Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;

Содержание работы

Введение 7

1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание

2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области

2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства

2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области

3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………

3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства

3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области

3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства

Заключение 59

Список использованных источников и литературы 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ в Еврейской автономной области

 

 Регулирование правоотношений в жилищно-коммунальной   сфере Еврейской автономной  области осуществляется только в пределах   полномочий, установленных  федеральными  нормативными актами.

Для реализации российской концепции реформирования жилищно - коммунального хозяйства на территории ЕАО, был принят ряд областных нормативно-правовых актов дополняющих и развивающих положения Российского законодательства. Многие из этих законов, постановлений правительства области и других нормативно правовых актов стимулировали приток в жилищно-коммунальную сферу области предприятий с негосударственной формой собственности или облегчали для них выход на рынок услуг ЖКХ. Среди основных из них оказавших наибольшее влияние на создание равноправных условий для всех участников рынка можно назвать:

- Распоряжение Главы  администрации области «О лицензионной  деятельности по эксплуатации  инженерных систем населенных  пунктов области» от 25.01.96 г. № 12;

- Постановление Главы  администрации области «О государственной  поддержке социально-экономического  развития области» от 02.08. 1996 г. № 212;

- Постановление Главы  администрации области «О службе  «Заказчика» по эксплуатации и ремонту жилфонда в ЕАО» от 04.04.97 г. № 103;

- Постановление Главы  администрации области «О социальной  норме площади жилья для выплаты компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг» от 30.06.97 г. № 198;

- Постановление Законодательного  Собрания области «О программе  реформирования и модернизации  жилищно-коммунального комплекса  Еврейской автономной области на 2002-2010 годы» от 12.07.02 г. № 196;

- Постановление Законодательного  Собрания области «О программе  развития топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области на 2003-2010 годы» от 29.01.03 г. № 16.

В развитие приведённых  выше нормативно-правовых актов ежегодно утверждались на областном и муниципальном уровнях мероприятия по реформированию отрасли. Так горький опыт зимы 2002 - 2003 гг., когда в некоторых регионах страны замерзали целые поселки, показал важность своевременной подготовки жилищно-коммунального комплекса к сезонной эксплуатации. С целью недопущения подобных случаев и обеспечения устойчивого снабжения тепловой и электрической энергией, другими видами коммунальных услуг населения в отопительный сезон постановлением Правительства области  ежегодно   утверждаются   мероприятия   по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период. Постановлениями  утверждаются   график накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок и населения Еврейской автономной области на отопительный период.

Так   же   устанавливается   срок полной готовности объектов жилищно-коммунального  хозяйства Еврейской автономной области, независимо от форм собственности, к отопительному сезону, как   правило  - это   середина  сентября.

Приведенные выше законы, нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровней  свидетельствуют о том, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства имеет большое значение как в целом для России, так и для ее регионов в частности.

  Исходя из вышесказанного, а также проанализировав существующую нормативно-правовую базу федерального и регионального уровня, можно сделать вывод, что указанные в начале главы проблемы, оказывающие негативное влияние на процесс привлечения частного бизнеса в жилищно коммунальную сферу области, в большинстве своем нашли свое решение в рассмотренных нормативно правовых актах и оказывают свое положительное влияние на процесс привлечения в отрасль предприятий с негосударственной формой собственности.

 Результатом проводимых  реформ   стала стабильная  обстановка   в   жилищно-коммунальном   хозяйстве   области: а   именно снижение   аварийности на   объектах  ЖКХ, высокий уровень  (93%) оплаты  гражданами   жилищно-коммунальных услуг, социальная   защита незащищенных   категорий граждан при   оплате ими   жилищно-коммунальных услуг, резкое увеличение на рынке жилищно-коммунальных услуг числа частных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ и повышению роли компаний частной формы собственности.   

 

Большое влияние на состояние  жилищно-коммунального комплекса  региона оказывает соответствие структуры органов исполнительной власти, органов, местного самоуправления, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов поставленным целям и задачам, а также существующей нормативно-правовой базе. В этой главе рассмотрены вопросы соответствия структуры органов исполнительной власти, органов местного самоуправления задаче увеличения доли частных предприятий на рынке ЖКУ области, а также проведен анализ их деятельности в этой сфере.

 

3.1Анализ изменения структуры органов исполнительной власти и местного самоуправления Еврейской автономной области в сфере ЖКХ с точки зрения развития частно-государственного партнерства

 

Управление жилищно-коммунального  хозяйства правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством ЕАО и обеспечивающим государственное управление жилищно-коммунальным хозяйством в области. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами  исполнительной власти органами исполнительной власти области, формируемыми правительством области, структурными подразделениями аппарата губернатора области, органами местного самоуправления.

Система управления ЖКХ  Еврейской автономной области претерпела трехкратное реформирование (1997-1998 гг., 1999-2000 гг., 2001-2003 гг.), и на первом этапе, при временно сохранившейся существующей схеме управления на тот период (приложение 2), сохранилась и внутренняя управленческая структура аппарата (приложение 3). С 1999 г. структура управления отраслью и внутренняя структура органа исполнительной власти правительства области начали модернизироваться и в настоящее время управление жилищно – коммунальным хозяйством области осуществляется Управлением ЖКХ правительства области, которое выполняет исключительно функции управления, и уже не совмещает их с хозяйственными, как это было у территориального производственного объединения до 1996 г.

В созданном при администрации  ЕАО управлении ЖКХ области появился отдел по проведению реформы ЖКХ и жилищная инспекция (прилож.4). В 2003 г. жилищная инспекция отделилась от управления жилищно-коммунального хозяйства, и отдел реформирования был преобразован в отдел инженерной инфраструктуры.

