Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа
Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;
Введение 7
1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание
2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области
2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства
2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области
3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………
3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства
3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области
3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64
В связи с введением в действие с 1 января 2009 года Федерального Закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части передачи в собственность поселений объектов (имущества), обеспечивающих теплоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, значительно усложнится система управления муниципальной частью топливно-энергетического комплекса области, техническое переоснащение, модернизация, капитальный ремонт теплогенерирующих мощностей «Малой энергетики», подготовка котельных и инженерных сетей к сезонной эксплуатации.
На сегодняшний день в жилищно-коммунальной сфере области сложились три основные формы хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по теплоснабжению, водоснабжению и канализованию сточных вод:
- муниципальные унитарные предприятия (МУП). Эта форма управления отраслью наиболее широко представлена в городе Биробиджане и частично в Облученском районе;
-самостоятельные
- общества с ограниченной ответственностью (ООО), предприятия находящиеся под управлением на договорах доверительного управления управляющей компании - (Биробиджанский район).
Согласно ст. 14 ФЗ 131, на органы местного самоуправления первого уровня (в дальнейшем поселения) возлагается организация в границах поселения электро, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Две из трех перечисленных форм хозяйствующих субъектов без серьезной реорганизации (кроме МУП, основанных на муниципальном имуществе), могут выполнять возлагаемые на поселения функции на основании соответствующих договоров.Необходимо отметить, что одно и тоже предприятие может оказывать услуги нескольким поселениям. В этом случае каждое поселение будет самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения населения.
Общая принципиальная схема работы отрасли представлена на схеме на примере Биробиджанского района (приложение 9). В целом её можно описать следующим образом.
I этап
Все имущество муниципального района делится на три части:
-имущество, не подлежащее передаче (школы, больницы и т.д.);
-имущество, подлежащее передаче в обязательном порядке (котельные, водозаборы, сети и т.д.);
-имущество, которое может быть передано поселениям, но выполняет межпоселенческие функции (угольные склады, частично автотранспорт).
II этап
-имущество, подлежащее передаче, в обязательном порядке передается в собственность поселений;
-межпоселенческое имущество остается в собственности района, и на его основе создаются предприятия, выполняющие межпоселенческие функции.
В основном
это угольные склады, на базе
которых создаются такие
III этап
Муниципальным районом создается межпоселенческая компания по управлению жилым фондом (Единый заказчик, РКЦ и др.).
IV этап
Поселения
передают имущество (котельные,
V этап
Поселения
передают жилой фонд по
VI этап
Межпоселенческая компания по управлению жилым фондом заключает договоры на поставку услуг для нужд населения с ныне действующими предприятиями.
VII этап
Межмуниципальные
предприятия по обеспечению
Основные положительные стороны предлагаемого варианта схемы управления системами коммунального хозяйства поселений:
1. Не требуется реорганизации или ликвидации существующих предприятий.
2. Снижается налоговое бремя на предприятия т.к. большинство из них работают на упрощенной системе налогообложения.
3. Создается реальная конкурентная среда на уровне поселений.
4. На поселения и
муниципальные районы
Основные отрицательные стороны:
1. Сложности в справедливом
разделе имущества между
2. Дефицит подготовленных
кадров, особенно управленческого
и финансово-экономического
3. Большая дифференциация тарифов, особенно на услуги теплоснабжения (разница может быть в 2-3 раза).
4.Определенное снижение
уровня надежности
5. Децентрализация и, как следствие, ослабление управляемости отраслью.
В связи с этим, считаю, необходимым предложить к рассмотрению принципиально другой план реформирования отрасли.
Вопросы местного значения,
которые определены поселениям ст.14
ФЗ № 131 и относящиеся к жилищно-
К первой группе необходимо
отнести полномочия, которые обеспечивают
жизнедеятельность населения и,
в суровом дальневосточном
- теплоснабжение;
- водоснабжение;
- канализирование сточных вод;
- электроснабжение и газоснабжение.
