Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;

Содержание работы

Введение 7

1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание

2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области

2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства

2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области

3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………

3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства

3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области

3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства

Заключение 59

Список использованных источников и литературы 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

В связи с введением  в действие с 1 января 2009 года Федерального Закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части передачи в собственность поселений объектов (имущества), обеспечивающих теплоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, значительно усложнится система управления муниципальной частью топливно-энергетического комплекса области, техническое переоснащение, модернизация, капитальный ремонт теплогенерирующих мощностей «Малой энергетики», подготовка котельных и инженерных сетей к сезонной эксплуатации.

На сегодняшний день в жилищно-коммунальной сфере области  сложились три основные формы  хозяйствующих субъектов, оказывающих  услуги по теплоснабжению, водоснабжению  и канализованию сточных  вод:

- муниципальные унитарные  предприятия (МУП).  Эта форма управления отраслью наиболее широко представлена в городе Биробиджане и частично в Облученском районе;

-самостоятельные индивидуальные  предприниматели (ИП) и частные  предприятия (ЧП) –  (Смидовичский  и Облученский районы);

- общества с ограниченной ответственностью (ООО), предприятия находящиеся под управлением на договорах доверительного управления  управляющей компании  - (Биробиджанский район).

Согласно ст. 14 ФЗ 131,  на органы местного самоуправления первого  уровня (в дальнейшем поселения) возлагается организация в границах поселения электро, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Две из трех перечисленных  форм хозяйствующих субъектов без  серьезной реорганизации (кроме  МУП, основанных на муниципальном имуществе), могут выполнять возлагаемые на поселения функции на основании соответствующих договоров.Необходимо отметить, что одно и тоже предприятие может оказывать услуги нескольким поселениям. В этом случае каждое поселение будет самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения населения.

Общая принципиальная схема  работы отрасли представлена на схеме  на примере  Биробиджанского района (приложение 9). В целом её можно описать следующим образом.

        I этап

       Все  имущество муниципального района делится на три части:

-имущество, не подлежащее передаче (школы, больницы и т.д.);

-имущество, подлежащее передаче в обязательном порядке (котельные, водозаборы, сети и т.д.);

-имущество, которое может быть передано поселениям, но выполняет межпоселенческие функции (угольные склады, частично автотранспорт).

II этап

-имущество, подлежащее передаче, в обязательном порядке передается в собственность поселений;

-межпоселенческое имущество остается в собственности района, и на его основе создаются предприятия, выполняющие межпоселенческие функции.

   В основном  это угольные склады, на базе  которых создаются такие предприятия  (ООО «Прометей» в Ленинском районе или ООО «Управляющая компания» в Биробиджанском).

     III этап

      Муниципальным  районом создается межпоселенческая компания по управлению жилым фондом (Единый заказчик, РКЦ и др.).

     IV этап

      Поселения  передают имущество (котельные,  водозаборы, очистные сооружения) в  аренду ныне действующим предприятиям  различной формы собственности  и заключают с ними договоры на оказание услуг для муниципальных нужд.

      V этап

       Поселения  передают жилой фонд по договору  управления межпоселенческой компании  по управлению жилым фондом.

       VI этап

       Межпоселенческая  компания по управлению жилым фондом заключает договоры на поставку услуг для нужд населения с ныне действующими предприятиями.

       VII этап

      Межмуниципальные  предприятия по обеспечению топливом  заключают договоры с теплоснабжающими  предприятиями на поставку топлива  для их нужд и с поселениями для поставки топлива населению.

 

Основные положительные  стороны предлагаемого варианта схемы управления системами коммунального  хозяйства  поселений:

1. Не требуется реорганизации  или ликвидации существующих  предприятий.

2. Снижается  налоговое бремя на предприятия  т.к. большинство из них  работают на упрощенной системе налогообложения.

3.  Создается реальная  конкурентная среда на уровне  поселений.

4. На поселения и  муниципальные районы возлагается  ответственность за надежность  и качество предоставления      коммунальных услуг.

Основные отрицательные  стороны:

1. Сложности в справедливом  разделе имущества между поселениями  (районы чаще всего имеют один  или два  угольных склада, один  автотранспортный цех, одну ремонтную  базу). Без наличия всего этого имущества в каждом поселении затруднительно качественное предоставление услуг.

2. Дефицит подготовленных  кадров, особенно управленческого  и финансово-экономического состава  в подавляющем большинстве создаваемых  поселений.

3. Большая дифференциация тарифов, особенно на услуги теплоснабжения (разница может быть в  2-3 раза).     

4.Определенное снижение  уровня надежности предоставляемых  услуг (районы имеют резерв  в случае возникновения   аварийных  ситуаций; единую диспетчерскую  службу, мобильные бригады ремонтников. На уровне поселений организовать подобные службы    в ближайшее время не представляется возможным по  причинам отсутствия финансовых средств на их создание).

5.  Децентрализация  и, как следствие, ослабление  управляемости отраслью.

В связи с этим, считаю, необходимым предложить к рассмотрению принципиально другой план реформирования отрасли.

Вопросы местного значения, которые определены поселениям ст.14 ФЗ № 131 и относящиеся к жилищно-коммунальной отрасли можно разбить на две  большие группы.

К первой группе необходимо отнести полномочия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и, в  суровом дальневосточном климате, являются вопросами национальной безопасности:

- теплоснабжение;

- водоснабжение;

- канализирование сточных  вод;

- электроснабжение и  газоснабжение.

Ко второй группе  полномочий можно отнести вопросы, которые  не влияют в такой степени на обеспечение жизнедеятельности, но создают   комфортную среду обитания и являются основным  показателем эффективности работы руководства поселений.

Это вопросы, создающие  так называемый имидж поселения, а именно: 

- организация сбора  и вывоза бытовых отходов и  мусора;

- организация благоустройства  и озеленения территории поселения;

- организация содержания и текущего ремонта муниципального жилого фонда;

- организация капитального  ремонта муниципального жилого  фонда;

- организация ритуальных  услуг и содержания мест захоронения.

На основании вышеизложенного  предлагается следующая модель реформирования отрасли:

1. Вопросы второй группы  оставить полностью в ведении  поселений. Органы исполнительной  власти поселений могут заключать  договоры на обслуживание жилого  фонда, сбор и вывоз бытовых  отходов, благоустройство и т.д.  с теми предприятиями, которые  сейчас работают в районах области (ЧП, ИП, ООО), либо привлекать на конкурсной основе к этой работе другие предприятия,  в том числе и  сельскохозяйственных  производителей, так как  организация этой работы не требует привлечения больших основных средств.  Кроме того, даже слабая организация этой  работы повлияет в первую очередь на «имидж» конкретного руководителя поселения, но не будет угрожать жизни и здоровью населения.

2. Решение вопросов  первой группы предлагается вынести  на уровень предприятий областного  уровня, а поселениям    заключить    с ними договоры на оказание   соответствующих услуг. По двум направлениям такие предприятия в области уже действуют и не требуется их создание или реорганизация. Это ОАО «Хабаровскэнерго» в лице «Западных электрических сетей» и «Энергосбыта», которые и сегодня решают вопросы электроснабжения, а также ОАО «Биробиджаноблгаз»,  занимающееся вопросами газоснабжения.  По такой схеме работают некоторые предприятия Хабаровского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия).

Для решения вопросов теплоснабжения, водоснабжения, а также водоотведения предлагается создать единую областную компанию в виде открытого акционерного общества со 100%  государственным капиталом с организацией в каждом районе  его филиалов без образования юридического лица и наделенных  только хозяйственными функциями.

Создание данного предприятия  имеет следующие положительные  стороны:

1. Повышение  надежности  теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

2. Создание единой  областной аварийно-диспетчерской  службы.

3. Введение на территории  области единого тарифа на  тепло, воду, канализацию.

4. Снижение в тарифе  расходов на управленческий аппарат   и общехозяйственные расходы.

5.Введение в совет  директоров представителей поселений  и районных администраций, что  даст им возможность влиять на техническую и финансовую политику предприятия.

