Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа
Всё это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.
Введение
4
1 Значение государственного участия в процессе реформирования ЖКХ
5
1.1 Роль и степень участия государства в жилищно-коммунальной сфере в период проведения реформы
5
1.2 Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства
7
2 Современные проблемы реформирования ЖКХ
9
2.1 Технологические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства
9
2.2 Основные предпосылки создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства
11
2.3 Социальный аспект реформы жилищно-коммунального хозяйства
15
3 Основные направления ускорения процесса реформирования ЖКХ
24
3.1 Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
24
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере ЖКХ
29
Заключение
32
Список использованных источников
34
2.3
Социальный аспект реформы
Жилищная реформа, началась в России в 1991 году с принятия Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» и явилась неотъемлемой частью общих структурных преобразований и одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. С момента начала реформы была создана законодательная база, состоящая из более 160 нормативных правовых актов, определивших основные направления жилищной политики и реформы ЖКХ.
В 2005 году была принята Концепция реформирования ЖКХ. Планировалось провести реформы в три этапа и перейти в 2011 году на полную оплату населением коммунальных услуг и внедрение обязательного страхования жилья.
На основании Концепции Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2009 г. № 797 утвердило подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», являющуюся частью федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2010 годы.
Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2010-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.
Жилье является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.
В среднем на одного россиянина в 2009 году приходилось 19,7 м2 жилой площади. В городе этот показатель составил 19,5 м2, в сельской местности - 20,2 м2. Но есть регионы, где на одного человека приходится менее 19 м2. Например, Астраханская область - 17,6 м2, Удмуртская республика - 17,3 м2, Республика Алтай - 14,5 м2, Иркутская область 18 м2, Республика Саха (Якутия) - 18,5 м2 (то есть на уровне или ниже социальной нормы жилья).
Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы обеспечения семей жильем связана, прежде всего:
- со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным предоставлением;
- низким уровнем доходов
- ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;
- необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в условиях обесценивания накопленных для этого фондов;
- необходимостью срочного
В 2009 году в Российской Федерации получили жилье и улучшили жилищные условия 241 707 семей, что составило всего 5% от числа семей, состоящих на учете на получение жилья. На 1 января 2010 года число семей, стоящих в очереди на получение жилья - 4 856 828.
На первичном рынке жилья цена за 1м в среднем по России составила 10567,4 рублей, а на вторичном рынке - 9072,4рубля. Большинство семей не могут приобретать жилье по таким ценам. По данным министерства труда и социального обеспечения почти 35,8 миллионов человек в России имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Таблица 2.1 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в %)
2005 |
2007 |
2010 | |
Россия |
41,2 |
53,2 |
29,8 |
Москва |
12,3 |
22,8 |
17 |
Петербург |
23,5 |
23,5 |
25,9 |
Ростовская область |
41,2 |
56,4 |
44,1 |
Нижегородская область |
45,8 |
67,2 |
49,7 |
Свердловская область |
45 |
61,7 |
56,1 |
Новосибирская область |
57,8 |
72,9 |
65,4 |
Хабаровский край |
57,3 |
70,4 |
59,4 |
Характерной особенностью современного социально-экономического положения в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.
Жилище - позиция, которая раньше была слабо дифференцирующим фактором. В начале 90-х материальная обеспеченность людей была не так жестко связана с тем, какая у них жилищная ситуация. Исследователи говорили, что специфика бедных в России заключается в том, что они живут в жилище примерно такого же качества, как более благополучные слои населения. Этот период уже закончился. И сейчас, по мнению некоторых исследователей, наступило время, когда российские бедные, как и во всем мире, живут гораздо чаще в жилище плохого качества, имеют гораздо меньший метраж на человека, чем более благополучные слои населения. Причем, под последними надо понимать не только высокообеспеченные слои, которые могут покупать это жилье, но и среднеобеспеченных, которые составляют примерно 45% населения.
Сокращение жилищного строительства и бесплатного предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена пойти на ухудшение своих жилищных условий.
Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество.
Таблица 2.2 Состояние жилищного фонда на конец 2010 года
Удельный вес площади, оборудованной | |||||||
водопро-водом |
канали-зацией |
центральным отоплением |
ванными (душем) |
газом |
горячим водосн. |
наполь-ными электро-плитами | |
Жил. фонд всего |
74% |
70% |
75% |
64% |
70% |
61% |
16% |
Городской жилищный фонд |
87% |
85% |
85% |
80% |
69% |
77% |
22% |
Сельский жилищный фонд |
40% |
31% |
40% |
24% |
74% |
19% |
3% |
Удельный вес жилых домов, оборудованных лифтом, в общем числе жилых домов в РФ всего 0,5%, такая же ситуация и с мусоропроводом.
Коммунальные удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.
Существенны различия в благоустройстве жилья по регионам. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в Мурманской, Тульской, Нижегородской, Челябинской областях важнейшие показатели обеспечения коммунальными удобствами - свыше 90% (кроме телефона). В то же время в Новгородской, Пензенской областях, Адыгее, Северной Осетии – Алании, они в среднем почти вдвое ниже. А в таких регионах, как Калмыкия, Дагестан, Тыва, Республика Алтай подавляющая часть жилья лишена удобств.
Проблема дефицита жилья и недостаточной оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей из ветхого и аварийного жилья.
В связи с высокими ценами на жилье сохранность жилищного фонда, а также наращивание объемов капитального ремонта и реконструкции жилья в современных условиях становятся первостепенными. Годовой нормативный показатель по этой сфере деятельности в целом по Российской Федерации должен составлять 4-5 процентов от объема всего жилищного фонда. Однако объемы капитального ремонта жилья весьма недостаточны, и в целом по России за 2010 год составили 0,3 процента (данные Госстроя)
При установившихся темпах реконструкции и ремонта жилищного фонда общий износ его в ближайшие годы составит более 60 процентов, после чего он станет неремонтопригодным. Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда на конец 2010 года составляет 87 826 тыс.м2 или 3,1 процента.
От нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса зависит жизнь и здоровье граждан страны. Это связано, в том числе, и с климатическими условиями. Поэтому особого внимания требует подготовка и работа коммунальщиков в зимний период. Но за последние годы число аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве растет от зимы к зиме: 2008 год - 175 чрезвычайных ситуаций, 2009 год - 192, 2010 год - 222.
Из-за несвоевременной и недостаточной подготовки теплогенерирующих объектов, нарушений правил технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования в текущем отопительном сезоне уже было зарегистрировано более 1500 инцидентов и отказов в системах теплоснабжения городов и населенных пунктов. Из них: 75 крупных в 38 субъектах Российской Федерации. При этом около 80% крупных аварий произошло в системах теплоэнергоснабжения. Централизованное теплоснабжение было нарушено почти в 4 тысячах домов, в которых проживают более 350 тысяч человек.
Анализ причин аварийности на объектах ЖКХ показал следующее:
- 34% аварий произошло из-за
- 30% аварий по причинам ветхости,
некачественной подготовки
- 24% - вследствие стихийных бедствий;
- 12% - по другим причинам (несанкционированные отключения электроэнергии, взрывы газа, пожары и т.п.).
Учитывая, что треть аварий, произошла из-за плохой эксплуатации оборудования и то, что в отрасли огромная текучесть кадров (в 2010 году на 547,8 тыс. человек 41%, принятых на работу приходится 523,2 тыс. 39,6% человек уволенных) можно сделать вывод, что необходимо разработать меры по подготовке кадров для ЖКХ.
Таким образом, потребности населения в жилье и в коммунальных удобствах, а также в качестве и эффективности предоставляемых услуг в большинстве областей России не удовлетворены. Функционирование жилищно-коммунальной сферы вызывает резкое недовольство населения.
Доля расходов населения в оплате жилищно-коммунальных услуг выросла до 50-60% (против 4% в начале реформ).
Переход к 100% оплате населением жилищно-коммунальных услуг встречает бурные протесты со стороны населения. Психологически люди не могут смириться с повышением цен при понижении качества услуг и жилья.
Нет пока широкомасштабных мероприятий по установке счетчиков для учета получаемых населением холодной и горячей воды, тепла, газа. Нет единого подхода к вопросу, где должны быть установлены счетчики, на дом, или на каждую квартиру. Коммунальные службы не заинтересованы ставить счетчики. Нет единой установки в вопросе, кто должен оплачивать установку счетчиков. Потребители платят за неполученные литры воды, гигакалории тепла, кубометры газа. В результате не работает механизм стимулирования повышения качества услуг и сокращения издержек. До половины тепла и воды теряется сегодня в сетях. В масштабах страны - это миллионы кубометров воды и тонн условного топлива. Все эти потери оплачивает потребитель.
В ходе реформы предполагалось, что у граждан появится возможность широкого контроля за качеством предоставления услуг.
Приватизация жилья обеспечила оживленный вторичный рынок жилья. Нет проблем с обменом квартир, сняты барьеры для перемены места жительства. Но приватизация не создала ответственного собственника. По-прежнему все решает муниципалитет и жилищно-коммунальные организации: сколько потреблять, по каким тарифам платить, заключают договора на ремонт и содержание жилья. У граждан нет права выбора.