Основные  цели и  задачи управления ЖКХ:

- Государственное регулирование,  развитие, координация текущей деятельности, предприятий ЖКХ на территории области;

- Разработка программ реформирования ЖКХ, энергоресурсосбережения и подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к зимнему периоду и контроль за ходом их выполнения.

Преобразования затронули  и муниципальное управление. Во всех администрациях муниципальных образований области созданы отделы жилищно-коммунального хозяйства и муниципальные предприятия «Единый Заказчик». Начинается формирование товариществ  собственников жилья. То есть, прошел процесс разграничения функции собственника и производителя услуг, совершенствуется нормативно – правовая база

Руководствуясь рассмотренными выше нормативно-правовыми актами управление ЖКХ области:

- осуществляет государственное  управление деятельностью предприятий  и организаций жилищно-коммунального  хозяйства в рамках действующего законодательства;

- проводит на территории  области политику, направленную  на удовлетворение потребности предприятий, учреждений и граждан в жилищно - коммунальных услугах;

- вырабатывает принципиальные  положения долгосрочной жилищной  политики и мер по их осуществлению;

- организует работу  в области по реализации жилищной  реформы с учетом социальной  защиты малоимущих граждан, работу  по переходу на договорные отношения, по развитию отраслей теплоснабжения, водоснабжения, электрификации, канализование;

- создаёт условия для развития конкуренции в сфере строительства жилищно-коммунальных объектов, предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также эксплуатации жилого фонда;

- разрабатывает нормативно-правовую базу, определяющую основные направления жилищной политики и порядок функционирования жилищно-коммунального хозяйства области;

- обосновывает потребности  в финансовых средствах, вносит  предложения администрации области по распределению бюджетных средств по городам и районам области, осуществляет контроль за их использованием.

В связи с тем, что  в ходе реформы практически все  полномочия по предоставлению жилищно-коммунальных услуг были переданы на уровень муниципальных  образований, произошли изменения  и структуре органов управления муниципальных администраций. При разделении, в соответствии с требованиями реформы, функций заказчика и поставщика услуг в муниципальных образованиях возросла роль структуры, наделяемой функцией «заказчика» - это МУП «Единый заказчик», которые согласно возложенных на них полномочий:

-обеспечивают оперативное управление жилищным фондом, осуществляя реализацию полномочий собственника в жилищной сфере, как по текущей деятельности, так и по содержанию и модернизации жилья и перспективного его развития;

  обеспечивают представление гражданам качественных услуг, на основе заключенных договоров с предприятиями всех форм собственности, производящими услуги ЖКХ, в том числе на конкурсной основе;

  осуществляют формирование источников финансирования ЖКХ за счет: средств населения (оплата жилья и коммунальных услуг), средств областного и федерального бюджета;

 организуют работу по текущему и непредвиденному ремонту жилья, объектов благоустройства и озеленения, ремонту внутриквартальных и внутридворовых дорог, вывозу бытового мусора;

 контролируют качество и надежность выполняемых работ и представляемых услуг;

 осуществляют регулярное и своевременное перечисление предприятиям жилищно-коммунального хозяйства («подрядчикам»), причитающихся им в соответствии с заключенными договорами денежных средств за фактически выполненные объемы работ и услуг;

  организуют работу по пересмотру нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг населением, тарифов и ставок на эти услуги и предоставляют их на утверждение городской (районной) администрации.

Анализ управления жилищным фондом за последние годы достаточно убедительно показывает, что создание эффективных механизмов управления жилищным фондом достигается путем выделения функций собственника жилого фонда, при таком подходе система управления ЖКХ рассматривается как трехуровневая:

- собственник жилфонда  и других объектов недвижимости;

- заказчик жилищно-коммунальных  услуг (с введением действие  ЖК РФ данные функции на  себя принимают управляющие организации);

- подрядные организации  обеспечивающие, на конкурсной основе, предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт и содержание жилья.

 

3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли

 

В жилищно-коммунальной отрасли  ЕАО до 2003 года преобладали муниципальные унитарные предприятия, непривлекательные для инвесторов и не несущие достаточной финансовой ответственности за качество предоставляемых ими услуг. Модель реформирования отрасли, реализуемая до сих пор в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 42535, не в полной мере учитывала необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии современного периода.

Объективно оценивая состояние жилищно-коммунального хозяйства, правительство Еврейской автономной области приняло программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области на 2002-2010 годы».36 Программа включала в себя комплекс мероприятий, повышающих надёжность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей. Программой было предусмотрено решение задач: по ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрению ресурсосберегающих технологий, привлечение предприятий с негосударственной формой собственности в данную сферу деятельности. Разработка и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, включающих в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, вывод отрасли в режим устойчивого достаточного финансирования, адресную социальную защиту населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, повышения надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Предусматривалось, что программа будет выполняться поэтапно. В связи с необъективной оценкой фактического состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также неправильной расстановкой целей и задач программы ее выполнение оказалось невозможным. Как пример, одним из приоритетов программы ставилось увеличение частных инвестиций в отрасль, при этом не учитывалась ее привлекательность для инвестора, а также наличие самих инвесторов.

После анализа фактического состояния  жилищно коммунальной сферы области управлением ЖКХ правительства ЕАО была разработана и . законом   области  от   29.03.2006 N 666-ОЗ «Об областной целевой программе жилище  на  2006-2010 год» утверждена  подпрограмма  "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы.

Информация о работе Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области