Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:04, дипломная работа
Отметим, что совершенствовать деятельность органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения, необходимо многим муниципальным образованиям. Основные требования к реализации социальной поддержки населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, по мнению автора, в следующем:
первостепенная и превалирующая роль местного самоуправления в осуществлении этой защиты;
перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях;
необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего, через помощь семье;
усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест.
обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся;
Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой муниципального образования
Роль муниципального образования в управлении социальной сферы………………………………………………………………………. …...10
Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы…………………………………………………………………………... 18
2 Анализ социально-экономического развития и системы управления социальной сферой муниципального образования железнодорожного района
2.1 Организация деятельности Администрации Железнодорожного района
г. Улан-Удэ и кадровый состав отдела развития социальной сферы ………….38
2.2 Оценка социально-экономического развития г. Улан – Удэ ….....................43
2.3 Анализ системы управления социальной сферой в муниципальном образовании…………………………………………………………………………48
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования
3.1 Направления совершенствования работы Администрации муниципального образования ………………………………………...………………………….......53
3.2 Проект программы по социальной поддержке населения и развитию муниципального образования……………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….......62
Список литературы …………………………………………
Источник: Официальный сайт Администрации г. Улан-Удэ
Таблица 2 Динамика демографических показателей муниципального образования
Индикатор |
2007 |
2011 |
2012 |
Численность постоянного населения г. Улан-Удэ на начало года, тыс. чел. |
373,3 |
405,9 |
411,6 |
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел. |
0,8 |
1,6 |
1,6 |
Миграционный прирост (убыль) населения, тыс. чел. |
-1,8 |
4,1 |
1,1 |
Источник: Официальный сайт Администрации г. Улан-Удэ
Таблица 3 Финансирование мероприятий и инвестиционных проектов «Развитие социальной сферы»
№ п/п |
Наименование проекта |
срок реализации |
объём предусмотренного финансирования, млн. руб. | ||||
всего |
Фед. бюджет |
Респ. бюджет |
бюджет гор.окру-га |
собственные и привлеченные средства предприятий | |||
Всего |
18 921,1 |
8 510,6 |
2 048,8 |
5 960,8 |
2 401,0 | ||
2011 |
3 862,9 |
2 451,8 |
654,9 |
599,6 |
156,5 | ||
2012 |
4 571,7 |
2 585,0 |
788,3 |
329,5 |
868,9 |
Источник: Официальный сайт Администрации г. Улан-Удэ
Проводимая социально-
принятием ряда долгосрочных документов
федерального уровня: Стратегии социально-
завершением первого этапа (2008-2010гг.) осуществления
структурных и институциональных преобразований
в реальном секторе экономики города и
республики, анализ которых показал на
необходимость формирования многофункциональной,
инфраструктурно и технологически взаимоувязанной
наукоемкой экономики;
новыми требованиями к промышленному, транспортному, инженерному, социо – культурному комплексу города предъявляемыми процессами интеграции г.Улан-Удэ в экономическую систему международных и межрегиональных отношений;
исчерпанием позитивных последствий
действия факторов роста промышленного
производства в г.Улан-Удэ не инвестиционного
характера при использовании ряда разрешенных
действующим законодательством мер поддержки
и стимулирования деятельности хозяйствующих
субъектов;
возрастающей активностью институтов
гражданского общества: общественных
объединений, различных ассоциаций, союзов,
ТПП, бизнес-групп, отстаивающих интересы
граждан, промышленников и предпринимателей
и требующих новых подходов во взаимоотношениях
с органами муниципальной власти;
качественными «прорывами» городов
Сибири и Дальнего Востока в процессе
повышения геоэкономической конкурентоспособности
(формирование крупных агломераций
Красноярск, Иркутск);
необходимостью повышения роли инвестиционного
влияния корпоративных, системообразующих
структур на ведущие сектора экономики
города в целях ускорения перехода к выпуску
новых моделей и видов изделий, новых образцов
высокотехнологичной и наукоемкой продукции,
охватывающей всю или значительную часть
технологической цепочки производства,
разработки или приобретения новых высоких
технологий.
И как следствие вышеуказанного, необходимостью
формирования долгосрочной перспективы
нового облика столичного сибирского
города:
Улан-Удэ - современный
В Программе дана оценка социально-экономического
положения и перспектив развития города;
сформирована система программных мероприятий,
определены объемы, источники финансирования
и целевые ориентиры выполнения программных
мероприятий; выявлен комплекс приоритетных
инвестиционных проектов, намеченных
к реализации на территории города, в том
числе перечень объектов капитального
строительства.
Программа соответствует требованиям
Типового макета программы социально-экономического
развития муниципального образования
Республики Бурятия и Типового макета
программы социально-экономического развития
муниципального образования Сибирского
федерального округа.
При определении стратегии
Концепции долгосрочного социально-
Стратегии социально-экономического
развития Дальнего Востока и Байкальского
региона на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства
Стратегии социально-экономического
развития Сибири до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства
Стратегии социально – экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 года № 410.
Стратегии социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027 года, принятой Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.10.2007 г. № 699-72.
Программа основана на анализе современного
состояния и прогнозе развития российской
экономики, экономики Республики Бурятия
и г.Улан-Удэ с учетом перспектив реализации
крупных инвестиционных проектов.
