Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа
Всё это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.
Введение
4
1 Значение государственного участия в процессе реформирования ЖКХ
5
1.1 Роль и степень участия государства в жилищно-коммунальной сфере в период проведения реформы
5
1.2 Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства
7
2 Современные проблемы реформирования ЖКХ
9
2.1 Технологические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства
9
2.2 Основные предпосылки создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства
11
2.3 Социальный аспект реформы жилищно-коммунального хозяйства
15
3 Основные направления ускорения процесса реформирования ЖКХ
24
3.1 Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
24
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере ЖКХ
29
Заключение
32
Список использованных источников
34
Именно Совет по градостроительству и жилищно-коммунальному комплексу должен осуществлять мониторинг и изучение общественного мнения по проводимым в стране реформам и стать действенным общественным органом для выработки конкретных предложений, рекомендаций по дальнейшему реформированию и развитию жилищно-коммунального комплекса страны. Именно Совет позволит объединить усилия законодательной и исполнительной ветвей власти страны, политических партий, общественных организаций и движений, представителей различных организаций, обеспечит усиление ответственности за сохранность основных фондов и обеспечение жизнедеятельности человека при межуровневом взаимодействии всех ветвей власти и поставит под защиту государственные интересы и интересы граждан страны.
Для более динамичного продвижения реформ в ЖКХ необходимо:
1) Пропагандировать и
а) создания на государственном телевидении программ по аналогии с «Сельским часом», программ по рассмотрению проблем и задач жилищно-коммунального хозяйства;
б) открытие в каждом государственном издании (а не государственным рекомендовать) рубрики об изменении состояния жилищно-коммунального хозяйства в период проведения реформ. Необходимо объяснять права и обязанности граждан, информировать потребителей ЖКУ о проводимых изменениях тарифной политики, обеспечивать общественность необходимой информацией по формированию тарифов и о деятельности предприятий отрасли.
2) Создать Советы по
а) рассматривать все возможные подходы к реформированию жилищно-коммунальных комплексов регионов;
б) оценить все факторы, которые влияют на повышение (или изменение) эффективности проводимых реформ и качество предоставления услуг, обеспечению безопасности и комфортности жилища, улучшение (или изменение) условий и качество труда, улучшение условий жизни граждан, сохранение здоровья граждан, способствуют искоренению коррупции;
в) подготовить программы кадрового обеспечения жилищно-коммунальных служб с привлечением Министерства образования РФ и Федеральной службы по труду и занятости.
3) Изменить ныне действующую
концепцию единой информационно
Таким образом, жизненно важным для граждан России реформированием ЖКК должны быть заняты все ветви власти и слои общества с исполнением функций:
- общественно-политических
- законодательного органа - специальные комитеты (или подкомитеты) в Государственной Думе и Совете Федерации ФС РФ;
- исполнительного (координирующего решения межведомственных вопросов в период проведения реформирования ЖКХ), Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Жилищно-коммунальное хозяйство само, являясь сложной социально-экономической системой жизнеобеспечения, где на первый план выдвигаются такие глобальные понятия и определения социальных систем как жизненный уровень, запас ресурсов, проблема отходов, проблема загрязнения окружающей среды, народонаселение и здоровье граждан; также оказывют значительное влияние макроэкономические аспекты состояния страны.
Поэтому программа реформирования ЖКХ должна содержать механизмы взаимоувязки макроэкономических показателей и степень влияния их на ценовую политику в ЖКХ. А для целей определения оценки этого влияния, крайне важно, включить в Государственную статистическую отчетность отдельный раздел по ЖКХ, что позволит провести анализ взаимозависимости этих (и других) показателей.
До формирования новой системы адресного субсидирования необходимо решить вопрос включения расходов по обязательному страхованию различных рисков при эксплуатации коммунальных инфраструктур и жилых зданий в тарифы ЖКХ и осуществления расчета выплат субсидий гражданам с учетом этих расходов, также учитывать эту норму в межбюджетных отношениях.
Субсидирование граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг должно быть адресным на квартиру, в зависимости от совокупного семейного дохода проживающих в ней членов семьи, с учетом всех предоставляемых социальных льгот, на определенный период на год (квартал) с последующей корректировкой в следующем году (квартале).
С целью обеспечения прозрачности финансовых потоков, обеспечения доступности применения и обеспеченности адресного выделения и получения средств на субсидии ЖКУ гражданам:
- необходимо, перейти от методики
процентного исчисления субсиди
В жилищно-коммунальном комплексе наблюдался и наблюдается неоправданный крен в сторону муниципалитетов, что и закреплено в 95-ФЗ «О разграничении полномочий...» Отсутствует четкое закрепление районного уровня и уровня субъекта РФ в управлении и распределении ответственности за проводимые преобразования в ЖКХ. Фактически реформа отдана на откуп органам местного самоуправления, которые не имели и имеют достаточных финансовых ресурсов, законодательных и иных стимулов для поддержания объектов жилищно-коммунального назначения в надлежащем состоянии.
Анализируя противоречивый опыт реформ в регионах, наиболее предпочтительным должно быть установление в жилищно-коммунальном комплексе жесткой вертикали полномочий и ответственности органов власти различных уровней, особенно в период реформирования ЖКХ.
Муниципальный уровень - обеспечение и оказание услуг.
Уровень субъектов Российской Федерации - контроль за предоставлением качественных услуг, организация управления и тарифное регулирование обеспечения жизненно важными услугами, решение проблем ветхого и аварийного жилищного фонда, реализация комплексных программ модернизации.
Федеральный уровень — формирование законодательной базы перспективного развития отрасли, утверждение основ тарифного регулирования, обеспечение условий инвестирования, внедрение механизмов рыночных отношений в ЖКХ с решением вопросов собственности, координация программ реформирования, межведомственные отношения в отрасли ЖКХ и социальной защиты населения, контроль за деятельностью субъектов по реформированию и модернизации ЖКК, формирование и контроль за исполнением федеральных стандартов.
Существующая система налогообложения предприятий ЖКХ по земельному налогу должна быть пересмотрена. Предприятия ЖКХ, не являясь собственниками имущества, платят налог на землю, а в некоторых регионах эти затраты даже не учитываются при формировании тарифов. Также поддерживаю необходимость изменений и в режимах взимания НДС с энергоресурсов, транспортных затрат, за эксплуатацию и ремонт жилья (включая капитальный), на инвестиции в модернизацию основных фондов жилищно-коммунальных комплексов.
Существенную роль в улучшении финансового состояния предприятий сыграет стабилизация налогообложения жилищно-коммунальной сферы на срок не менее 3 лет.
Для осуществления анализа финансового состояния, оценки изменения технического состояния основных фондов в результате проводимых реформ Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству должен проводиться государственный мониторинг хода и влияния проводимых реформ в ЖКХ с привлечением общественности.
Проблема задолженности предприятий ЖКХ возникла в результате неправильной тарифной политики, нестабильности и не проработанности политики налогообложения, формирования бюджетной политики без учета специфических особенностей сложившихся взаимоотношений отрасли с бюджетами и системой провозглашенных государством социальных льгот, их компенсации в системе межбюджетных отношений, начиная с 2003 года. «Достигнутый» объем кредиторской задолженности в размере 155 млрд. рублей не отражает существующего положения вещей. Реальная задолженность, с учетом «скрытой» задолженности (образовавшейся в результате недофинансирования предприятий, в результате неправильной тарифной политики по не включению в тарифы средств на капитальный, текущий ремонт, на страхование имущества и т.д.) составляет 1,5 трлн. рублей, и её необходимо учитывать при реструктуризации задолженности. Эта задолженность сегодня не ликвидируется.
65% предприятий отрасли - банкроты.
Они не являются реальными
плательщиками платежей в
В тоже время, для доведения износа основных фондов до нормального уровня требуется средств на модернизацию 4,5трлн. рублей и 1,5 трлн. рублей на реконструкцию ветхого жилого фонда.
Очевидно, что задачи реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса невозможно решить только за счет бюджетных средств.
Для этих целей необходимо привлекать банки и частных инвесторов. Но чтобы привлечь средства банков и частных инвесторов необходимо решить вопросы собственности в ЖКХ. Собственность ЖКХ неоднородна и поэтому необходимо законодательное закрепление нормативно правовых соглашений по участию собственников в процессе привлечения средств на модернизацию (кредитование), по дальнейшему распределению этих затрат, а также по их возмещению.
Для обеспечения процесса кредитования предприятий ЖКХ целесообразно создать Залоговый фонд под ренту природных ресурсов и производить распределение квот субъектам РФ и муниципальным образованиям в рамках этого фонда и рассматривать его как участие государства в процессе модернизации и обновлении основных фондов ЖКК.
В целях формирования эффективной системы управления и принятия правильных управленческих решений, при контроле со стороны собственника, необходимо обязательное сохранение муниципальной (государственной) собственности на объекты инфраструктуры территорий, как гаранта обеспечения дальнейшего функционирования ЖКХ, безопасности граждан и сохранения конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая, все вышеизложенное, считаем целесообразным, что:
1) Приватизация объектов и
2) Передавать объекты ЖКХ
3) Построение арендных отношений должно исключить возможность выкупа объектов жилищно-коммунального назначения, за долги и исключить возможность долевого владения инфрастуктурой. В противном случае населению не может быть гарантирована безопасность жилища и здоровья, а в сегодняшней ситуации высок риск террористических катастроф и возникновения различных угроз жизни граждан.
Как применяемая форма и метод государственного регулирования в может осуществляться государственный контроль за сделками и инвестициями субъектов естественной монополии /ФЗ «О естественных монополиях»/, но фактически отсутствует федеральная структура для осуществления этого контроля. Считаем, что функции по контролю за осуществлением порядка инвестиций в ЖКХ должно взять на себя Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальное хозяйству. Агентство должно разработать Федеральный закон (или Постановление Правительства РФ) «О порядке инвестиций в ЖКХ»
Поддерживая, необходимость комплексного подхода к выработке государственной политики считаю обязательным определение цели и стратегии реформирования ЖКК. В первую очередь необходимо четко определить цель реформы. Должен прозвучать честный ответ на вопрос: «Что за система отношений будет строиться государством в сфере ЖКХ?» Кому будет принадлежать собственность жилищно-коммунальной инфраструктуры? Т.е. необходимо подвести основу дальнейшего развития и затем строить систему правоотношений, обеспечивающих и направленных на решение экономических и других проблем в сфере ЖКХ, которая (и которые) естественно будет меняться в зависимости от поставленной цели и стратегии. На наш взгляд необходимо изменить и концепцию и принципы реформирования отрасли в сторону обеспечения граждан комфортными и безопасными условиями проживания, и обеспечив тем самым взаимодействие основных факторов стабильности социальных систем, таких как уровень жизни, капиталовложения (инвестиции), народонаселение (здоровье граждан), экология, потребность в ресурсах и скорость их потребления.
3.2 Совершенствование
Рынок жилищно-коммунальных услуг (т.е. работ по обслуживанию жилья) существует в тесной связи с иными рынками, такими как: рынок найма (аренды) жилья, рынок строительства жилья, вторичные рынки жилья (розничный и оптовый), ипотечный рынок. Государственная политика должна исходить из учета взаимных связей этих рынков, иначе возможны нежелательные экономические эффекты от принятия, казалось бы, целесообразных мер.