Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа
Всё это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.
Введение
4
1 Значение государственного участия в процессе реформирования ЖКХ
5
1.1 Роль и степень участия государства в жилищно-коммунальной сфере в период проведения реформы
5
1.2 Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства
7
2 Современные проблемы реформирования ЖКХ
9
2.1 Технологические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства
9
2.2 Основные предпосылки создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства
11
2.3 Социальный аспект реформы жилищно-коммунального хозяйства
15
3 Основные направления ускорения процесса реформирования ЖКХ
24
3.1 Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
24
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере ЖКХ
29
Заключение
32
Список использованных источников
34
Содержание
Введение |
4 |
1 Значение государственного |
5 |
1.1 Роль и степень участия
государства в жилищно- |
5 |
1.2 Макроэкономические аспекты
реформы жилищно-коммунального |
7 |
2 Современные проблемы |
9 |
2.1 Технологические аспекты |
9 |
2.2 Основные предпосылки создания
инвестиционного климата в |
11 |
2.3 Социальный аспект реформы жилищно-коммунального хозяйства |
15 |
3 Основные направления |
24 |
3.1 Предложения по реформированию
жилищно-коммунального |
24 |
3.2 Совершенствование |
29 |
Заключение |
32 |
Список использованных источников |
34 |
Введение
Нарастание кризисных тенденций в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), превращение их в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране и угрозу поддержания нормального жизнеобеспечения – является неоспоримым фактом.
Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних тринадцати лет, дали некоторые положительные результаты. Была проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства; появились первые товарищества собственников жилья как форма немуниципальной коллективной собственности, наметились процессы демонополизации обслуживания жилья и прихода частного капитала на данный рынок. Завершается формирование нормативной правовой базы, необходимой для проведения реформ в этом секторе экономики. Подготовлен к внесению в Государственную Думу ряд законопроектов. Наметился переход от системы бюджетного дотирования отрасли к оказанию адресной целевой помощи гражданам, а в 19 регионах проводится эксперимент по внедрению новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан.
Однако доминирующей тенденцией последних двух лет в этой сфере стал резкий рост тарифов и оплаты населением услуг ЖКХ (в 2011 г. средний по стране уровень оплаты населением ЖКУ составил 81,6% при установленном федеральном стандарте 90%).
Приходится констатировать, что глубокого реформирования в сфере ЖКХ за эти годы не произошло. В целом система функционирования жилищно-коммунального комплекса остается неэффективной, обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли не удалось.
Как следует из заключения Главного контрольного управления Президента Российской Федерации по результатам проверки ЖКХ, износ инженерного оборудования в ЖКХ достиг 73%, инженерных сетей - 65%. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. В год в среднем приходится 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения и 70 – на 100 км сетей водоснабжения.
Всё это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.
1.1 Роль и степень участия государства в жилищно-коммунальной сфере в период проведения реформы
Необходимость активного участия государства в процессе реформирования и обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства определяется тем, что ЖКХ является не просто одной из отраслей экономики, но сферой жизнеобеспечения российских граждан, то есть, фактором, обуславливающим состояние национальной безопасности. Государство должно нести ответственность перед гражданами за результаты проводимой реформы.
Единая государственная политика должна объединять в себе функции: законотворчества и регулирования нормативно-правовой базы; бюджетной поддержки, тарифной и ценовой политики, обеспечивающих финансовую устойчивость ЖКХ; технической регламентации качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг; социальной защиты и социальных гарантий; формирования системы рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере и многие другие.
Базовым элементом единой государственной политики является создание системной законодательной, нормативно-правовой и методической базы реформирования ЖКХ. Под этим понимается не разработка отраслевого законодательства, а формирование такого правового пространства, которое, установив единые принципы, правила и нормы реформирования, давало бы субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления возможности по их реализации с учетом местных особенностей.
Основным направлением бюджетной поддержки реформы ЖКХ должно быть целевое выделение средств на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов. Средства бюджетов всех уровней должны выделяться только под конкретные территориальные программы реформирования и модернизации ЖКХ, разработанные и утвержденные исполнительной и законодательной властями. Необходимым условием обеспечения финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства является реструктуризация и ликвидация бюджетных задолженностей. Бюджеты всех уровней и, прежде всего, федеральный бюджет обязаны полностью выделять средства на предоставление гражданам субсидий и оплату льгот.
Тарифная и ценовая политика государства в период реформирования ЖКХ должна быть направлена как на обеспечение сбалансированности экономических интересов и возможностей производителей и потребителей услуг, так и на обеспечение взаимосвязанности и взаимообусловленности цен и тарифов в ЖКХ и цен (тарифов) в естественных монополиях. Особое внимание должно быть уделено вопросам организации государственного регулирования цен и тарифов в сфере, так называемых, региональных и локальных монополий по оказанию жилищно-коммунальных услуг. При осуществлении тарифной и ценовой политики целесообразно переходить к нормативному определению цен и тарифов, исходя из таких экономических показателей, как уровень инфляции, реальный рост доходов населения, нормативы рентабельности.
Важнейшей задачей государства, объединяющей функции управления, регулирования, контроля и надзора является техническая регламентация качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг. Административные и экономические методы управления должны ориентировать жилищно-коммунальный комплекс на внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; расширение номенклатуры предоставляемых услуг; неукоснительное соблюдение стандартов при вводе в строй жилья, инженерных сооружений и предоставлении конечной продукции/услуг.
В части обеспечения социальной защиты и социальных гарантий деятельность органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления должна быть направлена на улучшение качества, повышение надежности предоставления и обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг для населения. Государство обязано осуществлять регулирование стандартов уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, исходя из оценки социально-экономических условий и уровня реальных доходов населения в каждом регионе. Государством гарантируется финансовое обеспечение на всех уровнях бюджетной системы льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. При реформировании жилищно-коммунального хозяйства должно быть обеспечено предоставление гражданам минимального набора жилищно-коммунальных услуг во всех населенных пунктах Российской Федерации. Номенклатура этих услуг (как минимум, предоставление электроэнергии, питьевой воды, тепловой энергии или энергоносителей) должна гарантировать стандартный уровень жизнеобеспечения. Потребители жилищно-коммунальных услуг должны иметь право и реальную возможность управления объемами услуг индивидуального потребления и контроля объемов и качества услуг коллективного потребления. Социальная защита граждан, с одной стороны, и экономическая обоснованность затрат ЖКХ, с другой, определяют необходимость сохранения принципа дифференцированности оплаты жилищно-коммунальных услуг на тот период, пока государство оказывает финансовую поддержку отрасли, регулирует тарифы и цены. Базовый, минимальный, уровень цен на услуги может распространяться только на граждан Российской Федерации по месту их постоянного проживания в пределах социальной нормы площади жилья и установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Формирование системы рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере предполагает, прежде всего, формирование условий для создания конкурентной среды. Для этого должны быть решены задачи: финансового оздоровления отрасли; создания нормативно-правовой базы по вопросам приватизации, концессии и долгосрочной аренды объектов ЖКХ; повышения инвестиционной привлекательности отрасли, в том числе и за счет предоставления государственных (бюджетных) гарантий частным инвесторам; проведения сбалансированной тарифно-ценовой политики.
Важнейшими функциями государства являются координация основных мероприятий реформы ЖКХ с другими проводимыми реформами и обеспечение согласованности действий на федеральном, региональном и местном уровнях.
В соответствии с ходом и результатами реформы ЖКХ роль управления и регулирования, в общем объеме государственных функций, должна существенно уменьшиться, при сохранении на достаточно длительный период функций контроля и надзора.
1.2 Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства
Политика реформирования ЖКХ не может базироваться на отраслевом подходе, она должна учитывать макроэкономические особенности сегодняшнего состояния страны, а именно, наличие структурных и ценовых диспропорций в экономике, в том числе, недооценку факторов производства.
Хорошо известно, что в российской экономике наряду с рынками товаров и услуг, которые оцениваются (внутри страны) практически по мировым ценам, сохраняются «нерыночные островки», где услуги, прежде всего социальные (жилищные, транспортные, медицинские, образовательные и др.), оцениваются по внутренним ценам, на порядок более низким, чем мировые. Несомненно, что фактор труда в России также является недооцененным. Для большой части рынка труда характерно наличие явных диспропорций между общественной ценностью результата труда и его денежной оценкой. Очевидно, что недооценка фактора труда и недооценка социальных услуг - явления взаимосвязанные. Только занижение цен на жилищные, медицинские, образовательные, транспортные услуги обеспечивало их доступность для большинства населения.
Реформы социальной сферы, в том числе реформа ЖКХ, должны иметь своими макроэкономическими последствиями, в том числе, постепенную ликвидацию вышеперечисленных диспропорций. Но это возможно лишь в том случае, если одновременно с отказом от нерыночных форм распределения социальных услуг повысятся и доходы граждан. Проводимая же в настоящее время реформа ЖКХ недостаточно увязана с проблемой структурных диспропорций российской экономики, в том числе, диспаритета цен и доходов населения. Вследствие этого уровень доходов и платежеспособность населения становятся очевидным ограничителем проводимой политики в сфере ЖКХ. Именно этот фактор, на наш взгляд, является основной причиной «пробуксовывания» реформы. Без роста доходов граждан, позволяющего оплачивать социальные услуги высокого качества, никакие ухищрения не превратят социальный сектор экономики из потребителя бюджетных средств в доходную сферу, как для работающих в нем, так и для государства в целом.
Решить проблему может лишь синхронизация проведения жилищно-коммунальной реформы с реформой доходов населения. Основой последней могли бы стать налоговая реформа, активное регулирование со стороны государства трудовых отношений, реализация программ борьбы с бедностью, пересмотр политики доходов в сферах образования, науки, здравоохранения, охраны правопорядка, программы создания рабочих мест и многое другое.
При этом сама программа реформы ЖКХ должна содержать механизмы взаимоувязки темпов роста платежей населения с повышением уровня доходов и снижением издержек производства в жилищно-коммунальной отрасли.
2 Современные проблемы
Имеющаяся технологическая инфраструктура жилищно-коммунальной отрасли устроена таким образом, что предполагает централизованный порядок предоставления услуг населению (водо-, тепло- и энергоснабжение, канализация). Кроме того, все существующие технологические решения предполагают сопровождающуюся большими потерями достаточно протяженную и дорогостоящую транспортировку энергии, тепла и других услуг. При этом подавляющее большинство строений и обслуживающих их коммуникаций выполнены в соответствии с требованиями безнадежно устаревших СНиПов.
Модернизация только «большой» энергетики, износ которой, по некоторым оценкам, составляет не менее 60%, потребует затрат в десятки миллиардов долларов США. Восстановление магистральных тепло- и электросетей также потребует затрат, сопоставимых с приведенными. В то же время экономически развитые страны активно развивают распределенную или малую энергетику, ориентированную на производство электрической и тепловой энергии в точках их потребления. Так, по оценкам американских экспертов, США понадобится к 2010 году около 137 000 МВт новых мощностей, что потребует около 300 миллиардов долларов для строительства новых электростанций и средств передачи электроэнергии. Выполнение же этого требования с применением распределенной энергетики обойдется только в 168 млрд. долларов.
Как можно более широкое внедрение минй-теплоэлектроцентралей позволит в разы снизить энерготарифы - за счет сокращения расходов на доставку энергии, ведь только потери в российских теплосетях достигают 30%, а также за счет улучшения эксплуатационных характеристик генерирующих мощностей. Эта задача технически решается через замену действующих котельных газотурбинными или газопоршневыми мини-установками с когенерацией тепла, а также через применение последних для автономного снабжения каждого строения. Для тех же регионов России, куда топливо нужно завозить, идеальным решением являются атомные теплоэлектростанции малой мощности.