Реализации целей и приоритетов Программы
будет способствовать реализация проектов
зон опережающего развития: территориально-
Программа является основой для принятия
управленческих решений Администрации
г.Улан-Удэ. Для реализации Программы будут
разрабатываться Программы социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу
(2011 - 2015 годы и 2016 - 2020 годы), муниципальные
и ведомственные целевые программ, адресные
инвестиционные программы и ежегодные
индикативные планы.
2.3 Анализ системы управления социальной сферой в муниципальном образовании
Необходимо отметить, что управлению социальной защиты населения администрации города Улан – Удэ и другим отделам и Управлениям социальной направленности с выбором конкретных технологий, методов и форм работы, а также организационных управленческих подходов удалось в последние годы развить и усовершенствовать систему социальной поддержки и социальной помощи населению. Процесс становления социальной работы, как и формирование систем социальной политики, далек от завершения и осмысления ее принципов и методов. Поэтому, необходимо развить систему организации социальной работы по следующим стратегическим направлениям14:
Во-первых, парадигма развития и построения всей деятельности социальных служб по организации социальной работы на территории муниципального образования на перспективу в городе Улан-Удэ — это активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных проблем населения и оздоровления всего социального климата в городе.
Во-вторых, развитие сотрудничества с негосударственными благотворительными организациями, некоммерческими объединениями в вопросах предоставления социальной помощи. Только стабильно развивающаяся экономика, дающая возможность развития гражданского общества, может послужить основой постепенного устранения государства из социальной сферы путем передачи его функций «третьему сектору» — негосударственным организациям различной природы, предлагающих населению широкий спектр социальных услуг15. Преодоление ситуаций социальной эксклюзии через взаимодействие общественных объединений с местным самоуправлением является одной из стратегических задач по развитию системы социальной работы в городе Улан-Удэ:
внедрение инновационных форм и социальных технологий по работе с населением.
В настоящее время, в городе, для осуществления обратной связи отделов и управлений администрации с населением, рекомендуется внедрить акцию «Социальная почта», создать общественно-методический Совет.
Отметим, что органы местного самоуправления (администрация) проводят в жизнь социальную политику государства, так как ближе всех приближены к населению. Не сложившаяся еще структура социальной политики государства, противоречивость законодательства, и особенно социального, хроническое недофинансирование федеральных и региональных законов и программ усугубляют существующие социальные проблемы на территории г. Улан-Удэ16.
Построение эффективной
системы организации социальной
политики на основе проблемно-ориентированного
подхода позволят внести коррективы
в социальное управление многих отделов
и служб (по развитию социальной инфраструктуры,
проведению мониторинга и социальных
исследований по различным проблемам),
дадут импульс новой кадровой
политике в процессе организации
социальной работы. 2010 год явился стратегическим
на социально-ориентированные
В целях сокращения масштабов бедности и сохранения достойного уровня гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в городе необходимо создать дифференцированную систему социального обслуживания населения: для бедных — это социальные столовые, социальные гостиницы, буфет, услуги парикмахерских, бань, ремонт обуви, фото услуги и другие на договорной, благотворительной и государственной основе. Конечно, по сравнению с зарубежным опытом, для нас она представляет просто минисистему социального обслуживания, тем не менее, безусловно, будет иметь определенную результативность. Исследования, проведенные в городе в 2000 году, показали, что территориальные органы местного самоуправления в Улан-Удэ, пока не выполняют возложенных на них задач, отсюда идет отставание в социальном развитии отдаленных территорий. Также предлагается открыть социально-консультативные пункты; разработать совершенно новый принцип построения социальных служб — не институциональный, а территориальный, по опыту Швеции.
Перенос акцента социального прогресса к месту проживания граждан позволит обеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающимся17.
Системой социального обслуживания населения в городе охвачено более 30 тысяч человек. Это одинокие престарелые граждане, инвалиды, семьи с детьми, семьи, имеющие детей-инвалидов и другие. Система организации социальной работы в городе Улан-Удэ предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем, и осуществляется через сеть специализированных социальных служб и отделов Управления.
Необходимо отметить, что
приняты законодательные и
Таким образом, организационное, финансовое, законодательное, кадровое обеспечение системы социальной работы сможет сделать ее более эффективной и прозрачной.
Предлагается перспективная модель социальной политики и социальной работы, которая непременно должна отвечать следующим условиям:
во-первых, иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации;
во-вторых, в нее должны быть заложены соответствующие «механизмы обратной связи», чутко реагирующие, улавливающие такие изменения;
в-третьих, она обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовывать их в соответствующие решения и программы18.
Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика стержень, ориентир социальной работы. Чтобы обеспечить стратегическую направленность развития системы организации социальной работы и социальной политики в целом, следует помнить, что социальная работа соединяет в себе черты различных профессий и имеет интегральный характер с направлением в социально-медицинскую, социально-культурную, социально-правовую, социально-педагогическую и иную деятельность. Таким образом, реальная перспективная деятельность системы социальной работы в городе Улан-Удэ с учетом интегральной направленности и перечисленных условий функционирования и развития обеспечит доступность социальных услуг населению, поднимет престиж социальной работы как специальности, улучшит социальную обстановку в городе и социальное самочувствие клиентов социальных служб.
Информация о работе Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании