Анализируя существующее
состояние отрасли и происходящие
в ее структуре организационные
изменения, можно сделать вывод о том, что процесс
реформирования протекает согласно принятым
законодательным и нормативным актам
Российской Федерации, правительства
Еврейской автономной области и муниципальных
образований области.
Намеченные задачи по
реформе ЖКХ очень сложны и
требуют координации и последовательных действий всех
уровней власти по полному выполнению
мероприятий, предусмотренных каждым
этапом подпрограммы.
Дальнейшая работа правительства области
в основном должна быть сосредоточена
на работе с муниципальными образованиями
поселенческого и районного уровня в связи
с тем, что основные возможности по дальнейшей
стабилизации и развитию жилищно-коммунальной
сферы находятся на муниципальном уровне.
Несмотря на достижение
основной цели реформы - комплексного
решения проблемы перехода к устойчивому
функционированию и развитию жилищной
сферы в Еврейской автономной
области, при реализации которой значительно
возросла доля предприятий частной формы
собственности( приложение 10), в ходе
исследования выявлены некоторые
проблемы, которые не позволяют завершить
процесс реформирования отрасли
в области в ближайшее время.
В связи с этим предлагаются
рекомендации по совершенствованию деятельности
управления ЖКХ правительства области,
которые могут разрешить, обозначенные
проблемы, и привести к стабилизации ситуации
в исследуемой сфере:
1. Исходя из оценки
технического и финансового состояния
жилищно –коммунального хозяйства области, можно
сделать вывод о том, что главным условием
дальнейшего развития частно-государственного
партнерства должна быть экономическая
сбалансированность проводимых мероприятий
с реальными возможностями бюджета области
и доходами населения.
Приоритетными задачами
в дальнейшем должны оставаться такие,
как:
- совершенствование и
развитие нормативно-правовой базы;
- совершенствование
структуры управления;
- усиление контроля
над ценообразованием на коммунальные
услуги локальных монополистов;
- повышение качества
оказываемых жилищно – коммунальных
услуг и дальнейшего снижения их себестоимости;
- привлечение населения
к управлению жилищным фондом;
- развитие конкуренции;
2. Решение задач отрасли
главным образом должно быть
связано с совершенствованием системы ее управления.
Завершение реформы жилищно-коммунального
хозяйства области должно обеспечить
проведение его технологической и управленческой
модернизации с привлечением частного
бизнеса и частных инвестиций, формированием
реальных собственников квартир в многоквартирных
домах с передачей им функций принятия
решений по управлению общим имуществом
многоквартирного дома.
3. Для решения проблем
обеспечения устойчивого функционирования
ЖКХ и повышения качества жилищно-коммунального
обслуживания на вполне определённый период
времени необходимо сформировать систему
управления отраслью, предусматривающую
разграничение полномочий и ответственности
между федеральным, региональным и муниципальным
уровнями власти со сроком реализации
антикризисных мер, подкреплённых финансовыми
ресурсами.
4 . Основная проблема
в Еврейской автономной области
- это ветхое состояние жилищного
фонда и неудовлетворительное
техническое состояние основных
средств предприятий ЖКХ Что отпугивает потенциальных
инвесторов от вложений в отрасль. Для
решения этой проблемы управлению ЖКХ
предлагается:
- Разработать рекомендации для органов
местного самоуправления, организаций
ЖКХ по повышению инвестиционной привлекательности
отрасли путем снижения размеров как кредиторской
так и дебиторской задолженности в жилищно-коммунальном
хозяйстве.
- Развивать применение концессионных
механизмов управления муниципальным
имуществом.
- Разработать прозрачные процедуры формирования
и изменения тарифов;
- При реализации проектов по модернизации
объектов коммунальной инфраструктуры
на условиях софинансирования строго
придерживаться системы программных мероприятий.
5. Сегодня в
связи с ведением в
действие Жилищного кодекса
РФ возникла проблема управления
гражданами жилищным фондом. Основное в данном
вопросе то, что граждане не
только не желают самостоятельно
управлять своим имущество непосредственно
либо путем создания ТСЖ, но и не
могут определиться с выбором
управляющей организации, не считают
необходимым заключать письменный
договор управления многоквартирным
домом.
Данный вопрос решаем
путем доведения через
СМИ информации о нововведениях
в жилищном законодательстве. Управлению
ЖКХ необходимо совместно с органами
местного самоуправления разработать
программу выступлений в средствах
массовой информации. Шире освещать в
средствах массовой информации положительный
опыт работы существующих управляющих
компаний. В программе мероприятий должны
быть как выступления на радио и телевидении
в форме конференций и круглых столов,
так и публикации в газетах и электронных
средствах массовой информации.
6. В связи с введением в действие
Федерального закона от 06.10.2003
года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного
самоуправления в Российской
Федерации», и избранием
органов управления управлению
ЖКХ необходимо организовать методическое
руководство органами местного
самоуправления как районного, так
и поселенческого уровня в вопросах:
- погашения бюджетных обязательств по льготам, субсидиям
на оплату жилищно-коммунальных услуг
населению;
- участия объектов
коммунальной инфраструктуры на
конкурсной основе в программе
«Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры в Еврейской автономной
области»;
- разработки инвестиционных
программ;
- передачи полномочий
в области ЖКХ на уровень
поселений
-порядку заключения
концессионных соглашений.
Дальнейшее реформирование
отрасли должно на деле привести к
улучшению социально-экономического
положения населения области. Приход на рынок
услуг ЖКХ предприятий с негосударственной
формой собственности, при одновременной
социальной защите населения, приведет
к снижению бюджетных расходов на жилищно-коммунальную
сферу, что в свою очередь благоприятно
отразится на финансировании других социально-ориентированных
программ. Население области должно в
результате реформы получить реальный
выбор поставщиков услуг ЖКХ, а это приведет
к росту качества и надежности работ и
услуг.
Выявленные проблемы и рекомендации
по их решению могут способствовать проведению
реформы жилищно – коммунального хозяйства
в Еврейской автономной области и могут
найти свое применение в практической
деятельности органов государственного
управления области при организации работы
по реформированию отрасли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Российская Федерация. Конституция (1993). Официальное издание – М.: Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1993.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. //Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1991. - № 948-1.
- Российская Федеративная. Законы. Федеральный закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (в ред. федеральных законов от 23 декабря 1992 г. № 4199-1, от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ) // Жилищное законодательство России. - М.: Бизнес-Информ, 1997. - С. 103-108.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об основах федеральной жилищной политики от 24 декабря 1992 г. № 4218-1. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) // "Российская газета", N 15, 23.01.1993.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003 г. (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2006 года №198-ФЗ)//Собрание законодательства Рос. Федерации – 2003.- N 40, ст. 3822.
- Российская Федерация. Законы.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации – 2005.- N 1 (часть 1) ст. 15.
- Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) //Собрание законодательства Рос. Федерации. –2005. - N 1 (часть 1), ст. 14.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса от 30 декабря 2004 г. (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2005. N 1 (часть 1), ст. 36.
- Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. Закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. N 28 ст. 959.
- Российская Федерация. Законы. Российская Федерация. Законы. Российская Федерация. Законы.
- Российская Федерация. Президент (1991-2000; Б.Н. Ельцин). О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 28 апр. 1997 г. № 425 //Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1997. - № 18. – Ст. 2131.
- Российская Федерация. Президент (1991-2000; Б.Н. Ельцин). О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Указ Президента РФ от 27 май 1997 г. № 528 // Собрание законодательства Рос. Федерации. -1997. - № 22. - Ст. 2568.
- Российская Федерация. Президент (2001 - ; В.В. Путин). О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. - № 314 //Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 2. - ст. 256.
- Российская Федерация. Верховный Совет. О разграничении госу-дарственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, авто-номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципаль-ную собственность: Постановление Верховного Совета Рос. Федерации от 27.12.91 г. № 3020-1 //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 3. – Ст. 89.
- Российская Федерация. Правительство. О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность: Постановление Правительства Рос. Федерации от 7 марта 1995 г. № 235 // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 11. - С. 995.
- Российская Федерация. Правительство. О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных
услуг и мерах по социальной защите населения:
Постановление Правительства Рос. Федерации
от 2 августа 1999 г. № 887 // Собрание законодательства
Рос. Федерации. - 1999. - № 28.
- Российская Федерация. Правительство. О Федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год: Постановление Правительства Рос. Федерации от 19 ноября 2001 г. № 804 // Законодательные и нормативные акты. - 2001.- № 12. – С. 51.
- Российская Федерация. Правительство. О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление Правительства Рос. Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2002 N 104, от 26.07.2004 N 380, от 24.10.2005 N 636, от 30.12.2005 N 847, от 31.12.2005 N 865, от 11.08.2006 N 481, от 11.09.2006 N 557, от 19.09.2006 N 581) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- N 39. – с. 3770.
- Российская Федерация. Правительство. О ходе реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации: Доклад Председателя Госстроя Рос. Федерации от 26 сентября 2003 г.
- Российская Федерация. Правительство. О предоставлении субдсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства Рос. Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761// Собрание законодательства Рос. Федерации. –2005. - № 51. - ст. 5547
- Российская Федерация. Правительство. Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг: Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 // Собрание законодательства Рос. Федерации.-2006. - N 22. - с. 2338.
- Российская Федерация. Правительство. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 // Собрание законодательства Рос. Федерации.-2006. - N 23. - с. 2501.
- Российская Федерация. Правительство. Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Постановление Правительства Рос. Федерации от 13 августа 2006 г. N 491// Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2006. - N 34. - с. 3680.
- Российская Федерация. Министерство строительства. Об утверждении Положения о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: Приказ Министерства строительства Рос. Федерации от 20 августа 1996 г. № 17-113.
- Российская Федерация. Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: Постановление Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 //Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 23. - С. 140-208.
- Российская Федерация. Еврейская автономная область. Законы. Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2006 год. Закон ЕАО от 14 ноября 2005 N 585-ОЗ (ред. от 01.03.2006)
// Собрание законодательства ЕАО.- 2006.- N 1.
- Российская Федерация. Еврейская автономная область. Законы. Закон Еврейской автономной области об областной целевой программе «Жилище» на 2006-2010 годы // Собрание законодательства ЕАО.- 2006.- N 3.
- Российская Федерация. Еврейская автономная область. О программе реформирования жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области на 2002-2010 годы: Постановление Законодательного Собрания Еврейской автономной области от 28 мая 2002 г. № 72-пп //Собрание законодательства Еврейской автономной области. - 2002. - № 6. - С.18 – 27.
- Российская Федерация. Еврейская автономная область. Об утверждении положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области. Постановление правительства Еврейской автономной области от 31октября 2000 г. N 106 // Собрание законодательства ЕАО. – 2000. - № 10.
- Статистический сборник ЕАО – 2003 год //Комитет государственной статистики ЕАО. - Биробиджан. – 2004.
- Статистический сборник ЕАО – 2004 год //Комитет государственной статистики ЕАО. - Биробиджан. – 2005.
- Статистический сборник ЕАО – 2006 год //Комитет государственной статистики ЕАО. - Биробиджан. – 2006.
- Доклад о ходе реформы в Еврейской автономной области за 2003 год // Комитет государственной статистики ЕАО. - Биробиджан. – 2004.- С. 18.
- Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации /Под ред. доктора юридических наук П.В. Кра<span class="ConsNormal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman