Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:12, шпаргалка
Неналоговые доходы бюджетов обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах соответствующих уровней государственной власти. На современном этапе развития экономики доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Новым направлением в области социальных гарантий стала индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории Российской Федерации установлен соответствующими федеральными законами.
60
Целью предлагаемой в настоящей Концепции реформы бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Сущностью этой реформы является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В рамках концепции "управления
ресурсами" бюджет в основном формируется
путем индексирования существующих
расходов в разрезе дробных статей
бюджетной классификации
В рамках концепции "управления
результатами" бюджет формируется
исходя из целей и планируемых
результатов государственной
Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты" в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставляемых услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах долгосрочных объемов бюджетных ресурсов ("потолков" расходов).
Наряду с развитием
указанных методов бюджетного планирования
и созданием системы
Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:
1) реформирование бюджетной
классификации и бюджетного
2) выделение бюджета "
3) совершенствование
4) развитие и расширение
сферы применения программно-
5) упорядочение процедур
составления и рассмотрения
В рамках первого направления
предусматривается приближение
бюджетной классификации
Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.
В рамках четвертого - основного - направления должны быть сформированы "встроенные" в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапного перехода от сметного принципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результаты.
Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетирования, наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета, необходимы глубокие преобразования во всей системе государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предлагаемые Концепцией к законодательному закреплению механизмы требуют практической отработки.
Исходя из этого, при формировании
проекта федерального бюджета на
2005 и 2006 год предлагается провести эксперимент
по внедрению методов бюджетного
планирования, ориентированных на результаты,
не требующий внесения изменений
в действующее бюджетное
Предлагаемые в Концепции основные принципы и направления реформирования бюджетного процесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень основных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, обеспечивающих реализацию указанных принципов и направлений, представлен в приложении № 1 к настоящей Концепции.
Основным из них является проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса". Предполагается, что указанный Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2006 года, создав правовую основу новой системы организации бюджетного процесса в Российской Федерации начиная с формирования бюджетов на 2007 год.
Органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления
рекомендуется использовать основные
положения Концепции для
74
Производственная и финансовая деятельность предприятий начинается с формирования финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы предприятия
- это денежные доходы и поступления,
находящиеся в распоряжении субъекта
хозяйствования и предназначенные
для выполнения финансовых обязательств,
осуществления затрат по расширенному
воспроизводству и
Общая сумма финансовых ресурсов каждого предприятия состоит из следующих элементов: уставный фонд; резервный фонд; амортизационный фонд; специальные фонды; нераспределенная (временно не использованная) прибыль; кредиторская задолженность всех видов, включая задолженность по бюджетным платежам, по отчислениям на социальное страхование, по заработной плате; краткосрочные и долгосрочные кредиты коммерческих банков; средства для финансирования капитальных вложений и др. средства, отраженные в пассиве бухгалтерского баланса предприятия.
В зависимости от источников формирования финансовые ресурсы предприятия подразделяются на:
• сформированные за счет собственных и приравненных к ним денежных поступлений;
• мобилизованные на финансовом рынке;
• ресурсы, поступающие в порядке перераспределения.
По праву собственности финансовые ресурсы подразделяются на:
• собственные средства субъекта хозяйствования;
• привлеченные средства;
• заемные финансовые ресурсы.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент создания предприятия, когда образуется уставный фонд.
Основными собственными источниками финансовых ресурсов на действующих предприятиях являются прибыль (от основной и других видов деятельности) и амортизационные отчисления.
Прибыль и амортизационные
отчисления являются результатом кругооборота
средств, вложенных в производство.
Оптимальное использование
В процессе своей деятельности
предприятие может
• через выпуск и размещение акций и облигаций;
• из бюджета или государственных фондов целевого назначения;
• из централизованных корпоративных фондов;
• через получение страховых
сумм при наступлении
Привлеченные финансовые ресурсы по характеру использования приближаются к собственным, т.к. после их поступления они переходят в распоряжение предприятия. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в их использовании, потому что такие средства имеют в основном целевой характер.
Бюджетные ассигнования могут предоставляться предприятиям (как правило, государственным) в таких формах:
• бюджетные инвестиции;
• государственные дотации;
• государственные субсидии.
Бюджетные инвестиции - это выделение средств из государственного или местного бюджетов на развитие производства, прежде всего в виде капитальных вложений. Они направляются в приоритетные отрасли и проекты, которые определяют развитие экономики страны в целом.
Государственные дотации - это выделение средств их бюджета на покрытие убытков предприятия, как правило, в случае, когда убыточность является следствием определенной политики государства, например, ценовой.
Государственные субсидии - это выделение средств из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на решение определенных заданий в пределах различного рода государственных программ.
Поступления из государственных
целевых фондов по своему содержанию
идентичны бюджетным
К заемным финансовым ресурсам относятся:
1) банковский кредит. Его
необходимость определяется
2) бюджетный кредит, который
действует на тех самых
3) коммерческий кредит - это
приобретение товаров или
Кредитование в отличие от бюджетных ассигнований осуществляется с использованием принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности.
Переход на рыночные условия хозяйствования требует новых подходов к формированию финансовых ресурсов. В настоящее время значительно сокращаются объемы финансовых ресурсов, поступающих от отраслевых структур, объемы бюджетных субсидий. Возрастает значение прибыли, амортизационных отчислений и заемных средств, в формировании финансовых ресурсов предприятий.
Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
• платежи органам финансово-