Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:12, шпаргалка
Неналоговые доходы бюджетов обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах соответствующих уровней государственной власти. На современном этапе развития экономики доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Следующей, на наш взгляд, очень важной мерой по увеличению доходов от использования собственности являются отчисления от инвестиционного строительства.
По состоянию на 2006 год, например, в республики Татарстан не существует системы, использование которой позволило бы четко определять доходы от использования государственной собственности в инвестиционном строительстве, и участие государства в лице Министерства по управлению государственным имуществом определяется для каждого инвестиционного договора индивидуально, что зачастую снижает возможный эффект от использования собственности.
В то же время эффективное
управление государственной собственностью
может принести ощутимый коммерческий
и бюджетный эффект и инвестиционное
строительство является одним из
методов получения
На территории Татарстана
действует более 100 областных унитарных
предприятий, которые могут являться
участниками инвестиционного
В целях увеличения доходной части бюджета от использования государственной собственности предлагается использовать методику расчета бюджетного эффекта, основанную на определении величины отчислений площадей в строящихся или реконструируемых объектах недвижимости, а также алгоритм взаимодействия всех субъектов.
Методика расчета отчислений и бюджетного эффекта.
Каждый предпринимательский проект создает у его участников определенный эффект, оцениваемый или не поддающийся оценке в настоящее время. Выделяются коммерческий, бюджетный и экономический виды эффектов. И также, как инвестор получает коммерческий эффект, государство в лице субъекта Федерации должно получать коммерческий, бюджетный, экономический эффект.
Оценка эффективности использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, должна выражаться положительным сальдо притоков (доходов) и оттоков (расходов) денежных средств в бюджет за определенный период, исчисленная с учетом фактора времени и инфляции.
В общем виде бюджетный эффект рассчитывается по формуле:
Эи = П – О,
где Эи – бюджетный эффект от использования имущества;
П – годовая сумма притока денежных средств в бюджет;
О – годовая сумма оттока денежных средств в бюджет;
Приток денежных средств
составляет ежегодная оплата арендаторами
или нанимателями помещений, предназначенных
для коммерческого
Отток денежных средств составляют ежегодные обязательные расходы, связанные с обслуживанием, управлением и эксплуатацией имущества, в том числе уплата налогов и других обязательств перед бюджетом.
Анализ представленного выражения бюджетного эффекта показывает, что значимыми переменными в нем являются П (приток) и О (отток), разность которых определяет положительное или отрицательное значение.
Положительное сальдо может быть только в случае, если П больше О, и эта разница соответствует величине прибыли, образовавшейся в результате рационального использования имущества.
При расчете притока денежных средств учитывается площадь, подлежащая отчислению и рыночная стоимость аренды.
Наряду с бюджетным
эффектом оценивается и показатель
бюджетной эффективности
Бэим = Эи / Си,
где Бэим – показатель бюджетной эффективности;
Эи– бюджетный эффект (чистая прибыль) от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение;
Си – стоимость имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Анализ этого соотношения показывает, что в большинстве случаев Си > Эи, то есть бюджетный эффект (прибыль), выраженный в денежной форме, меньше стоимости имущества, переданного в управление, и поэтому показатель бюджетной эффективности будет меньше 1 и его увеличение (или снижение) в процессе эксплуатации будет свидетельствовать о положительной (или отрицательной) бюджетной эффективности использования имущества.
Однако, эти расчеты целесообразно проводить уже в реальных условиях численного определения потоков финансовых средств, и в первую очередь: утвержденного размера платы за аренду или наем 1 кв.м. коммерческой площади; налоговых отчислений и расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией имущества, которые зависят от тарифа и условий договоров с подрядными организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные и другие услуги.
Используя формулу, производится расчет распределения площадей во вводимых в строй объектах недвижимости и прогнозируется коммерческий и бюджетный эффект.
Следующие важные факторы влияют на величину отчислений:
– объем строительства;
– новое строительство или реконструкция;
– сметная стоимость;
– рыночная оценка;
– наличие сетей и коммуникаций;
– назначение (жилое, нежилое, промышленное);
– тип строения (кирпичное, панельное, прочее);
– расположение (зональность в городе и области);
– расположение площадей в строении (этажность).
Одним из важных факторов является
сметная стоимость
По этой причине предлагается обращаться к независимым оценщикам, для определения реальной сметной стоимости и рыночной оценки.
Для того, чтобы учесть все вышеназванные факторы, мы считаем необходимым ввести базовые нормы и корректирующие коэффициенты.
Sо = S x Sб x Кком x Ктип x Кэт x Кназн x Кзон, (3)
где: Sо – площадь, подлежащая отчислению;
S – общая площадь строительства;
Sб – базовый коэффициент отчислений;
Кком – наличие сетей и коммуникаций;
Ктип – тип строения;
Кэт – коэффициент этажности;
Кназн – назначение строения;
Кзон – зональный коэффициент.
Дадим описание коэффициентов,
применяемых при расчете
Sб – базовый коэффициент отчислений.
Базовый коэффициент отчислений
представляет собой долю площадей в
строящихся зданиях и сооружениях,
принимаемый областным
Кком – наличие сетей и коммуникаций.
Наличие сетей и коммуникаций
на строящемся (реконструируемом) объекте
значительно влияет на стоимость
строительства и затраты
Кэт – коэффициент этажности.
Необходимость введения данного
коэффициента объясняется тем, что
площади в строящихся зданиях
имеют различную рентабельность
и привлекательность для
Ктип – тип строения.
При практически равной себестоимости
площадей в случае кирпичного, монолитного,
панельного строительства, их рыночная
стоимость значительно
Кназн – назначение строения.
Данный коэффициент учитывает рентабельность площадей, перехо-дящих к государству. При этом учитывается социальная значимость объекта и в том случае, если объект имеет социальное назначение или относится к сфере бытовых услуг, то применяется понижающий коэффициент.
Кзон – зональный коэффициент.
Данный коэффициент учитывает рентабельность вводимых в строй площадей. Кроме того, с помощью данного коэффициента становится возможным стимулировать строительство в отдаленных районах.
В частности, территория города Екатеринбурга и Свердловской области поделена нами на 8 зон, в зависимости от нахождения в которых, применяется коэффициент Кзон.
Используя имеющиеся данные, можно приблизительно оценить эффект от использования инвестиционного строительства на ближайшие 3 года.
Согласно этому методу в результате инвестиционного строительства бюджет, дополнительно получит больше доходов.
Таким образом, Наибольшее влияние на формирование муниципальных доходов среди неналоговых платежей оказывают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – около 47%, и доходы от реализации этого имущества – около 31% (в совокупности их удельный вес составляет порядка 9% всех муниципальных доходов).
Анализ неналоговых источников
доходов свидетельствует о
15
Имущественные налоги являются разновидностью прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. И в современных налоговых системах имущественные налоги играют далеко не последнюю роль, причем их значение неуклонно возрастает.
Современные налоговые системы
зарубежных стран нацелены на обеспечение
эффективного развития производственных
инвестиций. От принципа «Больше произвел
- больше уплатил налогов» переходят
к принципу «Больше налогов заплатит
тот, кто больше имеет». Это ведет
к повышению фискальной функции
имущественных налогов, объект обложения
которых не зависит от результатов
хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Несомненным достоинством имущественных
налогов является и то обстоятельство,
что объекты недвижимости трудно
утаить, а определение их стоимости
с целью налогообложения
Во Франции есть три различных налога: налог на имущество - застроенные и незастроенные участки, и налог на жилье. Налог на имущество (taxefoncire) и налог на жилье (taxed`habitation) - это различные виды налогов, и они могут налагаться одновременно. Таким образом, на собственника жилья могут налагаться оба налога.
В Германии налог на недвижимость (Grundsteuer) налагается ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения (коммерческое пользование или нет). Он налагается на налоговую стоимость имущества по общей федеральной ставке 0,35%. Результат умножается на местный коэффициент, который может составлять от 280 до 600%, в силу чего конечная ставка составляет от 0,98% до 2,1% налоговой стоимости имущества. Средняя ставка составляет около 1,5%. От уплаты налога освобождены государственные предприятия, религиозные учреждения.
В Испании налог взимается ежегодно органами местного самоуправления. Налогооблагаемая база - кадастровая стоимость. Она переоценивается каждые 8 лет Кадастровым управлением (государственной структурой, которая занимается переписью, оценкой и переоценкой имущества) со ссылкой на рыночную стоимость имущества, включая стоимость земли и сооружений.
В среднем налоговые ставки составляют 0,4% для имущества, находящегося в городе и 0,3% - в сельской местности, но могут применяться и более высокие ставки.
В США и Швейцарии не существует единого налога на федеральном уровне. Налоги на недвижимость налагаются в некоторых штатах (США), либо кантонах (Швейцария) либо уровне кантонов - штатов, либо на местном уровне. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Они наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок.