Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Отметим, что совершенствовать деятельность органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения, необходимо многим муниципальным образованиям. Основные требования к реализации социальной поддержки населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, по мнению автора, в следующем:
первостепенная и превалирующая роль местного самоуправления в осуществлении этой защиты;
перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях;
необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего, через помощь семье;
усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест.
обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой муниципального образования
Роль муниципального образования в управлении социальной сферы………………………………………………………………………. …...10
Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы…………………………………………………………………………... 18
2 Анализ социально-экономического развития и системы управления социальной сферой муниципального образования железнодорожного района
2.1 Организация деятельности Администрации Железнодорожного района
г. Улан-Удэ и кадровый состав отдела развития социальной сферы ………….38
2.2 Оценка социально-экономического развития г. Улан – Удэ ….....................43
2.3 Анализ системы управления социальной сферой в муниципальном образовании…………………………………………………………………………48
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования
3.1 Направления совершенствования работы Администрации муниципального образования ………………………………………...………………………….......53
3.2 Проект программы по социальной поддержке населения и развитию муниципального образования……………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….......62
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа.docx

— 208.24 Кб (Скачать файл)

Источник: Официальный сайт Администрации г. Улан-Удэ

 

Таблица 2 Динамика демографических показателей муниципального образования

Индикатор

2007

2011

2012

Численность постоянного  населения г. Улан-Удэ на начало года, тыс. чел.

373,3

405,9

411,6

Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел.

0,8

1,6

1,6

Миграционный прирост (убыль) населения, тыс. чел.

-1,8

4,1

1,1


Источник: Официальный сайт Администрации г. Улан-Удэ

 

 

 

Таблица 3 Финансирование мероприятий и инвестиционных проектов «Развитие социальной сферы»

№ п/п

Наименование проекта

срок реализации

объём предусмотренного финансирования, млн. руб.

     

всего

Фед. бюджет

Респ. бюджет

бюджет гор.окру-га

собственные и привлеченные средства предприятий

Всего

18 921,1

8 510,6

2 048,8

5 960,8

2 401,0

2011

3 862,9

2 451,8

654,9

599,6

156,5

2012

4 571,7

2 585,0

788,3

329,5

868,9


Источник: Официальный сайт Администрации г. Улан-Удэ

 

 

  Проводимая социально-экономическая  политика администрации города Улан-Удэ, реализуемая на базе решения Улан-Удэнского  городского Совета депутатов от 05.12.2007 № 726-75 «О комплексной Программе  социально-экономического развития городского округа «город г.Улан-Удэ» на 2008-2010 годы и на период до 2017 года», позволила создать предпосылки для повышения конкурентоспособности города и усиления его значения как промышленного, культурного и образовательного центра Восточной Сибири и административного центра Республики Бурятия.  Между тем назрела необходимость актуализации стратегического развития города и разработки Программы социально-экономического развития до 2020 года, что обусловлено следующими причинами:   

принятием ряда долгосрочных документов федерального уровня: Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегии  социально-экономического развития Сибири до 2020 года определяющих приоритетные направления развития как Республики Бурятия, так и столицы субъекта - г.Улан-Удэ; 
      завершением первого этапа (2008-2010гг.) осуществления структурных и институциональных преобразований в реальном секторе экономики города и республики, анализ которых показал на необходимость формирования многофункциональной, инфраструктурно и технологически взаимоувязанной наукоемкой экономики;  

новыми требованиями к промышленному, транспортному, инженерному, социо – культурному комплексу города предъявляемыми процессами интеграции г.Улан-Удэ в экономическую систему международных и межрегиональных отношений; 

исчерпанием позитивных последствий  действия факторов роста промышленного  производства в г.Улан-Удэ не инвестиционного характера при использовании ряда разрешенных действующим законодательством мер поддержки и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов; 
      возрастающей активностью институтов гражданского общества: общественных объединений, различных ассоциаций, союзов, ТПП, бизнес-групп, отстаивающих интересы граждан, промышленников и предпринимателей и требующих новых подходов во взаимоотношениях с органами муниципальной  власти; 

качественными «прорывами» городов  Сибири и Дальнего Востока в процессе повышения геоэкономической конкурентоспособности (формирование крупных агломераций Красноярск, Иркутск); 
      необходимостью повышения роли инвестиционного влияния корпоративных, системообразующих структур на ведущие сектора экономики города в целях ускорения перехода к выпуску новых моделей и видов изделий, новых образцов высокотехнологичной и наукоемкой продукции, охватывающей всю или значительную часть технологической цепочки производства, разработки или приобретения новых высоких технологий. 
     И как следствие вышеуказанного, необходимостью формирования  долгосрочной перспективы нового облика столичного сибирского города:

Улан-Удэ - современный многофункциональный  деловой и культурный центр с  элементами мирового города, интегрированный  в глобальную экономику, встроенный в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создающий  комфортную среду для обитания его  жителей, обеспечивающий высокое качество жизни населения города с опорой на комплекс инновационно – технологических производств, коммуникационно – транспортные узлы и сервисы, индустрию туризма. 
     В Программе дана оценка социально-экономического положения и перспектив развития города; сформирована система программных мероприятий, определены объемы, источники финансирования и целевые ориентиры выполнения программных мероприятий; выявлен комплекс приоритетных инвестиционных проектов, намеченных к реализации на территории города, в том числе перечень объектов капитального строительства. 
     Программа соответствует требованиям Типового макета программы социально-экономического развития муниципального образования Республики Бурятия и Типового макета программы социально-экономического развития муниципального образования Сибирского федерального округа.  

При определении стратегии социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу  были учтены приоритеты и сценарии: 

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года № 1662-р;

Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р;

Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р;

Стратегии социально – экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 года № 410.

Стратегии социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027 года, принятой Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.10.2007 г. № 699-72. 

Программа основана на анализе современного состояния и прогнозе развития российской экономики, экономики Республики Бурятия  и г.Улан-Удэ с учетом перспектив реализации крупных инвестиционных проектов. 
      Реализации целей и приоритетов Программы будет способствовать реализация проектов зон опережающего развития: территориально-производственных и туристско-рекреационных комплексов и обеспечивающей их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. 
      Программа является основой для принятия управленческих решений Администрации г.Улан-Удэ. Для реализации Программы будут разрабатываться Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2011 - 2015 годы и 2016 - 2020 годы), муниципальные и ведомственные целевые программ, адресные инвестиционные программы и ежегодные индикативные планы. 
     

2.3 Анализ системы управления социальной сферой  в муниципальном образовании

 

Необходимо отметить, что  управлению социальной защиты населения  администрации города Улан – Удэ и другим отделам и Управлениям социальной направленности с выбором конкретных технологий, методов и форм работы, а также организационных управленческих подходов удалось в последние годы развить и усовершенствовать систему социальной поддержки и социальной помощи населению. Процесс становления социальной работы, как и формирование систем социальной политики, далек от завершения и осмысления ее принципов и методов. Поэтому, необходимо развить систему организации социальной работы по следующим стратегическим направлениям14:

Во-первых, парадигма развития и построения всей деятельности социальных служб по организации социальной работы на территории муниципального образования на перспективу в  городе Улан-Удэ — это активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных проблем населения и оздоровления всего социального климата в городе.

Во-вторых, развитие сотрудничества с негосударственными благотворительными организациями, некоммерческими объединениями  в вопросах предоставления социальной помощи. Только стабильно развивающаяся экономика, дающая возможность развития гражданского общества, может послужить основой постепенного устранения государства из социальной сферы путем передачи его функций «третьему сектору» — негосударственным организациям различной природы, предлагающих населению широкий спектр социальных услуг15. Преодоление ситуаций социальной эксклюзии через взаимодействие общественных объединений с местным самоуправлением является одной из стратегических задач по развитию системы социальной работы в городе Улан-Удэ:

внедрение инновационных  форм и социальных технологий по работе с населением.

