Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа
Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;
Введение 7
1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание
2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области
2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства
2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области
3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………
3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства
3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области
3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области
РЕФЕРАТ
Отчет 68 с., 3 ч., 3 рис., 2 табл., 22 источника, 2 прил
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО(ЖКХ), ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, РЕФОРМИРОВАНИЕ, ЖИЛИЩЕ,СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, УПРАВЛЕНИЕ, ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО.
Цель работы – исследование жилищно-коммунального комплекса на предмет его функционирования в существующей законодательной среде в том числе его привлекательности для частного бизнеса на примере Еврейской автономной области.
В процессе работы проводились теоретические исследования законодательной базы Российской Федерации и законов субъекта в области ЖКХ в плане их влияния на привлечение предприятий с негосударственным капиталом в данный сектор экономики.
В результате исследования обобщена и систематизирована законодательная база по реформированию ЖКХ. В комплексе организационно-методических вопросов исследования сформулированы принципы частно-государственного партнерства в жилищно-коммунальной сфере.
Степень внедрения – результаты исследования использованы для подготовки анализов, докладов, в том числе использованы для проведения практических занятий в учебных заведениях, для повышения квалификации работников ЖКХ Еврейской автономной области.
Область применения: в учебном процессе, в научно-исследовательской работе, в текущей производственной деятельности управления жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, органов местного самоуправления, организациями ЖКХ, Министерством регионального развития Российской Федерации, Росстроем.
Значимость работы – сформулирована и обобщена теоретико-методическая и информационная база для совершенствования государственного регулирования ЖКХ России, определены направления совершенствования частно-государственного партнерства в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области.
содержание
Введение
1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание
2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области
2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства
2.2 Правовое
регулирование реформирования ЖКХ
в Еврейской автономной области
3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………
3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства
3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ
финансово хозяйственного состояния
жилищно-коммунального комплекса области
3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства
Заключение
Список использованных
источников и литературы
Приложения…
Актуальность темы исследования выражается в том, что жилищно-коммунальная сфера является важнейшей составной частью экономики России. Кризисные явления, присущие экономике России на данном этапе ее развития, объективно оказывают на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) свое негативное влияние.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, начатая в 90 годах, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Сущность проводимых в жилищно-коммунальном секторе национальной экономики преобразований заключается в том, что они теснейшим образом связаны: технологически с реформированием естественных монополий (электроэнергетики и газовой отрасли); социально с изменением в механизме предоставления социальной помощи населению; финансово с реформой бюджетной системы (жилищно-коммунальное хозяйство остается самой тяжелой и неурегулированной нагрузкой на консолидированный бюджет); политически с реформой местного самоуправления и административной реформой. По мнению Президента Российской Федерации Путина В.В.: «Можно как угодно выстраивать приоритеты, но на выходе мы должны выдавать такой продукт, которым может воспользоваться рядовой гражданин. Одна из проблем, которая напрямую не только связана, а является одним из ключевых вопросов в социальной сфере – это жилищно-коммунальное хозяйство и реформа ЖКХ в 2001-2005 годах и на длительную перспективу. Пути реформирования должны быть абсолютно реалистичны и реально выполнимы. Для этого должны быть задействованы все механизмы и все возможности, которые сложились в нашей стране на сегодняшний день в сфере формирования рынка жилья, развития инженерной инфраструктуры, финансирования жилищно-коммунального хозяйства и социальной защиты населения».1
Процесс реформирования идёт сложно, неоднозначно и остаётся актуальным в настоящее время.
Анализ многочисленных публикаций по проблемам ЖКХ свидетельствует о том, что больше уделяется внимания федеральному уровню управления, рассмотрению общероссийских результатов проводимой реформы, а проблемам реформирования отрасли в субъектах Федерации в недостаточной степени. Тема реформирования ЖКХ нашла свое отражение в ряде работ: «Основы управления муниципальным хозяйством» (А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков)2; «Принципы построения структуры органов местного самоуправления» (А.Г. Воронин)3; «Жилищно-коммунальная реформа» (Л.Н. Чернышов)4 и на страницах журналов «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Бюллетень строительной техники», «Муниципалитет». Проблемы, освещаемые в них, затрагивают как федеральный, региональный так и местный уровень управления, в публикациях большое внимание уделяется процессу реформирования, управлению в жилищно-коммунальной сфере, анализу существующей нормативной правовой базы и функционированию отрасли. Необходимость поиска подходов к преобразованиям на региональном уровне и определила выбор темы исследования.
Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;
- проанализировать деятельность Управления ЖКХ правительства
ЕАО по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
- выявить проблемы и выработать рекомендации по
совершенствованию процесса реформирования жилищно-
коммунального хозяйства области, дальнейшему развитию частно-
государственного партнерства.
Объектом исследования являются органы государственного управления Еврейской автономной области в жилищно-коммунальной сфере, на деятельности которых изучались тенденции и закономерности развития частно-государственного партнерства в ЖКХ
Предметом исследования является деятельность Управления ЖКХ Правительства ЕАО по реформированию жилищно-коммунального комплекса.
Хронологически в рамках работы охватывается период с 2002 по 2005 годы. Это обусловлено в первую очередь тем, что в 2002 году постановлением правительства Еврейской автономной области от 28 мая 2002 г. № 72-пп принята программа реформирования жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области на 2002-2010 годы. Именно в этот период получила развитие законодательная и нормативно-правовая база, произошли заметные изменения в структуре жилищно-коммунального сектора экономики. Кроме того, выбранные рамки исследования позволяют увидеть процесс реформирования системы управления ЖКХ в динамике, выявить тенденции и перспективы ее дальнейшего развития.
Источниковую базу составили: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты и организационные документы Правительства ЕАО, программа реформирования ЖКХ Еврейской автономной области, различные научно-теоретические статьи, публикации СМИ.
Практическая значимость работы заключается в том, что итоги исследования, выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности органов государственного управления по реформированию жилищно-коммунального комплекса. Использование рекомендаций, изложенных в квалификационной работе, создает условия для более эффективного функционирования органов исполнительной власти по развитию и дальнейшему совершенствованию жилищне-коммунального комплекса области.
По структуре работа состоит из трех разделов, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.
1. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
Система жилищно-коммунального хозяйства формировалась на протяжении длительного периода одновременно со становлением государственного управления в России.
Со второй половины XVII века стало формироваться коммунальное хозяйство – совокупность служб, предприятий, сооружений, хозяйств по обслуживанию населения, отвечающих санитарно-гигиеническим условиям (водопровод, канализация, бани, гостиницы).
В России формирование жилищно-коммунальной сферы являлось одним из условий выживания человека, именно поэтому содержание экономических и политических институтов российского государства определялось задачами охраны, сохранения и использования коммунально-технологической среды. Материальную основу коммунальной среды составляла земля, в силу известных характеристик требовавшая общей, совместной защиты и обработки.
Впервые в России определение жилищной сфере было дано в Законе РФ «Об основах федеральной и жилищной политики» (от 24.12.1992 г. № 4218-1)5. Оно определяет сферу как область хозяйства, включающую строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт, где хозяйство выступает как совокупность отраслей и сфер экономики города, страны, взаимосвязанных общественным разделением труда.
Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений. С определением жилищного фонда РФ проблем правового порядка не очень много, существует данное законодателем (ч. 1 ст. 19 ЖК) понятие, в соответствии с которым все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд РФ.
С учетом положений Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ новый Жилищный кодекс РФ делит жилищный фонд по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности и в зависимости от использования.
По первому традиционному признаку, согласно которому жилищный фонд делится по принадлежности к той или иной форме собственности, жилищный фонд подразделяется на три группы (такая классификация используется в Конституции РФ (ч. 3 ст. 40), в ГК (ст. 672), в ЖК (ст. 19)):
- частный жилищный фонд;
- государственный жилищный фонд;
- муниципальный жилищный фонд.
В свою очередь «жилищный фонд состоит из жилых помещений, а им признается изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома)6.
Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из отраслей нашей экономики. Привычно мы ассоциируем эту отрасль с бюджетными расходами, дотациями, льготами. Сектор жилищно-коммунальных услуг фактически один из крупнейших в экономике страны. По численности занятых, он уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. Жилищно-коммунальный комплекс является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России не зависимо в каком субъекте РФ он проживает. Это отрасль, производящая услуги, причём такие, которые нужны всем: от новорождённого до пенсионера, от рядового труженика до главы государства. Она представляет собой самый большой рынок. Это масштабная сфера для привлечения инвестиций, для инноваций, совершенствования качества предоставляемых услуг.
По мнению Б.В. Христенко:
«Жилищно - коммунальное хозяйство
буквально пронизывает
Становление жилищно-коммунального
хозяйства занимает длительный период
в российской истории. Оно берёт
начало с момента появления
Сущность общественных
взаимоотношений, неизменным участником
которых является человек с его
потребностями в