Ко второй группе полномочий можно отнести вопросы, которые не влияют в такой степени на обеспечение жизнедеятельности, но создают комфортную среду обитания и являются основным показателем эффективности работы руководства поселений.
Это вопросы, создающие так называемый имидж поселения, а именно:
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
- организация благоустройства
и озеленения территории
- организация содержания и текущего ремонта муниципального жилого фонда;
- организация капитального ремонта муниципального жилого фонда;
- организация ритуальных
услуг и содержания мест
На основании вышеизложенного предлагается следующая модель реформирования отрасли:
1. Вопросы второй группы
оставить полностью в ведении
поселений. Органы
2. Решение вопросов
первой группы предлагается
Для решения вопросов теплоснабжения, водоснабжения, а также водоотведения предлагается создать единую областную компанию в виде открытого акционерного общества со 100% государственным капиталом с организацией в каждом районе его филиалов без образования юридического лица и наделенных только хозяйственными функциями.
Создание данного предприятия имеет следующие положительные стороны:
1. Повышение надежности теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
2. Создание единой
областной аварийно-
3. Введение на территории области единого тарифа на тепло, воду, канализацию.
4. Снижение в тарифе
расходов на управленческий
5.Введение в совет
директоров представителей
На первом этапе предлагается организовать взаимодействие вновь созданного предприятия с населением через существующие в муниципальных образованиях службы заказчика с последующей передачей их функций поселениям и ликвидацией заказчиков в их нынешнем виде.
6. Возможность централизации
материальных и финансовых
7. Образование одного
из крупнейших предприятий
Отрицательные стороны этого варианта:
1. Увеличение налогооблагаемой базы (в основном федеральные налоги), что может повлечь за собой увеличение тарифов.
2. Частичное снятие
ответственности с
3. Отсутствие прямой заинтересованности руководства районов и поселений в развитии данного предприятия, в связи, с чем могут снизиться объемы финансирования на его техническое перевооружение.
4. Сложность управления самим предприятием в период его создания и становления.
В соответствии с Законом Еврейской автономной области от 02.11.2005 № 564-ОЗ перечисленные полномочия уже осуществляются, в том числе:
- на уровне местного самоуправления поселений:
организация благоустройства и озеленения территории поселения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; в организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
- на уровне местного самоуправления муниципальных районов:
а) организация в границах поселения тепло- и водоснабжения, водоотведения; обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями; организация сбора и вывоза бытовых отходов; расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющих право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.
Переход полномочий на уровень поселений планировался в 2007 году. Теперь эта дата неизвестна, но можно с уверенностью сказать, что передача полномочий по предоставлению услуг ЖКХ на уровень поселений повлечет за собой увеличение в данной сфере деятельности доли кампаний с частной формой собственности Создание конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, привлечение частного капитала ведет к образованию небольших, ограниченных численностью и уровнем доходности, предприятий. Работая на упрощенной системе налогообложении, предусматривающей замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, социальные налоги уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, они уходят от тяжелейшего налогообложения.
Пришедшие в сферу оказания жилищно-коммунальных услуг частные предприниматели заинтересованы в получении прибыли, а значит им придется жестко контролировать расходы, потери. Эксплуатируя сети, требующие модернизации и реконструкции, необходимо будет привлекать инвестиции. Для развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципальным образованиям области рекомендуется изучить накопленный опыт МО «г. Биробиджан», МО «Биробиджанский район», МО «Смидовичский район» а также осуществлять отбор поставщиков ресурсов, организаций осуществляющих ремонты, подрядчиков по обслуживанию жилья и оказанию коммунальных услуг на конкурсной основе.
Областная отрасль
жилищно-коммунального
Основная цель реформы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы в Еврейской автономной области достигнута. Так за 2002 - 2005 годы были достигнуты позитивные результаты в выполнении мероприятий реформы такие как стабилизация финансового положения организаций коммунального комплекса области, появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности. Переход к устойчивой модели функционирования жилищно-коммунального комплекса показал правильность выбранного правительством области направления на широкое привлечение в отрасль предприятий с различной формой собственности, создание условий для привлечения частных инвестиций.