В настоящее время, в городе, для осуществления обратной связи  отделов и управлений администрации  с населением, рекомендуется внедрить акцию «Социальная почта», создать  общественно-методический Совет.

Отметим, что органы местного самоуправления (администрация) проводят в жизнь социальную политику государства, так как ближе всех приближены к населению. Не сложившаяся еще структура социальной политики государства, противоречивость законодательства, и особенно социального, хроническое недофинансирование федеральных и региональных законов и программ усугубляют существующие социальные проблемы на территории г. Улан-Удэ16.

Построение эффективной  системы организации социальной политики на основе проблемно-ориентированного подхода позволят внести коррективы в социальное управление многих отделов  и служб (по развитию социальной инфраструктуры, проведению мониторинга и социальных исследований по различным проблемам), дадут импульс новой кадровой политике в процессе организации  социальной работы. 2010 год явился стратегическим на социально-ориентированные мероприятия  по проведению активной семейной политики, целью которой стало укрепление семьи, как социального института, возрождение семейного образа жизни, возвращение семье ее социальных функций.

В целях сокращения масштабов  бедности и сохранения достойного уровня гражданам, попавшим в трудную жизненную  ситуацию, в городе необходимо создать  дифференцированную систему социального  обслуживания населения: для бедных — это социальные столовые, социальные гостиницы, буфет, услуги парикмахерских, бань, ремонт обуви, фото услуги и другие на договорной, благотворительной и  государственной основе. Конечно, по сравнению с зарубежным опытом, для  нас она представляет просто минисистему  социального обслуживания, тем не менее, безусловно, будет иметь определенную результативность. Исследования, проведенные  в городе в 2000 году, показали, что  территориальные органы местного самоуправления в Улан-Удэ, пока не выполняют возложенных на них задач, отсюда идет отставание в социальном развитии отдаленных территорий. Также предлагается открыть социально-консультативные пункты; разработать совершенно новый принцип построения социальных служб — не институциональный, а территориальный, по опыту Швеции.

Перенос акцента социального  прогресса к месту проживания граждан позволит обеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающимся17.

Системой социального  обслуживания населения в городе охвачено более 30 тысяч человек. Это  одинокие престарелые граждане, инвалиды, семьи с детьми, семьи, имеющие  детей-инвалидов и другие. Система  организации социальной работы в  городе Улан-Удэ предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем, и осуществляется через сеть специализированных социальных служб и отделов Управления.

Необходимо отметить, что  приняты законодательные и другие нормативные акты в сфере социальной поддержки населения. Также созданы  и развиваются институционные структуры  помощи семье, женщинам, инвалидам, бездомным  и так далее.

Таким образом, организационное, финансовое, законодательное, кадровое обеспечение системы социальной работы сможет сделать ее более эффективной  и прозрачной.

Предлагается перспективная  модель социальной политики и социальной работы, которая непременно должна отвечать следующим условиям:

во-первых, иметь в своей  основе оригинальную концепцию, учитывающую  возможные изменения социальной ситуации;

во-вторых, в нее должны быть заложены соответствующие «механизмы обратной связи», чутко реагирующие, улавливающие такие изменения;

в-третьих, она обязана  предусматривать эффективно и четко  работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы»  и преобразовывать их в соответствующие  решения и программы18.

Социальная политика и  социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика стержень, ориентир социальной работы. Чтобы обеспечить стратегическую направленность развития системы организации социальной работы и социальной политики в целом, следует помнить, что социальная работа соединяет в себе черты различных профессий и имеет интегральный характер с направлением в социально-медицинскую, социально-культурную, социально-правовую, социально-педагогическую и иную деятельность. Таким образом, реальная перспективная деятельность системы социальной работы в городе Улан-Удэ с учетом интегральной направленности и перечисленных условий функционирования и развития обеспечит доступность социальных услуг населению, поднимет престиж социальной работы как специальности, улучшит социальную обстановку в городе и социальное самочувствие клиентов социальных служб.

Информация о работе Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании