Проблемы реформирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Всё это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Значение государственного участия в процессе реформирования ЖКХ
5
1.1 Роль и степень участия государства в жилищно-коммунальной сфере в период проведения реформы

5
1.2 Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства

7
2 Современные проблемы реформирования ЖКХ
9
2.1 Технологические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства

9
2.2 Основные предпосылки создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства

11
2.3 Социальный аспект реформы жилищно-коммунального хозяйства
15
3 Основные направления ускорения процесса реформирования ЖКХ
24
3.1 Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
24
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере ЖКХ
29
Заключение
32
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

В пяти-, семилетней перспективе газотурбинные и газопоршневые установки можно будет легко заменить на топливные элементы, которые, как ожидается, очень скоро станут доминирующим типом энергоустановок XXI века.

Вместе с переходом на принципиально новые технологические решения в энерго- и теплоснабжении, важными факторами создания эффективной системы ЖКХ являются установка приборов индивидуального учета потребления ресурсов и применение новых материалов в строительстве зданий и коммуникаций.

До последнего времени при строительстве зданий затраты на последующую их эксплуатацию и стоимость потребляемых при этом энергоресурсов не принимались в расчет. Предпочтение отдавалось дешевым материалам, которые имели большую теплопроводность, и простейшим строительным технологиям. В результате по теплотехническим свойствам наши здания в 2-3 раза уступают зарубежным. Не придавалось также значения учету и экономии ресурсов.

Таким образом, нормативы расхода воды в России составляют около 300 л. на человека - вдвое больше, чем в Германии или Великобритании. А некоторые нормативы превышают зарубежные аналоги в 5-10 раз, поскольку нормативная база, сформировавшаяся в эпоху плановой экономики, завышала необходимые затраты. Для улучшения ситуации следует пересмотреть СНиПы, и работы в этом направлении уже ведутся. Так, ужесточены нормы по теплозащите, введено требование оснащать новостройки и дома, прошедшие капитальный ремонт, приборами учета. Согласно последним инструкциям, счетчики на горячую и холодную воду должны быть установлены в каждой новой квартире, а по учету тепла - в каждом строящемся или прошедшем капремонт доме. Согласно распоряжению Госстроя России, госкомиссии не должны принимать объекты, которые не оборудованы приборами учета. Предполагалось, что уже в 2006 году ими оснастят все бюджетные организации (школы, больницы, оборонные учреждения), но сделать это не удалось. На оснащение счетчиками старых домов (55 млн. квартир) потребуются десятилетия.

Опыт установки счетчиков тепла показал, что реально потребляется тепла на 15-20% меньше договорной величины. Счетчики окупаются в срок от 3 до 18 месяцев, а установленные на границах раздела тепловых сетей - от 10 дней до 2 месяцев в зависимости от диаметра трубы. Не менее эффективны счетчики воды. При установке квартирного счетчика потребление горячей воды на человека сокращается и составляет 40-60 л. в сутки, а холодной - 50-100 л.

Внедрение счетчиков тормозят монополисты, не заинтересованные в учете. Нередко установленные счетчики не подключаются, но даже если они подключены, ресурсоснабжающие организации продолжают взимать плату не по их показаниям, а по нормативам. Порой игнорируются показания и двухрежимных счетчиков, хотя за потребление электроэнергии в ночное время предусмотрен пониженный тариф. Решение таких проблем всецело зависит от воли местных властей.

Что касается новых строительных материалов, то следует иметь ввиду, что большинство граждан развитых стран живут в домах облегченных конструкций, с современными эффективными системами обогрева. В России же продолжается строительство из дорогого кирпича или панелей, требующих применения тяжелой техники. На пути нового стоят не только наши гигантские строительные комбинаты, но и традиции, национальный менталитет. Считается, что к новым технологиям строительства и стройматериалам у россиян подозрительное отношение. Риэлтеры утверждают, что квартиры в домах из тяжелых материалов продаются в первую очередь, если же используются современные материалы, спрос существенно ниже.

При этом в Москве 1 кв. м в монолитных домах предлагается по цене более 1500 долларов при себестоимости 300 долларов. В то время как в США ещё в 60-е годы прошлого века на государственном уровне было принято решение, чтобы построенный по новым технологиям дом с тремя спальнями обходился покупателю не выше 25 тыс. долларов. У нас так вопрос вообще не ставится.

Кроме того, раньше основной акцент делался на строительство, после чего здания не ремонтировались десятилетиями, что значительно сокращало срок их жизни. Эксплуатирующим и строительным организациям пора активно осваивать и применять передовые технологии текущего и капитального ремонта, поддержания зданий и коммунальных систем в нормальном состоянии. В противном случае средств на авральное спасение жилищного фонда придется затрачивать куда больше.

Не надо закрывать глаза и на то, что до сих пор ни предприятия, ни потребители не заинтересованы в экономии энергоресурсов. Необходимо создать механизм стимулирования энергосбережения, разработать нормы, которые позволяли бы предприятиям и организациям ЖКХ направлять сэкономленные средства на восстановление и обновление своих основных фондов.

 

 

2.2 Основные предпосылки  создания инвестиционного климата  в сфере жилищно-коммунального хозяйства

 

 

Одной из основных причин продолжающегося кризиса в ЖКХ является отсутствие прозрачной и четко отлаженной системы финансирования отрасли, недостаточный уровень инвестирования наряду с неэффективным использованием поступающих в отрасль финансовых ресурсов. Если ранее долгие годы жилищно-коммунальная сфера получала огромные дотации из государственного бюджета, то в период начавшегося реформирования отрасли структура и объем финансирования отрасли принципиально изменились. Большая часть нагрузки по государственной поддержке ЖКХ фактически была перенесена на региональные и местные бюджеты, а доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете страны постоянно сокращалась: так, если в 2003-97 гг. дотации ЖКХ составляли 13,4%, в 2006 г. - 11,5%, в 2008 г. - 10,2, в 2009 г. - 8,1%, в 2010-2011 гг. - 6,5-6,4%, а в 2012 г. – 4,9%.

При этом в условиях снижения уровня государственной поддержки отрасли тарифы на услуги ЖКХ искусственно удерживались на низком уровне: так, за последние годы, вплоть до 2009 г., темпы инфляции значительно опережали рост цен на ЖКУ. По данным Госстроя России, с 2005 по 2009 год инфляция составила 670%, а стоимость ЖКУ возросла всего на 270%.

Такая политика служила своего рода «амортизатором» высокой инфляции и поддержания социально-экономической стабильности, но в то же время приводила к резкому ухудшению финансового состояния самих предприятий ЖКХ, не имевших возможности финансировать свои текущие и капитальные расходы. Показательно, что на фоне в целом положительной динамики рентабельности в экономике, в жилищно-коммунальном комплексе с 2003 г. сохраняется высокий уровень убыточности (в 2011 г. - на уровне – 9,3 %). По данным Госкомстата России за 2011 год, около 62% из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс, убыточны и находятся на грани банкротства. Просроченная кредиторская задолженность в сфере ЖКХ составляла на 1 января 2012 г. - 155 млрд. руб., из нее: поставщикам 85,2; в бюджеты всех уровней – 27,0; в гос. внебюджетные фонды – 27,9. Просроченная дебиторская задолженность – 93,3 млрд. рублей.

Резкий рост тарифов на ЖКУ за последние три года (только за 2010 год стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 48,8%, за 2011 год – на 28,8%, только за январь текущего года – на 9%, что значительно выше инфляции), а следовательно, и объема платежей населения, обеспечил приток дополнительных доходов в ЖКХ в объеме примерно в 250 млрд. руб. Несмотря на это финансово-экономическое состояние коммунальных предприятий в целом не улучшилось, растет износ и аварийность основных фондов. На фоне быстрого роста цен на топливо, электроэнергию, оборудование и т.п. собственные средства предприятий ЖКХ не компенсируют возросшие потребности в финансировании инвестиций в реконструкцию и обновление основных фондов. По оценкам специалистов, недофинансирование ЖКХ составляет сейчас порядка 72 млрд. рублей ежегодно.

Предусматриваемые в региональных и местных бюджетах средства на поддержку ЖКХ и проведение капитального ремонта инфраструктуры в большинстве регионов крайне недостаточны и не решают проблему убыточности и платежеспособности предприятий отрасли.

В федеральном бюджете средства на строительство и реконструкцию объектов ЖКХ предусматриваются в Адресной инвестиционной программе и ряде федеральных целевых программ, прежде всего, в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на период 2012-2010 годы» в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище». Однако объем государственных инвестиций, принятых к финансированию, крайне недостаточен не только для реализации каких либо крупных проектов ЖКХ, но и в качестве гаранта аккумулирования средств из других источников. Так, общий объем финансирования указанной подпрограммы составил в 2010 году 49,9 млрд. руб., из них средств федерального бюджета 0,2 млрд. руб.; в 2011 год – 58,9 млрд. руб. и 0,55 млрд. руб., на 2012 год предусмотрено 57,56 млрд. руб. и 0,9 млрд. руб. соответственно.

В итоге продолжается деградация инфраструктуры ЖКХ. Возникает своего рода «инвестиционная ловушка», когда недостаточное финансирование не позволяет осуществлять широкомасштабную модернизацию отраслевой инфраструктуры, а это, в свою очередь, снижает эффективность использования ресурсов и еще более усиливает «ресурсное голодание» сферы ЖКХ.

Для выхода из сложившейся ситуации необходима концентрация инвестиционных ресурсов в отрасли, направляемых главным образом на ее модернизацию (а не на «латание дыр»), в объеме, достаточном для осуществления кардинальной реконструкции отраслевой инфраструктуры.

Откуда же взять эти средства? Инвестиционный потенциал предприятий коммунального сектора, который может быть «мобилизован» в рамках действующей системы тарифного регулирования (амортизация, фонды капитальных ремонтов, прибыль), оценивается примерно в 60 млрд. рублей в год. Но этих инвестиций совершенно недостаточно для качественного изменения состояния отрасли. Только для ремонта теплотрасс, по оценкам, требуется около 25 млрд. руб., а на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения в стране, по оценкам Госстроя России, сегодня необходимо около 500 млрд. рублей. Включение средств на модернизацию в тарифы для населения будет иметь самые негативные социальные последствия, не говоря уже о том, что бумерангом ударит по бюджету. Очевидно также, что в рыночной экономике решение проблем за счет продолжения дотирования отрасли не только нерационально, но является непомерным бременем для бюджета.

Между тем, сфера ЖКХ, по своей природе, привлекательна для инвестиций: огромный и растущий рынок ЖКУ, ежегодный объем которого составляет порядка 700 – 750 млрд. руб.; практически гарантированный сбыт продукции и услуг; значительный потенциал сокращения управленческих, технологических и эксплуатационных затрат и издержек.

Привлечение в отрасль потенциальных инвесторов не может быть осуществлено только за счет институциональных реформ в ЖКХ, без дополнительных ресурсов. Поэтому для кардинального изменения ситуации в ЖКХ необходимо одновременно с институциональными преобразованиями значительно увеличить финансирование данной сферы из внебюджетных источников, обеспечить приток инвестиций в модернизацию отраслевой инфраструктуры, в комплексное обновление основных фондов, создавая условия для повышения привлекательности этой сферы для частного бизнеса и кредитования со стороны банковского сектора. Значительный инвестиционный потенциал отрасли теряется сегодня из-за неэффективности управления и применяемых технологий, но он может быть задействован при создании надлежащей системы мотивации, экономической заинтересованности в сокращении затрат.

Для привлечения инвестиций первоочередной задачей является решение проблемы реструктуризации накопленной задолженности, а также ликвидация задолженности федерального бюджета перед бюджетами муниципальных образований по возмещению убытков от содержания объектов ЖКХ. Все эти вопросы должны быть проработаны в готовящемся законопроекте о финансовом оздоровлении в ЖКХ.

Значительный резерв инвестиционного потенциала отраслей ЖКХ может быть задействован за счет повышения эффективности организационно-управленческих технологий, прежде всего за счет создания надлежащей системы мотивации, экономической заинтересованности в сокращении затрат.

Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем будет стимулировать создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ (в том числе, и для организаций иных организационно-правовых форм). Первый опыт функционирования частного бизнеса, который начинает сейчас приходить в сферу ЖКХ (в частности, таких крупных компаний, как „Российские коммунальные системы“, „Межрегиональная инвестиционная строительная коммунальная компания“, „Интеррос“, „Российские коммунальные инвестиции“ и др.) показывает, что в первую очередь средства вкладываются не в модернизацию, а в отдельные краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с реабилитацией инфраструктуры и текущим ремонтом. Во многом это объясняется тем, что частные компании в сфере ЖКХ работают в основном на правах аренды, что, как показывает практика, не способствует долгосрочным капитальным вложениям.

Между тем, реализация уже первых проектов в регионах свидетельствует о перспективности работы частных компаний в ЖКХ. По существующим оценкам, доходность на вложенный капитал будет колебаться в пределах 5-7%. При этом создаются возможности для вовлечения в рынок ЖКХ и предприятий смежных отраслей (речь, в частности, идет о компаниях, специализирующихся на замене теплотрасс, производстве измерительной аппаратуры для коммунального комплекса, а также на производстве и поставках специализированных труб - рынок с ежегодным оборотом в несколько десятков миллиардов долларов).

В связи с этим крайне актуальна разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств в долгосрочные проекты коренной модернизации жилищно-коммунального комплекса. Первоочередной задачей в этом плане имеет принятие закона о концессионных механизмах в жилищно-коммунальном хозяйстве. В частности, в настоящее время в профильных комитетах Государственной Думы рассматривается законопроект «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального хозяйства», предусматривающий привлечение частного капитала в сферу ЖКХ на основе использования таких механизмов, как концессия или передача в управление бизнесу на продолжительный срок коммунальной инфраструктуры. Представляется, что уже на стадии первичного рассмотрения любых законопроектов, связанных с реформированием ЖКХ, необходимо тщательное их рассмотрение в обеих палатах парламента и доработка с учетом мнения региональных и местных органов власти, многие из которых уже имеют конкретный опыт взаимодействия с бизнесом при осуществлении проектов в коммунальной сфере. Необходимо также содействие со стороны государства распространению позитивного опыта работы частного бизнеса, в том числе, малого и среднего, в конкретных регионах и муниципальных округах.

Информация о работе Проблемы реформирования ЖКХ