На первом этапе предлагается организовать взаимодействие вновь  созданного предприятия с населением через  существующие в муниципальных  образованиях службы заказчика с  последующей передачей их функций поселениям и ликвидацией заказчиков в их нынешнем виде. 

6. Возможность централизации   материальных и финансовых ресурсов  для решения первоочередных задач  по модернизации, реконструкции  и капитальному ремонту объектов  коммунального хозяйства.

7. Образование  одного  из  крупнейших предприятий области  с численностью более 1 тысячи  человек и годовым оборотом  около 1 млрд. рублей  даст возможность  привлечения инвесторов в развитие  отрасли.

Отрицательные стороны  этого варианта:

1.  Увеличение налогооблагаемой базы (в основном федеральные налоги), что может повлечь за собой увеличение тарифов.

2. Частичное снятие  ответственности с руководителей  районного и поселенческого уровней  в вопросах управления отраслью.

3.  Отсутствие прямой  заинтересованности руководства районов и поселений в развитии данного предприятия, в связи, с чем могут снизиться объемы финансирования на его техническое перевооружение.

4.   Сложность управления  самим предприятием в период  его создания и становления.

В   соответствии   с   Законом   Еврейской   автономной   области   от 02.11.2005 №  564-ОЗ  перечисленные полномочия уже   осуществляются,  в   том   числе:

-  на   уровне  местного самоуправления   поселений: 

организация   благоустройства   и  озеленения   территории   поселения; организация   освещения   улиц и   установки   указателей с названиями   улиц  и   номерами   домов;   в  организации ритуальных услуг и  содержание мест  захоронения.

-  на   уровне   местного самоуправления   муниципальных   районов:

а)  организация в  границах   поселения тепло-  и  водоснабжения,   водоотведения;   обеспечение  малоимущих  граждан, нуждающихся в   улучшении жилищных  условий  жилыми   помещениями;  организация  сбора  и вывоза   бытовых  отходов;  расчет   субсидий  на   оплату жилого помещения и   коммунальных услуг и    организация предоставления   субсидий гражданам,  имеющих  право  на   их   получение в  соответствии с жилищным законодательством.

Переход  полномочий   на   уровень  поселений  планировался в  2007 году. Теперь  эта дата   неизвестна, но можно с уверенностью сказать, что передача полномочий по предоставлению услуг ЖКХ на уровень поселений повлечет за собой увеличение в данной сфере  деятельности доли кампаний с частной формой собственности Создание конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, привлечение частного капитала ведет к образованию небольших, ограниченных численностью и уровнем доходности, предприятий. Работая на упрощенной системе налогообложении, предусматривающей замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, социальные налоги уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, они уходят от тяжелейшего налогообложения.

Пришедшие в сферу  оказания жилищно-коммунальных услуг частные предприниматели заинтересованы в получении прибыли, а значит им придется жестко контролировать расходы, потери. Эксплуатируя сети, требующие модернизации и реконструкции, необходимо будет привлекать инвестиции. Для развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципальным образованиям области рекомендуется изучить накопленный опыт МО «г. Биробиджан», МО «Биробиджанский район», МО «Смидовичский район» а также осуществлять отбор поставщиков ресурсов, организаций осуществляющих ремонты, подрядчиков по обслуживанию жилья и оказанию коммунальных услуг на конкурсной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Областная   отрасль  жилищно-коммунального хозяйства, как  и в целом российская отрасль  еще находится на начальной стадии развития, предусмотренной  подпрограммой «Реформирование и модернизация  жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище». Как   на   федеральном, так и  на   областном   уровне принят ряд законодательных актов, внесены изменения и поправки в существующее законодательство.

Основная цель реформы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы в Еврейской  автономной области достигнута. Так  за 2002 - 2005 годы были достигнуты позитивные результаты в выполнении мероприятий реформы такие как стабилизация финансового положения организаций коммунального комплекса области, появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности. Переход к устойчивой модели функционирования жилищно-коммунального комплекса показал правильность выбранного правительством области направления на широкое привлечение в отрасль предприятий с различной формой собственности, создание условий для привлечения частных инвестиций.

Информация о работе Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области