Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа
Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;
Введение 7
1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание
2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области
2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства
2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области
3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………
3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства
3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области
3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64
В различных регионах
России в отрасли сегодня работает
около 50 тыс. малых, многоотраслевых
унитарных и акционерных
Таким образом, система
жилищно-коммунального
Далее остановимся на вопросах государственной политики в жилищно-коммунальной сфере.
В начале 90-х годов были разработаны основные направления перестройки всех подотраслей ЖКХ. Самым непосредственным образом жилищно-коммунальное хозяйство затрагивает интересы всего населения страны. Однако положение отрасли в последнее время стало едва ли не главным препятствием для нормализации социально-экономического климата в стране.
Главная цель объявленной в стране реформы – это улучшить качество жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объёме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоёв населения и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания и перевод договорных отношений в реальную плоскость. В них предусматривался переход на хозрасчет городских предприятий, работающих по договорам с потребителями. Было запланировано создание служб заказчика при муниципальных органах управления, которые наделялись правами заключения договоров с предприятиями ЖКХ, контроля договорных обязательств, наложения экономических санкций в случае их нарушения привлечения к работам на конкурсной основе предприятий не зависимо от формы собственноси.
В целях улучшения долгосрочной жилищной политики в 1993 г. Правительством РФ была принята Государственная целевая программа "Жилище"11, направленная на решение задач: создание правовой базы для осуществления жилищной реформы; преодоление сокращения объёмов жилищного строительства; изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам их финансирования, типам зданий и технологиям. Предусматривался поэтапный переход жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения и изменение форм управления, обслуживания, ремонта жилищного фонда, предоставления жилищно-коммунальных услуг. Ответственность за проведение жилищной реформы была возложена на органы местного самоуправления.
Целями федеральной жилищной политики являлись:
- обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;
- осуществление реконструкции
и строительства
- создание условий для привлечения в жилищную сферу внебюджетных источников финансирования;
- развитие частной
собственности, обеспечение
- развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда.
Жилищная программа была составлена, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации и разработанных Госстроем России прогнозов.
Реформирование жилищно-
Цели реформы ЖКХ можно подразделить на две группы:
а) Основные цели по решению текущих вопросов функционирования отрасли: преодоление общего экономического кризиса отрасли (убыточность, необеспеченность финансированием, постоянный рост цен на работы и услуги); достижение минимальных стандартов качества содержания, эксплуатации и ремонта объектов отрасли.
б) Основные цели по созданию общих предпосылок последующего развития отрасли: обеспечение практического завершения федеральной реформы отношений собственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства; формирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства саморегулируемого эффективного хозяйственного механизма, обеспечивающего после реформенное стабильное функционирование и развитие отрасли.
Главными задачами Концепции реформы ЖКХ были определены:
- формирование практического механизма проведения реформы: выбор приоритетных направлений проведения реформы; определение путей и способов ее проведения на основе выбранных приоритетов; определение этапов реформы; назначение и создание структур, обеспечивающих проведение реформы, определение их роли, задач и функций (управление, контроль, взаимодействие); создание общих условий, обеспечивающих уполномоченным структурам возможность практического осуществления реформы;
- обеспечение последовательного
проведения практических
Согласно Концепции реформирования ЖКХ Российской Федерации13 проведение реформы предусматривалось в три основных этапа.
Первый этап (1997 - конец второго квартала 1998 года) под условным названием «Перестройка системы управления отраслью» предусматривал:
- организацию служб муниципального заказчика;
- утверждение организационно-
- подбор и подготовку кадров;
- организацию материально-
- создание комиссии
по спорам в ЖКХ при
- осуществление комплексного
экономического анализа
Второй этап (третий квартал 1998 - 1999 годы) предполагал запуск нового хозяйственного механизма отрасли.
На этом этапе планировался переход на преимущественно конкурсное распределение муниципальных и частных заказов на содержание, эксплуатацию и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, было запланировано окончательное завершение реорганизации существующих предприятий ЖКХ, проведение политики по созданию товариществ собственников жилья для управления кондоминиумами (1998 г.); прямое финансирование заказов по капитальному ремонту кондоминиумов через расчетные счета товариществ собственников жилья, обеспечение относительной стабилизации цен на продукцию, работы (услуги) отрасли (1999 г.).
На третьем этапе (2000 - 2003 гг.) планировалось завершение основных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ. На завершающем этапе предполагалось прекратить дотирование населения из муниципального бюджета. Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг должны были предоставлять тем категориям граждан, которые дотируются по программам социальной защиты из федеральных органов.
Практика показала, что процесс реформирования ЖКХ не соответствовал поставленным в Концепции целям и задачам, отсюда и не был достигнут ожидаемый результат.
Однако с 2002 г., произошли существенные изменения в части понимания важности и безотлагательности реформирования ЖКХ, необходимости корректировки направлений, темпов преобразований, состава первоочередных мер, сроков и последовательности их исполнения, что нашло свое отражение в ряде принятых программных и нормативно-правовых документах. Исполнение их с учетом реального состояния отрасли требует, и в значительно большей степени, чем раньше, концентрации и координации усилий всех сторон (федеральных, региональных, муниципальных органов власти и других участников) при решении поставленных задач.
Основной идеей новой экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе, является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми, в настоящее время, на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
Главными участниками экономических отношений в секторе жилищно-коммунального хозяйства, станут жилищно-коммунальные предприятия, не зависимо от формы собственности, и непосредственные получатели их услуг - граждане, а функции бюджета будут полностью переориентированы на выплату единой жилищно-коммунальной субсидии непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, дотирование которых будет прекращено).
Переход на полную оплату
услуг жилищно-коммунального
Уже сегодня субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг стала адресной, имеет строго целевое предназначение (ее нельзя использовать на иные цели, кроме оплаты жилья и коммунальных услуг); носит срочный характер, т.е. субсидия на банковском счете гражданина находиться определенное время, они начисляются на счет граждан только после того, как был осуществлен очередной платеж. Предоставление субсидии приостанавливается в случае задолженности гражданина по коммунальным платежам, а в дальнейшем полностью прекращается, это является стимулом своевременной оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг; обеспечивает прозрачность расходования.14 Снятие с предприятий несвойственной им функции по предоставлению льгот населению является одним из основных стимулов по привлечению в отрасль частного бизнеса.
Уровень перехода на договорные отношения, в жилищно-коммунальном секторе, характеризует возможность граждан непосредственно влиять на количество и качество предоставляемых услуг, включая предъявление коммунальным предприятиям санкций за несоблюдение объемов и стандартов качества оказываемых услуг, возможность выбора поставщиков услуг.. В ходе реформ, уровень перехода на договорные, отношения должен достигнуть не менее 95 % в целом по Российской Федерации.
Основными результатами перехода на новую систему экономических отношений реализации новой экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса должны стать: повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса; обеспечение достаточного и стабильного текущего финансирования сектора, привлечение необходимых средств для его модернизации и развития; предоставление населению жилищно-коммунальных услуг в необходимых объемах, отвечающих стандартам качества; обеспечение гарантированной адресной социальной поддержки населения.
Если ранее содержание
жилищно-коммунального
Госстрой России не смог проводить эффективную политику по выводу отрасли из кризиса. Возложенные на него Правительством РФ функции регулирования и координации деятельности по реформированию ЖКХ не обеспечили решения проблем жилищно-коммунального комплекса страны и не приостановили нарастание негативных тенденций. Его действия в основном сводились к составлению мероприятий, подготовке программ и других нормативно-правовых актов, не подкреплённых организационной работой и финансовой поддержкой.
В настоящее время Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 15 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в составе Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Федеральное агентство
является федеральным органом