Совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
1.2 Межбюджетные отношения между субъектами: федеральных, региональных, и местных уровней
1.3 Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1 Анализ доходной части бюджета
2.1.1 Налоговые доходы местного бюджета
2.1.2 Неналоговые доходы местного бюджета
2.1.3 Безвозмездные перечисления
2.2 Анализ расходной части местного бюджета
2.3 Особенности формирования бюджетов сельских поселений
2.4 Устойчивость местного бюджета
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Оценка бюджетной деятельности
3.2 Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

местный бюджет.docx

— 126.84 Кб (Скачать файл)

В разрезе группы налогов, формирующих основную массу налоговых  поступлений также происходит увеличение, так налог на прибыль вырос  на 38,6% или 564,4 тыс. руб., налог на доходы физических лиц увеличился в 2,7 раза, среди зачисляемых в бюджет доходных источников это наиболее объемный налог.

На рис. 2.5. показаны наиболее значимые налоговые доходы:

1. налог на доходы физических  лиц, доля в 2004 году составила  57,4% ,в 2005 году 47,4%, в 2006 году 66,6%;

2. налог на совокупный  доход его удельный вес в  объеме налоговых поступлений  составил в 2004 году 10,6%, в 2005 году 32,9%, в 2006 году 22,5%;

3. доля налога на имущество  физических лиц соответственно: 12,56%, 1,2%, 3,9%;

4. налог на прибыль  соответственно: 9,0%, 2,7%, 2%. Остальные  налоговые доходы объединены  в статью прочие (рис. 2.5.).

Таблица 2.6.

Динамика налоговых доходов  в 2004-2006 гг., тыс. руб.

 

Наименование

2005 г. факт

2006 г. факт

Динамика (роста; снижения)

Динамика (роста; снижения в %)

 

ДОХОДЫ ВСЕГО:

341192,5

521686,5

180494,0

152,9

 

1. Налоговые доходы:

53845,0

101560,5

47715,5

188,6

 

в том числе:

Налог на прибыль

1461,1

2025,5

564,4

138,6

 

Налог на доходы физ.лиц

25522,0

67867,7

42345,7

265,9

 

Налог на совокупный доход

17762,2

22810,0

5047,8

128,4

 

Налог на имущество физических лиц

564,7

3997,0

3432,3

707,8

 

Платежи за пользован. природными ресурс.

1796,4

31,7

-1764,7

1,8

 

Земельный налог

3635,8

3233,8

-402,0

88,9

 

Прочие налоги, пошлины  и сборы

3102,8

1594,8

-1508,0

51,4

 
           

Действующее законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту  работы. В связи с этим местный  бюджет недополучает значительные финансовые ресурсы для развития своей территории. При этом социальные, имущественные  налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в который он не поступал. Поэтому, необходимо в Налоговом кодексе предусмотреть норму, устанавливающую порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан и для развития социальной инфраструктуры муниципального образования.

Не маловажным доходным источником для бюджета является земельный  налог, который с 2005 года полностью  зачисляется в местный бюджет. С 2006 года введена новая система  обложения земельным налогом. Налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость  земельных участков. Исчисление суммы  налога производится по ставкам, установленным  представительными органами местного самоуправления. Было бы целесообразно  совершенствовать методику кадастровой  оценки земельных участков, периодически пересматривать оценку стоимости земли, а также предоставить право органам  местного самоуправления устанавливать  ставки земельного налога и индексировать  налогооблагаемую базу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.

Ставки по налогу на имущество  с высокой инвентаризационной стоимостью установлены на среднем уровне. В  результате местный бюджет несет  потери.

Таким образом, объем поступлений  налоговых доходов в бюджет муниципального района напрямую зависит от стабильности установленных нормативных отчислений вышестоящими бюджетами органами, которые  узаконены нормативными документами, а налогоплательщики как физические, так и юридические лица, соблюдая законодательство в полном объем  производят налоговые платежи в  местный бюджет.

2.1.2 Неналоговые  доходы

Неналоговые доходы являются составной частью доходов местного бюджета. Неналоговые доходы не имеют  постоянного фискального характера, твердо установленной ставки. В отличие  о других доходов неналоговые  доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Неналоговые доходы формируются  за счет прибыли муниципальных унитарных  предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми  актами органов местного самоуправления.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению такие доходы как, доходы от продажи и передачи в  аренду имущества, возмещение потерь от сельскохозяйственного производства, доходы от продажи и платных услуг  и штрафные санкции (табл. 2.7.).

Таблица 2.7.

Неналоговые доходы местного бюджета за 2004-2006 гг., тыс. руб.

 

Наименование вида дохода

2004 г.

факт

2005г.

факт

2006 г.

факт

 

ДОХОДЫ ВСЕГО:

270349,0

341192,9

521686,5

 

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:

4187,0

2937,7

4672

 

Доходы от сдачи в аренду имущества

2265,0

1454,2

0

 

Возмещение потерь от сельскохоз. производства

229,0

374,4

1612,3

 

Доходы от продаж и платных  услуг

135,0

344,2

1796,9

 

Платежи за выполнение соглашений о разделе продукции

430,0

0

0

 

Штрафные санкции

1128,0

764,8

1255,3

 
         

 

Рис. 2.6. Структура неналоговых  доходов за 2004-2006 гг., тыс.руб.

Показатели неналоговых  доходов Увельского муниципального района за период с 2004 года по 2006 год  отражены в табл. 2.7. В 2004 году сумма  неналоговых доходов составила 4187 тыс.руб., в 2005 году 2937 тыс.руб., в 2006 году 4672 тыс.руб. Если смотреть в целом  на показатели, то можно сказать, что  наблюдается рост в поступлении  неналоговых доходов как в  целом так и по видам основных неналоговых доходов, это хорошо видно на рис. 2.6. Так доходы от платных  услуг выросли от 135 тыс.руб. до 1796,1 тыс.руб., рост доходов по возмещению потерь от сельскохозяйственного производства составил от 229 тыс.руб. в 2004 году до 1612 тыс.руб. в 2006 году, также увеличилось  поступление штрафов.

Рис. 2.7. Структуры неналоговых  доходов по годам, тыс.руб.

 

Таблица 2.8.

Структура неналоговых доходов  в общем объеме поступлений

 

Период

Един. измер.

Всего доходов

в местный бюджет

В том числе :

неналоговые доходы

 

2004 год

тыс.руб.

270349,0

4187

 

Уд.вес

%

100

1,5

 

2005 год

тыс.руб.

341192,9

2937

 

Уд.вес

%

100

0,9

 

2006 год

тыс.руб.

521686,5

4672

 

Уд.вес

%

100

0,9

 
         

Рис. 2.8. Структуры неналоговых  доходов в общем объеме поступлений  в местный бюджет за 2004-2006 гг., тыс. руб.

Анализ показывает, что  удельный вес неналоговых доходов  в доходах консолидированного бюджета  составил в 2004 году - 1,5%, в 2005 году - 0,9%, и  в 2006 году - 0,9% (табл. 2.9.), наблюдается  спад неналоговых доходов на 0,6%, при этом в динамике за три года прослеживается рост от 4187 тыс. руб. до 4672 тыс.руб. или на 11,5 % в отношении 2004 года к 2006 году. Основными источниками  доходной части неналоговых платежей в 2006 году стали доходы от продажи  доля их в объеме неналоговых доходах  составила 38,4%., возмещение потерь от сельскохозяйственного  производства 34,5% и штрафные санкции  их удельный вес составил 26,9%. Неналоговые  доходы, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и субъектов  Российской федерации юридических  лиц. Неналоговые доходы могут иметь  форму как обязательных, так и  добровольных платежей.

Таблица 2.9.

Структура неналоговых доходов  местного бюджета Увельского района в 2004-2006 гг., тыс. руб.

 

Вид дохода

2004г.

факт

2005г.

факт

2006г.

факт

 

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ВСЕГО:

4187,0

2937,7

4672

 

удельный вес

100

100

100

 

1. Доходы от сдачи в  аренду имущества

2265

1454,2

0

 

уд. вес к неналоговым  доходам

54,1

49,5

0

 

2. Возмещение потерь от  сельскохозяйственного производства

229

374

1612

 

уд. вес к неналоговым  доходам

5,5

12,7

34,5

 

3. Доходы от продаж  и платных услуг

135

344

1796

 

уд. вес к неналоговым  доходам

3,2

11,7

38,4

 

4. Платежи за выполнение  соглашений о разделе продукции

430

0

0

 

уд. вес к неналоговым  доходам

10,3

0

0

 

5.Штрафные санкции

1128

764

1255,3

 

уд. вес к неналоговым  доходам

26,9

26,1

26,9

 
         

Итак, анализ неналоговых  доходов показал, что их доля в  общем объеме доходов местного бюджета  очень не велика. Существует проблема учета неналоговых доходов. Одним  из резервов увеличения доходов является уменьшение недоимки по арендным платежам. Функции учета и контроля всех неналоговых платежей следует передать финансовому органу. Следует проводить  постоянную работу с невыясненными  платежами. Существенным резервом увеличения неналоговых доходов местного бюджета  является предоставление земельных  участков гражданам и юридическим  лицам не исключительно на основе проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Рис. 2.9. Изменения неналоговых  доходов по годам, тыс.руб.

В целях мобилизации неналоговых  доходов в бюджет муниципального образования органу местного самоуправления следует постоянно проводить  проверки по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное  имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществления  контроля за передачей в субаренду  земельных участков и муниципального имущества. Местным органам власти следует осуществлять строгий налоговый  и финансовый контроль за деятельностью  муниципальных унитарных предприятий: регулярно оценивать эффективность  работы муниципальных унитарных  предприятий, а также по определению  части прибыли, подлежащей перечислению в районный бюджет по итогам финансово-хозяйственной  деятельности; регулярно проводить  ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности и своевременно принимать  решения о целесообразности их дальнейшего  функционирования.

Качественное управление муниципальной собственностью, постоянный контроль за эффективным ее использованием является серьезным резервом пополнения доходов бюджета муниципального образования.

2.1.3 Безвозмездные  перечисления

Местный бюджет Увельского муниципального района находится практически  в полной зависимости от бюджета  вышестоящего уровня (областного бюджета), то есть район является на более  чем на 70% дотационным. Финансовая помощь складывается из дотаций, субвенций, субсидии. Доходную часть местного бюджета  в общем, характеризуют данные табл. 2.8. По данным таблицы видно, что за период с 2004 по 2006 годы в доходах  местного бюджета Увельского муниципального района преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с  вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый  период не снижается, а наоборот имеет  рост с 201643,0 тыс.руб. до 415461,5 тыс.руб. или  с 74,6% до 79,8% (табл. 2.10).

Это говорит о том, что  собственных доходов Увельского муниципального района не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как  оплата коммунальных услуг, выплата  заработной платы, т.к. в течении  финансового года возможны повышения  тарифов и как следствие этого  лимитов предусмотренных по бюджету  может быть не достаточно.

Таблица 2. 10.

Финансовая помощь за 2004-2006 гг., тыс.руб.

 

Наименование вида дохода

2004 г.

факт

2005г.

факт

2006 г.

факт

 

Доходы всего

270349,0

341192,9

521686,5

 

Безвозмездные поступления

201643

284409,9

415461,5

 

в том числе :

Дотации

140353,0

94404,9

81270,4

 

Субвенции

147,0

69330,8

219547,5

 

Субсидии

61143,0

120674,2

114643,6

 
         

Рис. 2.1.10. Изменение безвозмездных  поступлений в местный бюджет за 2004-2006 гг., тыс. руб.

Снижение или не значительный рост собственных доходов приводит к увеличению объема финансовой помощи (табл. 2. 11.)

Следует отметить, что снижение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам  не выгодно обеспечивать рост собственных  доходов, так как это обернется  для них снижением объема финансовой помощи. Снижение уровня налоговых  и неналоговых доходов говорит  о повышении зависимости в 2005 году местного бюджета от вышестоящего бюджета. На рис. 2.10. отчетливо видно  изменение финансовой помощи в разрезе  видов финансирования. Значительный рост в 2006 году субвенции, это в 3,2 раза больше чем в 2005 году. Столь высокий  показатель обусловлен передачей на уровень муниципальных районов  государственных полномочий и полномочий поселений. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» радикально сменил систему  межбюджетных отношений, установил  новые подходы к организации  местного самоуправления на территории Российской Федерации и новые  принципы функционирования финансовой системы муниципального образования. Наиболее значимым нововведением стало  наделение муниципального образования  полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансирование подразделений, зарегистрированных на территории муниципального образования, осуществляется через  местный бюджет за счет выделяемых средств областного бюджета в  виде субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы Российской федерации на безвозмездной и  безвозвратной основах на осуществление  определенных целевых расходов):

Информация о работе Совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования