Совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
1.2 Межбюджетные отношения между субъектами: федеральных, региональных, и местных уровней
1.3 Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1 Анализ доходной части бюджета
2.1.1 Налоговые доходы местного бюджета
2.1.2 Неналоговые доходы местного бюджета
2.1.3 Безвозмездные перечисления
2.2 Анализ расходной части местного бюджета
2.3 Особенности формирования бюджетов сельских поселений
2.4 Устойчивость местного бюджета
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Оценка бюджетной деятельности
3.2 Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

местный бюджет.docx

— 126.84 Кб (Скачать файл)

На данный момент система  составления бюджета развития работает по принципу - доходы определяют расходы. Если снижается доходная часть, то урезаются, прежде всего, отдельные статьи финансирования программ развития. Бюджет развития - сбалансированная совокупность заемных средств, выделяемых из бюджета муниципального образования  на инвестиционные цели. Необходимо разделение текущих и капитальных расходов бюджета, выделив из них средства бюджета развития, с последующим  его утверждения самостоятельного бюджета, имеющего отличные от бюджета  текущих расходов источники поступления  и направления расходования средств. Бюджет текущих расходов обязательно  должен быть сбалансирован налоговыми и неналоговыми доходами (рис. 1.6.).

=

доходы местного бюджета  текущие расходы

* 1 - расходы за коммунальные  услуги;

2 - расходы на заработную  плату;

3 - расходы за услуги  связи;

4 - прочие расходы.

Рис. 1.6. Схематичное изображение  баланса текущих расходов и собственных  доходов муниципального образования

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1 Анализ доходной  части бюджета

Доходы бюджета Увельского муниципального района формируются  в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, законодательством Челябинской  области о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Собрания депутатов Увельского муниципального района о налогах и сборах.

Планирование доходов  местного бюджета на предстоящий  финансовый год осуществляется финансовым органом Увельского района.

* - включая дотации на  выравнивание бюджетной обеспеченности  муниципальных образований, иные  средства финансовой помощи из  бюджетов других уровней и  другие безвозмездные перечисления.

Рис. 2.1. Структура доходов  местного бюджета

 

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  поддержки [44].

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются  за счет собственных доходов и  доходов за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов, а также неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений (рис. 2.1.).

Итак, процесс планирования доходной части местного бюджета  начинается с составления базового бюджета, т.е. ожидаемое поступление  от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в  течение года, при этом анализируется  фактическое поступление доходов  прошедшего года. Налоговое планирование это один из этапов бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений  местного бюджета на основе оценке налоговой базы.

Показатели по налоговым  доходам рассчитываются бюджетным  отделом Финансового управления, руководствуясь методическими указаниями по формированию доходной части бюджета, в части собственных доходов.

Рассчитанные плановые показатели утверждаются Министерством финансов. Составление проекта бюджета  Увельского муниципального района - исключительная прерогатива администрации Увельского муниципального района. Непосредственное составление бюджета осуществляет Финансовое управление администрации  Увельского района.

Составлению проекта местного бюджета предшествует подготовка ряда необходимых документов:

- прогноз социально-экономического  развития Увельского муниципального  района;

- основные направления  бюджетной налоговой политики  Увельского района на очередной  финансовый год;

- баланс финансовых ресурсов  на очередной финансовый год;

- план развития муниципального  сектора экономики на очередной  финансовый год;

- реестр расходных обязательств.

Для составления проекта  бюджета необходимы сведения о:

- нормативах отчислений  от федеральных, региональных, местных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами;

- предполагаемый объем  финансовой помощи,

- видах и объемах расходов (на данный момент система составления  бюджета развития работает по  принципу - доходы определяют расходы) [31].

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 2.1. По данным табл. 2.1. и рис. 2.1. видно, что за период с 2004 по 2006 годы в доходах  местного бюджета Увельского муниципального района преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот имеет рост с 201643,0 тыс. руб. до 415461,5 тыс. руб.. Это говорит о том, что собственных доходов Увельского муниципального района не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.

Доля налогов в общем, объеме поступлений местного бюджета  Увельского муниципального района показана в табл. 2.2. Анализируя структуру  доходов за период с 2004 по 2006 года прослеживается снижение удельного веса налоговых  и неналоговых доходов от общего поступления соответственно с 23,9% до 19,4% и с 1,5% до 0,8%, с одновременным  ростом доли финансовой безвозмездной  помощи от общего объема доходов с 74,6% до 79,8%. Местный бюджет Увельского муниципального района находится практически в  полной зависимости от вышестоящего бюджета бюджетной системы. Снижение или не значительный рост собственных  доходов приводит к увеличению объема финансовой помощи (табл. 2.2.).

Таблица 2.1.

Доходы местного бюджета  Увельского района в 2004 - 2006 гг., тыс. руб.

 

Наименование вида дохода

2004 г.

факт

2005г.

факт

2006 г.

факт

 

ДОХОДЫ ВСЕГО

270349,0

341192,9

521686,5

 

1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:

64519,0

53845,2

101511,5

 

Налог на прибыль

5835,0

1461,1

2025,5

 

Налог на доходы физ. лиц

37009,0

25522,0

67687,7

 

Налог на совокупный доход

6880,0

17762,2

22810,1

 

Налог на имущество физических лиц

8053,0

564,7

3997,0

 

Платежи за пользован. природным  ресурсами

1353,0

1796,4

31,7

 

Земельный налог

3151,0

3635,8

3233,8

 

Прочие налоги, пошлины  и сборы

2238,0

3102,8

1725,7

 

2.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

4187,0

2937,7

4672

 

Доходы от сдачи в аренду имущества

2265,0

1454,2

0

 

Возмещение потерь от сельскохозяйственного  производства

229,0

374,4

1612,3

 

Доходы от продаж и платных  услуг

135,0

344,2

1796,9

 

Платежи за выполнение соглашений о разделе продукции

430,0

0

0

 

Штрафные санкции

1128,0

764,8

1255,3

 

3. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

201643,0

284409,9

415461,5

 

Дотации

140353,0

94404,9

81270,4

 

Субвенции

147,0

69330,8

219547,5

 

Субсидии

61143,0

120674,2

114643,6

 
         

 

Таблица 2.2.

Структура доходов местного бюджета Увельского муниципального района в 2004-2006 гг., %

 

Вид дохода

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

 

ДОХОДЫ ВСЕГО

100

100

100

 

1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

23,9

15,8

19,5

 

Налог на прибыль

2,2

0,4

0,4

 

Налог на доходы физических лиц

13,6

7,5

13,0

 

Налог на совокупный доход

2,5

5,2

4,4

 

Налог на имущество физических лиц

2,9

0,2

0,8

 

Платежи за пользование природными ресурсами 

0,5

0,5

0

 

Земельный налог

1,2

1,1

0,6

 

Прочие налоги, пошлины  и сборы

1

0,9

0,3

 

2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1,5

0,9

0,9

 

Доходы от сдачи в аренду имущества

0,8

0,4

0

 

Возмещение потерь от сельскохозяйственного  производства

0,1

0,1

0,3

 

Доходы от продаж и платных  услуг 

0

0,1

0,3

 

Платежи за выполнение соглашений о разделе продукции

0,2

0

0

 

Штрафные санкции

0,4

0

0,2

 

3. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

74,6

83,4

79,6

 

Дотации

51,9

27,67

16,5

 

Субвенции

0,1

20,36

42,08

 

Субсидии

22,6

35,37

21,02

 
         

Рис. 2.2.Структура доходов  бюджета Увельского муниципального района за 2004-2006 гг., тыс. руб.

Следует отметить, что снижение доли собственных доходов  происходит не только за счет изменения  бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам  не выгодно обеспечивать рост собственных  доходов, так как это обернется  для них снижением объема финансовой помощи.

2.1.1 Налоговые доходы местного бюджета

К налоговым доходам  местного бюджета относятся: собственные  налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов сборов, определенные налоговым законодательством: земельный  налог; налог на имущества физических лиц.

В бюджет района зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами: единого  налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога; государственной пошлины; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые  доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных  специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным  органом государственной власти субъектов РФ, например налог на прибыль.

Показатели налоговых  доходов Увельского муниципального района за период с 2004 года по 2006 год  отражены в табл. 2.3. В 2004 году сумма  налоговых доходов составила 64 519,0 тыс.руб., в 2005 году 53 845,2 тыс.руб., в 2006 году 101 560,5 тыс.руб. Если смотреть в целом  на показатели, то можно сказать, что  наблюдается рост в поступлении  налоговых доходов как в целом  так и по видам основных налоговых  доходов, это хорошо видно на рис. 2.3. Так налог на доходы физических лиц вырос от 37009 тыс. руб. до 67687,7 тыс.руб., рост налога на совокупный доход  составил от 6880 тыс.руб. в 2004 году до 28810,1 тыс.руб. в 2006 году, поступления земельного налога в 2006 году осталось примерно на уровне 2004 года. Анализируя структуру  налоговых доходов от общего объема поступлений (табл. 2.4.) можно сказать, что не смотря на рост в течении  трех лет, доля налоговых платежей в  общем объеме уменьшается с 23,9% в 2004 году до 19,5% в 2006 году, снижение на 4,4%. Причина в том, что основная масса  в доходах района это финансовая помощь с вышестоящего бюджета (рис. 2.4.).

Анализ структуры налоговых  доходов в разрезе видов платежей местного бюджета Увельского муниципального района (табл. 2.5.) за период с 2004 года по 2006 год, показал, что основу собственных  доходов составляет налог на доходы физических лиц, его удельный вес  в общей сумме налоговых доходов  местного бюджета района составил в 2004 году 57,4% к общему доходу налоговых  платежей, в 2005 году показатель получился 47,4%, в 2006 году 66,6%. Иные собственные  источники приходятся на налог на совокупный доход, его доля в общем  объеме налоговых поступлений составила  в 2004 году 10,7%, в 2005 году 32,9%, в 2006 году 22,5%, налог на имущество физических лиц, а также земельный налог.

Таблица 2.3.

Налоговые доходы местного бюджета Увельского района в 2004-2006 гг., тыс. руб.

 

Вид дохода

2004 г.факт

2005 г.факт

2006 г.факт

 

ВСЕГО ДОХОДОВ

270349,0

341192,9

521686,5

 

в том числе

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:

64519,0

53845,2

101560,5

 

в том числе:

1.Налог на прибыль

5835,0

1461,1

2025,5

 

2.Налог на доходы физ.лиц

37009,0

25522,0

67687,7

 

3.Налог на совокупный  доход

6880,0

17762,2

22810,1

 

4.Налог на имущество  физических лиц

8053,0

564,7

3997,0

 

Платежи за пользован. природными ресурс.

1353,0

1796,4

31,7

 

6.Земельный налог

3151,0

3635,8

3233,8

 

7.Прочие налоги, пошлины  и сборы

2238,0

3102,8

1725,7

 
         

Именно эти налоги определяют доходную базу местного бюджета. Не смотря на то, что наблюдается спад в  общем, по годам показатели налоговых  доходов имеют рост (табл. 2.6.) За последние  два года прослеживается рост налоговых  поступлений на 88,6% или на 47 715,5 тыс.руб.

 

Рис. 2.3. Структура налоговых  доходов за 2004-2006 гг., тыс.руб.

Таблица 2.4.

Структура налоговых доходов  в общем объеме поступлений

 

Период

Единица измерения

Всего доходов в местный  бюджет

В том числе: налоговые  доходы

 

2004 год

тыс.руб.

270349,0

64519

 

Уд.вес

%

100

23,9

 

2005 год

тыс.руб.

341192,9

53845

 

Уд.вес

%

100

15,8

 

2006 год

тыс.руб.

521686,5

101560,5

 

Уд.вес

%

100

19,5

 
         

Рис. 2.4. Структура налоговых  доходов в общем объеме поступления  в 2004-2006 гг., тыс.руб.

 

Рис. 2.5. Структура налоговых  доходов в 2004-2006 гг., тыс.руб.

Таблица 2.5.

Структура налоговых доходов  местного бюджета Увельского района в 2004-2006 гг., %

 

Вид дохода

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

 

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ВСЕГО

100

100

100

 

в том числе:

1.налог на доходы физ.  лиц

57,4

47,4

66,6

 

2.налог на совокупный  доход

10,7

32,9

22,5

 

3.налог на имущество  физических лиц

12,5

1,2

3,9

 

4.налог на прибыль

9,0

2,7

2

 

5.земельный налог

4,8

6,7

3,2

 

6.платежи за пользован.  природными ресурсами

2,1

3,3

0,1

 

7.прочие налоги, пошлины  и сборы

3,5

5,8

1,7

 
         

Информация о работе Совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования