пкз0 - показатель кредиторской задолженности в отчетном и базисном периодах;
Кпи1, Кпи0 - коэффициент потенциальных собственных источников местного бюджета в отчетном и базисном периодах.
Таким образом, мы можем полагать, что оценка устойчивости бюджета муниципального образования на основе факторного анализа позволяет выявить положительное и отрицательное влияние каждого фактора, дает возможность оперативно устранить негативные тенденции и избежать нежелательных последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были приведены три метода анализа устойчивости бюджета субъектов РФ, позволяющие выполнить следующие задачи:
- классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию;
- определение формы зависимости между факторами и показателями;
- влияния факторов и оценка роли каждого из них.
Устойчивость территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.
При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения.
Бюджет обладает рядом свойств целостной системы, применение категории "устойчивость" в отношении бюджета ограничивает предметную область исследования факторов обеспечения устойчивости бюджетной системы государства, не позволяя рассматривать всю целостную совокупность ее системных качеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетная система России: учеб./под ред. ГОДАБ. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 550 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Каратаев С.М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета / С.М. Каратаев // Дайджест-Финансы. № 5. - 2003
4. Лапушинская ГОДАК. Метод анализа территориальных бюджетов / ГОДАК. Лапушинская // Финансы. № 9. - 2001
5. Леонов С.Н. Типология проблемных регионов на основе оценки межрегиональных социально-экономических и финансовых различий / С.Н. Леонов //Известия РАН. — Сер. Географическая. - № 2. - 2005
6. Паникин В.Е. Финансовая устойчивость и безопасность местных бюджетов / В.Е. Паникин // Вестник Волгоградского государственного университета. — Сер. 3, Экономика. Экология. -№1 - 2009
7. Пикман Л. Устойчивость бюджетов субъектов РФ / Л. Пикман // Бюджет. №12 - 2008
8. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 года № 1101-р. — http://www.minfin.ru
9. Программа повышения
эффективности бюджетных
10. Закон Хабаровского края «О бюджетной системе Хабаровского края на 2006 год» // справочно-правовая система Консультант плюс
Информация о работе Понятие и сущность бюджетной устойчивости (на примере субъектов РФ)