Проблемы реформирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Всё это свидетельствует не только о критическом состоянии инфраструктуры ЖКХ, но и о том, что за последние годы не были созданы ни материальная база модернизации отрасли, ни реальные механизмы, способные «запустить» этот процесс. В связи с этим высказываются опасения за перспективы реформ в ЖКХ, необходимость которых общепризнанна, как признан и тот факт, что российское жилищно-коммунальное хозяйство давно стало тормозом развития экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Значение государственного участия в процессе реформирования ЖКХ
5
1.1 Роль и степень участия государства в жилищно-коммунальной сфере в период проведения реформы

5
1.2 Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства

7
2 Современные проблемы реформирования ЖКХ
9
2.1 Технологические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства

9
2.2 Основные предпосылки создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства

11
2.3 Социальный аспект реформы жилищно-коммунального хозяйства
15
3 Основные направления ускорения процесса реформирования ЖКХ
24
3.1 Предложения по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
24
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере ЖКХ
29
Заключение
32
Список использованных источников
34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в жилищной сфере уделяет много внимания развитию ипотеки. Однако ипотека ориентирована лишь на рынок покупки жилья, и пока ее позитивное влияние на обеспеченность основной массы населения жильем не гарантированно. Поэтому ипотеку целесообразно дополнить мерами по развитию рынков аренды жилья.

Для значительной части населения (наиболее мобильной) важна не собственность на жилье, а его доступность, то есть, достаточное предложение и умеренные цены на рынке аренды. Решению этой задачи поможет развитие конкуренции на рынке аренды через создание щадящих условий для среднего бизнеса по эксплуатации домов для аренды, через льготы арендодателям жилья (в сравнении с теми, кто не сдает жилье), через вывод рынка аренды из тени. Целесообразно ввести в законодательство и в практику промежуточный институт коммерческой аренды муниципального жилья с правом выкупа, что создаст условия для кооперации частного сектора и муниципальных властей.

Государство и муниципальные власти не должны ухудшать работу рынков мелочным вмешательством: они не в состоянии контролировать каждого, но зато такое вмешательство усиливает коррупцию. В то же время требуется помощь властей населению и частному сектору в сфере стратегического планирования, в организации долгосрочной финансовой устойчивости жилищной сферы.

Решение задачи регулирования рынков жилья на макроуровне, оценки социальной приемлемости положения дел в целом требует усиления государственного наблюдения и косвенного регулирования макроэкономических показателей рынков жилья. Для ускорения реформирования ЖКХ необходимо следующее.

Разработать и принять Закон «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ», где решить проблему бюджетных долгов (за предоставленные льготы, субсидии, возмещению расходов предприятий ЖКХ в части непокрываемой платежами граждан и за услуги, предоставленные бюджетным организациям) путем списания или их реструктуризации.

Принять Закон «О страховании жилищного фонда», принять Закон «О концессиях в ЖКХ». Внести изменения в законы: «Об энергосбережении в ЖКХ», где должны быть предусмотрены целевые средства на эти нужды и строго запрещено применение устаревших технологий и материалов, «Об основах федеральной жилищной политики», где предусмотреть снижение доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг с 22% до 10-12%, определить конкретный порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья, а также в части совершенствования межбюджетных отношений - порядок учета средств на содержание, ремонт и оплату коммунальных услуг, в части непокрываемой платежами граждан за жилье и коммунальные услуги, по предоставляемым гражданам льготам и субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг, «Об ипотеке» и принятие законов в развитие ипотечного жилищного кредитования («Об эмиссионных ипотечных бумагах» и «О строительных сберкассах»), «О банкротстве», учитывая особенности отрасли, в части неприменения его к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги.

При установлении федерального стандарта стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц необходима более глубокая дифференциация с учетом природно-климатических и социально-экономических особенностей регионов (продолжительность отопительного периода для северных территорий, наличие на территории собственных запасов топлива, удаленность от источников топлива и роста, в связи с удаленностью, транспортных расходов на его доставку, структуру эксплуатационных затрат в регионах, где преобладает сельская местность, и особенно велики затраты на услуги теплоснабжения (до 70-80% от общей стоимости услуг), в связи с применением дорогостоящих видов топлива в котельных (каменный уголь, мазут, дизтопливо).

В связи с низкой платежеспособностью населения темпы роста доли платежей населения в оплате жилья и коммунальных услуг необходимо жестко увязать с доходами и уровнем жизни населения.

Финансирование на предоставление льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг предусматривать по ведомствам, где работают получатели льгот или через органы социальной защиты населения.

Введение сквозного финансирования ЖКХ отдельной целевой статьей в бюджетах всех уровней, чтобы не возникало возможности использовать эти средства на другие нужды, а также учитывать при формирование бюджета на очередной год параметры роста цен на энергоносители.

В связи с отсутствием в регионах (ни у населения, ни в бюджетах) средств на модернизацию ЖКХ и учитывая, что в прежние годы она осуществлялась за счет госкапвложений, необходимо обеспечить финансирование из федерального бюджета в полном размере мероприятия по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрев в федеральном бюджете средства на восстановление основных средств жилищно-коммунального хозяйства и отработав механизм выделения этих средств субъектам Российской Федерации через Министерство финансов, исходя из фактического состояния основных фондов отрасли, не увязывая при этом выделение средств с выполнением установленных федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг или предусматривать в тарифах на коммунальные услуги инвестиционную составляющую, предусмотрев ответственность должностных лиц за не целевое ее использование. Законодательно определить перечень имущества коммунального назначения, которое не может быть передано в собственность частным компаниям, обслуживающим жилфонд и объекты коммунального хозяйства. Разработать систему государственной поддержки лизинга для закупки техники и механизмов для жилищно-коммунального хозяйства на льготной основе. Разработать и утвердить методологию расчета среднедушевого дохода на муниципальном уровне, для определения платежеспособной возможности граждан на жилищно-коммунальные услуги.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Реализуемая в настоящее время модель реформирования ЖКХ соответствует программе, разработанной Госстроем России и одобренной Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. Изменения, происходящие в отрасли за последние годы, уже привели к определенным результатам: существенно возросла оплата населением услуг ЖКХ (до 90%), наметился переход от системы бюджетного дотирования отрасли к оказанию адресной целевой помощи гражданам, появились товарищества собственников жилья как форма немуниципальной собственности, начались процессы демонополизации обслуживания жилья и прихода частного капитала на данный рынок.

Однако эти процессы не изменили в целом неэффективной системы функционирования жилищно-коммунального комплекса, не смогли обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли. Как следует из заключения Главного контрольного управления Президента РФ по результатам проверки ЖКХ, износ инженерного оборудования в ЖКХ достиг 73%, инженерных сетей - 65%. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. В год в среднем происходит 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.

Одной из основных причин продолжающегося кризиса в ЖКХ является неэффективное использование поступающих в отрасль финансовых ресурсов, что ведет к хроническому недофинансированию и нарастанию деградации инфраструктуры ЖКХ. Предусматриваемые в бюджетах субъектов Российской Федерации средства на возмещение затрат предприятий ЖКХ недостаточны и не решают проблему их убыточности и платежеспособности. В результате около 65% из них имеют отрицательный финансовый результат деятельности, что делает отрасль непривлекательной для инвесторов. Отрицательно влияет на финансовое положение отрасли отсутствие механизма контроля за обоснованностью и достоверностью установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Сложившееся положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью. В настоящее время функции по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечению финансовой устойчивости и бюджетной поддержки, тарифной политики, формированию рынка ЖКУ с учетом особенностей экономического и социального развития регионов разобщены по различным министерствам и ведомствам, должным образом не координируются и не объединены единой государственной политикой в сфере ЖКХ.

Вместе с тем, все отмеченные проблемы в значительной мере сопряжены с тем, что изначально реформа ЖКХ не была увязана с необходимостью преодоления структурных диспропорций российской экономики, в том числе, диспаритета цен и доходов. Очевидно, что стоимость жилищно-коммунальных услуг совершенно несоизмерима с теми заниженными доходами населения, которые сегодня имеют наши граждане. По сути, жилищно-коммунальную реформу необходимо было начинать с реформы доходов населения, в частности, решения проблем недооценки труда и производства в России по сравнению с экономически оправданным уровнем цен. Это, в свою очередь, не позволяет в полной мере оплачивать услуги ЖКХ.

Для того, чтобы реформа жилищно-коммунального хозяйства не сводилась к повышению тарифов и позволяла бы провести кардинальную модернизацию отрасли, необходимо предложить конкретные механизмы реализации задач, сформулированных в Программе реформирования ЖКХ.

В частности, необходимо рассмотреть следующие важнейшие подходы:

- Сохранение государственного регулирования процессами реформирования отрасли, усиление ответственности государства за поддержание системы жизнеобеспечения населения. Формирование механизма согласованного взаимодействия всех уровней системы. Введение сквозной ответственности по всем технологическим цепочкам ЖКХ.

- Проведение финансового оздоровления предприятий ЖКХ, реструктуризации задолженности. Изменение подходов к ценообразованию в ЖКХ (оплата только за реально оказываемые услуги населению; счетчики учета воды, газа, тепла, договорные отношения потребителя и поставщика коммунальных услуг, создание системы общественного аудита).

- Развитие конкуренции в системе ЖКХ. Введение механизмов конкурсного отбора подрядных организаций для выполнения работ по предоставлению коммунальных услуг. Особенности приватизации отрасли. Привлечение частного капитала на принципах концессии, долгосрочной аренды основных фондов ЖКХ.

- Стимулирование внедрения энергосберегающих технологий, автономных систем тепло- и водоснабжения.

Необходимым условием повышения эффективности функционирования ЖКХ является развитие системы законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровне. С этой целью необходим анализ регионального законодательства о ЖКХ, сопоставление сильных и слабых сторон законов в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время имеется многообразный региональный опыт проведения реформы ЖКХ, требующий изучения. Принципиальное значение имеет согласование реформы ЖКХ с проводимой в настоящее время административной реформой, предусматривающей четкое разграничение функций и ответственности между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Федеральный закон от 5 августа 2008 года № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  3. О федеральном бюджете на 2011 год. Федеральный закон РФ от 24 декабря 2010 года № 176-ФЗ.
  4. О федеральном бюджете на 2012 год. Федеральный закон РФ от 23 декабря 2011 года № 186-ФЗ.
  5. Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса // Вопросы экономики. - 2008. -№11.
  6. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2011.
  8. Волков Г.М. Технологические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства. Аналитический вестник Совета Федерации. №3, 2012.
  9. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методологий и практика/ Под ред. Проф. Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2009 г.
  10. Зайниев О.Г. Формирование системы адресного субсидирования. Профиль. №22, 2012.
  11. К. Иванов, А. Матвеев, Н. Митрофанова, Л. Назарова, М. Панова Почему инвестиции не делают погоды// Экономика и жизнь.-2010.- №1.
  12. Климантова Г.И. Информационно-аналитический материал "Социальные последствия жилищно-коммунальной реформы». Профиль. №19, 2012.
  13. Климантова Г.И. Макроэкономические аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства  Аналитический вестник Совета Федерации. №14, 2012.
  14. Мартынов А. Возможности повышения эффективности инвестирования // Экономист. – 2011. - №9.
  15. Постников С.Л. О социально-экономических аспектах реформы жилищно-коммунального хозяйства. Аналитический вестник Совета Федерации. №3, 2012.
  16. Ражев С.П. Общее заключение о реформировании ЖКХ. Аналитический вестник Совета Федерации. №14, 2012.
  17. Ражев С.П. Предложения по решению проблем и ускорению процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Аналитический вестник Совета Федерации. №14, 2012.
  18. Родионова В.М., Вавилов Ю.А., Гончаренко Л.И. и др. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2012.
  19. Силуанов А.Г. Федеральный бюджет и экономическая политика в 2010 году. Финансы. № 9, 2009.
  20. Султыкешев А.А. Основные предпосылки создания инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Компания. №8, 2012.
  21. Тыртышов Т.П. Предложения по проекту аналитического доклада «Экономические проблемы реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов» Аналитический вестник Совета Федерации. №14, 2012.
  22. Финансы и кредит. Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  23. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  24. Хорошилова П.Р.  Особенности налогообложения в жилищно-коммунальном хозяйстве Аналитический вестник Совета Федерации. №3, 2012.
  25. Щуба В.Б. Инвестиционные программы в бюджете 2012 года. Финансы. №3, 2011.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы реформирования ЖКХ