Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа
Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;
Введение 7
1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание
2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области
2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства
2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области
3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………
3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства
3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области
3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64
Целью подпрограммы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в области
Основные задачи подпрограммы - модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа с учетом повышения эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры, а также привлечение частных инвестиций
Срок реализации подпрограммы 2006 - 2010 годы, в том числе:
1 этап: 2006 - 2007 годы - реализация проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях софинансирования;
2 этап:
2008 - 2010 годы - реализация проектов
по модернизации
объектов коммунальной
инфраструктуры на условиях
софинансирования и
Общая стоимость инвестиционных проектов финансирования в 2006 - 2010 годах - 761,15 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 243,46 млн. рублей;
областной бюджет - 73,2 млн. рублей;
местные бюджеты - 98,39 млн. рублей;
собственные
средства предприятий и
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:
- создание благоприятных условий для привлечения заемных средств и инвестиций в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
- снижение уровня общего износа основных фондов коммунального сектора с 60 процентов до 50 – 45 процентов;
- рост доли частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры с 12 процентов до 60 - 70 процентов;
- повышение
качества и надежности
- улучшение экологической ситуации в области.
Таким образом, успех хода
Процесс реорганизации идёт сложно, противоречиво, но программа позволяет решить ряд вопросов в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области и обеспечивает возможность безболезненного изменения структуры жилищно коммунального комплекса региона, делая его более соответствующим рыночным условиям и привлекательным для частных инвестиций оставляя в тоже время социально ориентированным.
3.3
Анализ финансово
Анализируя привлекательность ЖКХ области для частного бизнеса необходимо дать характеристику хозяйственной деятельности существующих предприятий, рассматривая ее с экономической точки зрения, чтобы более наглядно показать ход реформирования отрасли.
Среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях жилищно-коммунального хозяйства за 2005 г. составила 4,1 тысяч чел., из них 71,5% работающих на предприятиях смешанных и частных форм собственности. Среднемесячная заработная плата по отрасли на 1 января 2005 г. сложилась в размере 5797 рубля, это на 26,7% ниже средне областного уровня, и увеличилась на 29% по сравнению с 2004 годом.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства за 2003 г. составила 3895,8 руб. и таким образом увеличилась по сравнению с 2002 г. на 27,5 % (на 30,0 % ниже областного уровня).
Основная масса предприятий обременена огромными кредиторскими обязательствами и дебиторскими задолженностями, существование которых искажает систему экономических стимулов в отрасли и является одним из главных препятствий к финансовому оздоровлению существующих предприятий и организаций. Кредиторская задолженность предприятий и организаций составила на 1 января 2006 г. 636,1 млн. руб. Дебиторская задолженность на начало января 2006 г. составила 477,8 млн. руб. Недоплата населением, недостаточное и неполное финансирование мероприятий по подготовке к отопительному периоду являются основными причинами роста задолженности перед поставщиками и персоналом предприятия.
Качество услуг, предоставляемых
организациями жилищно-
От граждан
на предприятия жилищно-
На 1 января 2005 года жилищный фонд области с централизованной системой жизнеобеспечения составил 3783,8 тыс. кв. м. общей площади. В городской местности расположено 67,4 % жилищного фонда, в сельской местности – 32,6 процентов37.
В 2005 г. на каждого жителя области приходилось 20,3 кв. м. общей площади (в 2005 г. в России – 20,8 кв. м.)38. Стандарт социальной нормы площади жилья определяется из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящий из трех и более человек39. На территории области за 2005 год введено 16,2 тыс. кв. м. жилья общей площади. За 2005 год на развитие жилищно-коммунального хозяйства использовано инвестиций 148,0 млн. руб., что на 40,1 % больше, чем за 2004 год40.
В жилищной сфере области продолжается процесс приватизации (приложение 6 таблица 1). За период с начала приватизации (с 1991 г. по 2005 г.) в области было приватизировано 32158 жилых помещений. Удельный вес приватизированных квартир, в общем объеме квартир, подлежащих приватизации, составил 50,4 %41. Необходимо отметить, что значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет в настоящее время потребности населения не только по своим размерам, но и по своим качественным характеристикам. Из-за неэффективности системы хозяйствования продолжается ветшание жилищного фонда. Подлежащие сносу ветхие и аварийные жилые дома составляют более 234,7 тыс. кв. м. (6,2 %) во всем жилищном фонде (приложение 6). 42
Жилищно-коммунальные услуги занимают особое место на потребительском рынке, обусловленное тем, что они носят обязательный характер для населения. В структуре расходов населения на оплату услуг сохраняется тенденция увеличения удельного веса услуг жилищно-коммунального хозяйства. Доля этих услуг в общем объеме платных услуг населению выросла с 6,7% в 1993 г. до 40 % в 2004 году. В 2005 году населению области через все каналы реализации оказано жилищных услуг на 102193,8 тыс. руб. и коммунальных услуг на 537875,6 тыс. руб.
Изменение объема жилищно
- коммунальных услуг в значительной
степени обусловлено динамикой
устанавливаемых федеральных
Длительное время тарифы на жилищно-коммунальные услуги были фиксированными и не зависели от качества занимаемого гражданами жилья. При этом тарифы на коммунальные услуги изменялись незначительно, а размер квартирной платы оставался неизменным десятилетиями. С началом процесса реформирования отрасли тарифы на жилищно-коммунальные услуги практически меняются несколько раз в течение года. При этом рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 2005 г. значительно опережал общее увеличение цен на потребительском рынке. Вместе с тем следует отметить, что рост платы за ЖКУ происходит одновременно с принятием мер по социальной защите населения. Постановлением губернатора ЕАО от 10.05.2000 г. № 12644 был утвержден «Порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ в области», которым определено, что субсидии предоставляются в переделах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. В настоящее время в области такие субсидии получают 12,1 тыс. семей, это 26,2 % от общего их числа (2004г. – 33,2 %) (прилож.5 таблица 3). С введением в действие нового Жилищного кодекса полномочия по установлению оснований дающих право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принадлежат Правительству Российской Федерации (п.7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).45
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются с учетом региональных стандартов. Законом Еврейской автономной области от 14.11.2005 года № 585-ОЗ «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2006 год» установлен областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 18 процентов;
Наряду с предоставлением субсидий население пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых на основании действующего законодательства. По состоянию на 1 января 2005 г. льготами пользуется 12022 семей.
Рассматривая состояние ЖКХ нельзя не сосредоточиться на таком важном вопросе, как состояние инженерных сетей, котельных, водозаборных сооружений и станций очистки, которое можно охарактеризовать как неудовлетворительное (прилож.7). Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 %) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово - предупредительный ремонт уступил место аварийно – восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.
Управлением ЖКХ Правительства ЕАО проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области по состоянию на 01.01.2005 г., в которой приняли участие все муниципальные образования области. Разработаны мероприятия по финансовому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области. Заключены договора реструктуризации задолженности муниципальных образований перед предприятиями энергетического комплекса в сумме 32,1 тыс. руб.46 Все предприятия жилищно-коммунального комплекса выполнили обязательства по погашению вышеназванной задолженности.
Для обеспечения управляемостью отраслью, во всех муниципальных образованиях в период с 1999 по 2004 области созданы: службы «Единого заказчика», в управлении которых находится 100 % муниципального жилищного фонда; центры жилищных субсидий. Проводится разъяснительная работа среди населения о правах малоимущей категории граждан на получение адресных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Осуществляется работа по заключению договоров найма жилых помещений и по техническому обслуживанию жилья с собственниками жилья. Заключено 4052 договора найма жилых помещений и 6513 договоров по техническому обслуживанию жилья с собственниками. Проведены конкурсы на обслуживание жилищного фонда, в результате 1328,7 тыс. кв. м. муниципального жилья обслуживается негосударственными предприятиями на конкурсной основе, что составляет 72,5 % общей площади муниципального жилья47.
Согласно постановлению Правительства ЕАО от 26.11.2002 г. № 173-пп утверждены мероприятия программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области на 2002-2010 годы» на 2005 г. для реализации которых предусмотрено выделение 266213 тыс. руб. в том числе за счёт: средств областного бюджета в сумме - 26434 тыс. руб.; местных бюджетов муниципальных образований –27637,0 тыс. руб., собственных средств предприятий – 12142,0 тыс. руб.;инвестиции– 20000,0 тыс. руб.48
В целях реализации закона ЕАО «Об областном бюджете на 2005 год» между управлением ЖКХ Правительства ЕАО (Распорядитель бюджетных средств») и муниципальными образованиями Еврейской автономной области («Получатели бюджетных средств») заключены государственные контракты (договора), которые определяют порядок взаимодействия правительства области и муниципальных образований Еврейской автономной области по организации долевого финансирования из средств областного бюджета.
Анализируя
существующее состояние отрасли
жилищно-коммунального
3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли и развитию частно-государственного партнерства
В целом рассмотрев состояние жилищно-коммунальной отрасли области можно с уверенность сказать, что частный бизнес занял в этой сфере деятельности свое достойное место и для этого ему в регионе созданы достаточно комфортные условия. Однако если рассматривать развитие отрасли на перспективу то нельзя не отметить, что существующее состояние и структура предприятий ЖКХ мало соответствует вступающим до 1 января 2009 года положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Руководство муниципальных поселений, на сегодняшний день, наделенное некоторыми полномочиями в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, не обладает при этом достаточным уровнем образования и опытом. В целях повышения профессионализма глав муниципальных поселений управлением ЖКХ области проведен ряд мероприятий.Согласно распоряжению Губернатора области от 14.12.2004 № 552-рг, и в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в реализации их полномочий, управлением разработаны и направлены в муниципальные образования ряд методических рекомендаций: