Проблемы реформирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Всё это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Значение государственного участия в процессе реформирования ЖКХ
5
1.1 Роль и степень участия государства в жилищно-коммунальной сфере в период проведения реформы

5
1.2 Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства

7
2 Современные проблемы реформирования ЖКХ
9
2.1 Технологические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства

9
2.2 Основные предпосылки создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства

11
2.3 Социальный аспект реформы жилищно-коммунального хозяйства
15
3 Основные направления ускорения процесса реформирования ЖКХ
24
3.1 Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
24
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере ЖКХ
29
Заключение
32
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Принят Федеральный закон «О Товариществах собственников жилья». В соответствии с Концепцией реформирования ТСЖ должны стать формой управления жилыми домами, позволяющей собственнику эффективно осуществлять контроль за качеством и количеством предоставляемых услуг. Но население не торопится образовывать ТСЖ. Доля приватизированного жилого фонда превышает 50% почти во всех регионах (кроме Чукотского АО и Магаданской области), но ТСЖ практически не образуются.

На данный момент в России функционирует 4,5 тыс. товариществ собственников жилья (ТСЖ) и около 16 тыс. жилищно-строительных и жилищных кооперативов (ЖСК, ЖК). Всего ТСЖ и ЖСК обслуживается в среднем по России чуть более 6-ти процентов жилищного фонда.

Одной из причин нежелания собственников квартир образовывать ТСЖ являются большие издержки на администрирование при управлении одним домом, большие, чем при управлении жилым комплексом. Но на сегодняшний день ТСЖ, ЖСК и ЖК - единственные формы организованного контроля со стороны жильцов за качеством коммунальных услуг и альтернатива монополии ДЕЗов.

Необходимо отметить, что с 2002 года начался процесс «деприватизации», т.е. отказа от прав собственности на свои квартиры по самым различным причинам, большей частью экономическим: необходимости значительных затрат на содержание и капитальный ремонт, налогов на недвижимость.

В 2010 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20 процентов объема необходимых средств.

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Население является самым дисциплинированным плательщиком. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Государство стремится как можно скорее уйти из сферы ЖКХ. Однако, на данном этапе, когда рыночная среда в жилищно-коммунальной сфере только начинает создаваться, роль государства наоборот должна быть очень велика. Прежде всего, государство должно расплатиться с долгами перед ЖКХ.

Во-вторых, необходимо навести порядок в тарифной политике. Стоимость услуг ЖКХ растет быстрее всех остальных цен - в 2009 и 2010 годах более чем на 50%, внося огромный вклад в общие инфляционные показатели. Эта тенденция продолжилась и в январе 2011 года - цены в ЖКХ в среднем по стране увеличились на 8,3%, что почти в четыре раза быстрее, чем по экономике в целом. В результате, отрасль остается по-прежнему убыточной, а средства населения ускоряющимися темпами преобразуются в доходы естественных монополий.

На прошедшем 27 декабря 2010 года в Госстрое России Всероссийском селекторном совещании были названы следующие цифры: стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья по установленным на местах экономически обоснованным тарифам в среднем по России на текущий период составила 22,5 руб.

Региональный стандарт уровня оплаты населением в среднем по России достиг 81,1 % и по сравнению с началом 2010 года увеличился на 10,1%. В 39 субъектах Российской Федерации уровень оплаты установлен в размере 90 %, в 25 регионах установленный стандарт - 80 % - 87 %.

В большинстве субъектов Федерации средне сложившийся уровень оплаты с учетом принятых на местах решений ниже установленных региональных стандартов. Поэтому средне сложившийся по Российской Федерации стандарт уровня оплаты гражданами услуг составляет 69,5%.

На 2010 год федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установлен в размере 22 процентов. Если оплата социальной нормы жилья и ЖК услуг превышает этот показатель, семья может обратиться за получением субсидии. За 9 месяцев 2010 года средне сложившаяся по Российской Федерации доля расходов составила 19,2 процентов. Для беднейших слоев населения, это очень большая цифра, так как оставшихся средств, практически недостаточно для нормального существования. По данным выборочных обследований домохозяйств, расходы малообеспеченных слоев на покупку самых необходимых продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности могут составлять 85% совокупного семейного дохода, что практически исключает возможность оплаты ими жилищно-коммунальных услуг в установленном размере.

В результате, чтобы субсидия не потеряла своего значения как меры социальной защиты, во многих регионах установлен более низкий порог допустимой доли собственных расходов на оплату жилья в совокупном доходе семьи, в частности в Москве - 13%.

Число семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на конец 2010 года составило 3,96 млн. человек или 9,1% от общего числа семей. В то же время, по данным Госстроя, на получение субсидии имеет право каждая пятая семья. Возникает вопрос, почему граждане не обращаются за субсидиями? Проблемой в получении субсидий является необходимость предоставления в центр по выдаче субсидий большого числа справок и документов, характеризующих материальное положение семьи и подтверждающих право на субсидию с обязательной периодичностью раз в полгода. При изменении тарифов, соотношение дохода семьи и доли средств, необходимых для оплаты жилья и ЖК услуг изменяется, и процедуру оформления необходимо начинать заново.

По расчетам специалистов московской семье, состоящей из четырех человек — пенсионера, одного работающего, одного безработного и ребенка, для оформления субсидии нужно собрать 15 справок, 25 раз вступать в контакты с чиновниками и затратить на всю процедуру 38 часов. Далеко не каждая семья может себе это позволить. Необходимо учесть, что при начислении субсидии учитывается только социальная норма жилья 18 кв.м на человека. Излишки жилой площади необходимо оплачивать в полном размере. В результате после всех усилий по оформлению субсидия может оказаться крохотной.

Можно ожидать, что значительная часть населения, не обращаясь за субсидией, вынуждена будет сократить свои расходы на питание, образование, лекарства, чтобы оплатить жилье и не переезжать в жилище худшего качества. Так как при существующих ценах на квартиры люди не будут иметь шанса улучшить в последствии свои жилищные условия до прежнего уровня. Это будет создавать неблагоприятную социальную атмосферу в обществе.

За 9 месяцев 2010 года только 10,5% семей, проживающих в Российской Федерации, воспользовались правом получения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, при том, что по данным Госкомстата ниже прожиточного минимума имеет доходы почти треть населения.

В некоторых регионах, например в Нижнем Новгороде, при переходе к 90% оплате жилья населением, жители получили квитанции с новыми, увеличенными суммами до того, как у них появилась возможность оформить субсидию. Скорее всего, такие ситуации будут провоцировать неплатежи населения и приводить к росту задолженности населения перед ЖКХ.

При переходе к 100% оплате населением жилья и коммунальных услуг отказ граждан от платежей может принять массовый характер.

По расчетам Госкомстата России, численность малоимущих составляет 27% от общей численности населения, то есть практически третью часть. Переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг для населения с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают величины прожиточного минимума, падение уровня жизни населения, по прогнозам некоторых экспертов, в целом составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и стоимости коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение цен в жилищно-коммунальной сфере никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным элементом которой является переход на 100% оплату жилья и услуг, энергично отторгается населением при современном уровне жизни населения.

Преобразование жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего комплекса проводимых в стране реформ. Главной особенностью реформы ЖКХ является то, что их технические, экономические, политические и, наконец, социальные аспекты затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении.

Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования жилищно-коммунального комплекса, а это и обеспечение должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.

Введение 100% оплаты населением услуг ЖКХ — мера весьма ответственная, учитывая сложившееся положения с наличием огромных издержек в отрасли и невозможностью предоставления стопроцентного качества услуг в силу слабой технической базы ЖКХ. Темпы роста доли платежей населения в оплате жилья и коммунальных услуг необходимо жестко увязать с доходами и уровнем жизни населения. Тарифы должны сочетать интересы всех взаимодействующих сторон и производителей услуг и получателей. Реформа ЖКХ оценивается населением, прежде всего, через тарифы, что обязывает сделать их максимально обоснованными.

Необходимо обеспечить безопасную и безаварийную работу жилищно-коммунального сектора и повысить ответственность работников ЖКХ и руководителей за соблюдение технологий и своевременность подготовки комплекса к зимним условиям. Недопустимо переносить все накопившиеся противоречия реформирования на уровень местной власти и муниципальных предприятий ЖКХ, с одной стороны и неоднородного по уровню доходов населения, с другой. Нужна активная поддержка государственной власти и в регионах, и в центре с их финансово-правовыми возможностями.

Одной из важных задач является ускорение формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов, для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.

Необходимо провести инвентаризацию технического состояния жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры для выработки мер по подготовке к следующей зиме. А также поставить перспективную задачу паспортизации подземных коммуникаций и создание в населенных пунктах информационно-справочных систем теплосетей, для предотвращения аварийности и оптимизации работ по плановому ремонту сетей.

Необходимо создать банк данных позитивного опыта в области энергосбережения, тарифообразования, сбора платежей, схемы разработки и финансирования проектов, формы договоров на предоставление коммунальных услуг. Это позволит муниципалитетам подобрать оптимальный для каждого вариант с учетом местных условий.

Необходимость одновременного решения двух задач: создания условий устойчивого функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и сохранение социально ориентированной политики государства обусловлена важностью которую имеет жилище для каждой семьи и каждого гражданина. Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России.

 

3 Основные направления  ускорения процесса реформирования ЖКХ

 

3.1 Предложения по реформированию  жилищно-коммунального хозяйства

 

 

В основе экономических проблем реформирования отрасли лежат вопросы собственности, отсутствие в отрасли собственных средств на развитие, недоступность кредитов, отсутствие обеспечения под кредиты, неисполнение финансовых обязательств перед отраслью в рамках бюджетов разных уровней.

При принятии политических решений подходы к решению задач в области реформирования ЖКХ должны обеспечивать понимание происходящих сейчас в российском жилищно-коммунальном хозяйстве процессов.

Важнейшей задачей государства должна стать задача построения эффективной системы управления жилищно-коммунальным комплексом, как основы национальной безопасности в период проведения реформ.

Государство не должно быть независимым наблюдателем, поскольку речь идет об инфраструктуре, от которой зависят функционирование отраслевых предприятий, экологическая обстановка в стране, условия проживания, социально-экономическое положение и здоровье граждан. На наш взгляд, очевидно, что одним из первых шагов на пути вывода жилищно-коммунального хозяйства из кризиса должно стать изменение позиции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Необходимо переломить губительный стереотип полной муниципализации вопросов, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства.

С целью обеспечения гласности и предания решениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства национального характера, необходимо создать Совет по вопросам градостроительства и жилищно-коммунального комплекса при Президенте Российской Федерации. Так как ни одна структура власти, кроме президентской, не имеет достаточно полномочий для безболезненного и деятельного вмешательства в сферу компетенции органов местного самоуправления.

Информация о работе Проблемы реформирования ЖКХ