Совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
1.2 Межбюджетные отношения между субъектами: федеральных, региональных, и местных уровней
1.3 Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1 Анализ доходной части бюджета
2.1.1 Налоговые доходы местного бюджета
2.1.2 Неналоговые доходы местного бюджета
2.1.3 Безвозмездные перечисления
2.2 Анализ расходной части местного бюджета
2.3 Особенности формирования бюджетов сельских поселений
2.4 Устойчивость местного бюджета
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Оценка бюджетной деятельности
3.2 Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

местный бюджет.docx

— 126.84 Кб (Скачать файл)

- на осуществление полномочий  по осуществлению мер социальной  поддержки граждан;

- на осуществление государственных  полномочий по социальному обслуживанию  населения;

- на осуществление органами  местного самоуправления государственных  полномочий по государственной  регистрации актов гражданского  состояния;

- на осуществление полномочий  по первичному воинскому учету  на территориях, где отсутствуют  военные комиссариаты;

- для осуществления государственных  полномочий по расчету и предоставлению  дотаций поселениям за счет  средств областного бюджета.

Рассмотрев структуру  финансовой помощи местного бюджета  в 2004 году (табл. 2.11), можно сказать, что  ее доля составила 74,6% от общего объема поступления или 201643 тыс.руб. Финансовая помощь поступала в виде дотаций, удельный вес которых составил 69,6% или 140353 тыс.руб., а также в виде субсидии, доля которых 30,3% или 61143 тыс.руб. На рис. 2.12. представлена диаграмма  безвозмездных поступлений в 2004 году. На дотационное финансирование приходится наибольший процент. В анализируемом  периоде с вышестоящего бюджета  дотации поступали:

 

Таблица 2.11.

Удельный вес финансовой помощи в общем объеме поступлений  в разрезе видов доходов за 2004 год, %

 

Наименование

2004 г.

2005 г.

2006 г.

 

Финансовая помощь в общем  объеме доходов

100

100

100

 

в т.ч.:

- доля дотации в объеме  безвозмездных поступлений

69,1

33,6

19,6

 

- доля субвенции в объема  безвозмездных поступлений

0,9

24,2

52,8

 

- доля субсидии в объеме  безвозмездных поступлений

30,0

42,2

27,6

 
         

- на поддержку мер по  обеспечению сбалансированности  бюджета муниципального района  в сумме 82808 тыс. руб. или  58,9% от общего объема безвозмездных  поступлений;

- на выравнивание уровня  бюджетной обеспеченности муниципального  района в сумме 57545 тыс. руб.  или 41,1%.

Рис. 2.11. Структура финансовой помощи местного бюджета в 2004 году, %

 

Таблица 2.12.

Структура безвозмездных  поступлений местного бюджета

2004-2005 гг., тыс.руб.

 

Наименование

2004 г. факт

Уд. вес к общ. доходу (в %)

2005г. факт

Динамика

- снижение

+ рост

 

1

3

4

5

6

 

Безвозмездные поступления

201643,0

100

284409,9

+82766,9

 

Дотации

140353,0

51,9

94404,9

-45948,1

 

в т.ч.:

- на поддержку мер по  обеспечению сбалансированности  бюджета муниципального района

82808

58,9

53244,4

-29563,6

 

- на выравнивание уровня  бюджетной обеспеченности муниципального  района

57545

41,1

41160,5

-16384,5

 

Субвенции

147,0

0,1

69330,8

+69138,8

 

в т.ч.:

- субвенция на обеспечении  общеобразовательных расходов

120,5

0

38825,2

+38704,7

 

-на оплату жилищно-коммунальных  услуг

0

0

1941,3

__

 

-на осуществление полномочий  по первичному воинскому учету  на территориях, где отсутствуют  военные комиссариаты

0

0

346,6

__

 

-на осуществление федеральных  полномочий по государственной  регистрации актов гражданского  состояния

0

0

693,3

__

 

Прочие субвенции (выплаты  компенсаций инвалидам, выплаты  государственных пособий гражданам, имеющим детей, социальная поддержка  ветеранов труда)

26,5

0

27524,4

0

 

Субсидии

61143,0

22,6

120674,2

+59531,2

 

- для обеспечения расходов  на продукты питания по льготам

6114,3

10

13274,2

+7159,9

 

- на обеспечении общеобразовательных  расходов

9293,7

15,2

19549,2

+10255,5

 

Прочие субсидии (на предоставление субсидии молодым семьям для приобретения жилья, на внедрение инновационных  программ в школах, для поддержки  фондов муниципального развития)

45735

11

87850,8

+42115,8

 
           

Объем субвенций незначителен 147,0 тыс.руб. или 0,9 % к общему объему финансовой помощи. Доля субсидий составила 22,6% или 61143,0 тыс. руб. этот вид финансовой помощи имеет целевой характер долевого финансирования. В 2004 году субсидия была направлении для обеспечения  расходов на продукты питания по льготам  в сумме 6114,3 руб., на обеспечении  общеобразовательных расходов в  сумме 9293,7 тыс.руб., а также на прочие расходы: на предоставление субсидии молодым  семьям для приобретения жилья, на внедрение  инновационных программ в школах, для поддержки фондов муниципального развития. Вся финансовая помощь имеет  целевой характер, и расходовалась  строго по назначению.

Рис. 2.12. Структура финансовой помощи местного бюджета в 2005 году, %

Рассмотрев структуру  финансовой помощи местного бюджета  в 2005 году (табл. 2.13.), можно сказать, что ее доля составила 83,4% от общего объема поступления или 284409,9 тыс. руб. Финансовая помощь поступала в виде дотаций, удельный вес которых составил 33,2% или 94404,9 тыс.руб., это на 36,4 % меньше чем в 2004 году. Финансирование в виде дотаций направлялось на покрытие текущих  расходов, которых в 2004 году было больше чем в 2005 году, субсидии, доля которых 42,4% или 120674,2 тыс.руб.

Финансовая помощь носит  целевой характер. В анализируемом  периоде с вышестоящего бюджета  дотации поступали двух видов: на обеспечение

Таблица 2.13.

Структура безвозмездных  поступлений местного бюджета 2005-2006 гг., тыс.руб.

 

Наименование

2005 г.

факт

Уд. вес к общ. доходу (в %)

2006г.

факт

Динамика

- снижение

+ рост

 

1

3

4

5

6

 

Безвозмездные поступления

284409,9

100

415461,5

+82766,9

 

Дотации

94404,9

33,2

81270

-13134,9

 

в т.ч.:

- на поддержку мер по  обеспечению сбалансированности  бюджета муниципального района

53244,4

56,4

44698,5

-8545,9

 

- на выравнивание уровня  бюджетной обеспеченности муниципального  района

41160,5

43,6

36571,5

-4589

 

Субвенции

69330,8

24,4

219547

+150162

 

в т.ч.:

- субвенция на обеспечении  общеобразовательных расходов

38825,2

56

127337,3

+88512,1

 

-на оплату жилищно-коммунальных  услуг

1941,3

2,8

6586,4

+4645,1

 

-на осуществление полномочий  по первичному воинскому учету  на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты

346,6

0,5

1317,3

+970,7

 

-на осуществление федеральных  полномочий по государственной  регистрации актов гражданского  состояния

693,3

1

2415,0

+1721,7

 

Прочие субвенции (выплаты  компенсаций инвалидам, выплаты  государственных пособий гражданам  имеющим детей, социальная поддержка  ветеранов труда)

27524,4

39,7

81891

+54366,6

 

Субсидии

120674,2

42,4

114643

-6031,2

 

- для обеспечения расходов  на продукты питания по льготам

13274,2

11

12610,7

+663,5

 

- на обеспечении общеобразовательных  расходов

19549,2

16,2

19489,3

+599

 

Прочие субсидии (на предоставление субсидии молодым семьям для приобретения жилья, на внедрение инновационных  программ в школах, для поддержки  фондов муниципального развития)

87850,8

72,8

82543

+5307,8

 
           

сбалансированности бюджета  муниципального района в сумме 53244,4 тыс.руб. и на выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности муниципального района в сумме 41160,5 тыс.руб. Направление  субвенций и субсидий аналогично 2004 году.

Рассмотрев структуру  финансовой помощи местного бюджета  в 2006 году (табл. 2.13), можно сказать, что  ее доля составила 79,6% от общего объема поступления или 415461,5 тыс.руб. Это  очень высокий процент дотационности, который показывает, что на реализацию собственных полномочий не достаточно собственных денежных средств, поступающих в местный бюджет. Это свидетельствует о слабой финансовой устойчивости района. Увельский район относится к третьей группе дотационных районов, а значит, все безвозмездные поступления будут полностью контролироваться и подвергаться тщательной проверке вышестоящего бюджета. Финансовая помощь в 2006 году поступала в виде дотаций, удельный вес которых составил 19,6% или 81270 тыс. руб., субсидии, доля которых 27,6% или 114643 тыс.руб., а также в виде субвенций 52,8% или 219547 тыс.руб. На рис. 2.13. представлена диаграмма безвозмездных поступлений в 2006 году. Видно, что доля субвенций очень велика, в 3,2 раза больше чем в 2005 году.

 

Рис. 2.13 Структура финансовой помощи местного бюджета в 2006 г., %

Столь высокий показатель обусловлен передачей на уровень  муниципальных районов государственных  полномочий и полномочий поселений. Наиболее значимым нововведением стало  наделение муниципального образования  полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансирование подразделений, зарегистрированных на территории муниципального образования, осуществляется через  местный бюджет за счет выделяемых средств областного бюджета в  виде субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы Российской федерации на безвозмездной и  безвозвратной основах на осуществление  определенных целевых расходов):

- на осуществление полномочий  по осуществлению мер социальной  поддержки граждан

- на осуществление государственных  полномочий по социальному обслуживанию  населения

- на осуществление органами  местного самоуправления государственных  полномочий по государственной  регистрации актов гражданского  состояния

- на осуществление полномочий  по первичному воинскому учету  на территориях, где отсутствуют  военные комиссариаты

- для осуществления государственных  полномочий по расчету и предоставлению  дотаций поселениям за счет  средств областного бюджета.

2.2 Анализ расходной  части местного бюджета

Расходы денежных средств  местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач и функций  местного самоуправления. Расходная  часть местного бюджета включает финансирование расходов, связанных  с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием  экономики и социальной сферы  Увельского района. Планирование расходов на предстоящий финансовый год это  очень ответственная работа, которая  проводится финансовым органом администрации  совместно с главными распорядителями  денежных средств. Расходная часть  местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов (табл. 2.14.) Органы власти муниципального образования из средств местного бюджета осуществляют финансирование на учреждения народного образования (школ и дошкольных учреждений) в 2004 году сумма расхода составила 96944 тыс.руб. в 2005 году 118840,5 тыс.руб. в 2006 году расходы выросли до 139276,6 тыс.руб., на здравоохранение (поликлиник и больниц) в 2004 году было израсходовано 27534 тыс.руб. или 11,1 %, в 2005 году 53095,9 тыс.руб. в 2006 году затраты составили 57095,5 тыс.руб., учреждений культуры (клубов, музеев) соответственно 14359,0 тыс.руб., 17451,2 тыс.руб. и 19637,8 тыс.руб. и на многие другие учреждения непроизводственной сферы (рис. 2.15.). В районе затраты  на непроизводственную сферу в течении  анализируемого периода составляют значительную долю расходов бюджета. Например это финансирование объектов жилищно-коммунального  хозяйства (благоустройства населенных мест) рост этих расходов за три года составил 43508,1 тыс.руб. или в 2,7 раза, тенденция к увеличению связана  с ростом и усложнением местного хозяйства, развитием жилищно-коммунального  строительства в районе повышением стоимости основных фондов коммунального  хозяйства и уровня его технического оснащения, а также национальной экономики. Структура расходов местного бюджета района на протяжении последних  трех лет, она не одинакова.

Таблица 2.14.

Расходы местного бюджета  за 2004-2006 гг. по разделам

 

Расходные разделы

2004 г.

Факт,

тыс.руб.

Уд.вес к общ.

расход.,

%

2005 г.

Факт,

тыс.руб.

Уд.вес к общ.

расход.,

%

2006 г.

Факт,

тыс.руб.

Уд.вес к общ.

расход.,

%

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Расходы всего

248391,0

100

307468,2

100

521155,6

100

 

Общегосударственные вопросы

28525,0

11,5

28497,6

9,3

37693,2

7,2

 

Правоохранительная деятельность и правоохранительная деятельность

3409,0

1,4

4001,3

1,3

8463

1,6

 

Национальная экономика 

35616

14,3

7866,5

2,6

3388,9

0,7

 

Жилищно-коммунальное хозяйство 

24934,0

10,0

38613,5

12,6

68442,1

13,1

 

Охрана окружающей среды

668,0

0,3

343,8

0,1

381,9

0,1

 

Образование

96944,0

39,0

118840,5

38,7

139276,6

26,7

 

Культура и искусство 

14359,0

5,8

17451,2

5,7

19637,8

3,8

 

Здравоохранение и физическая культура

27534

11,1

53095,9

17,3

57095,5

11,0

 

Социальная политика

10085

4,1

28427,5

9,2

61755,4

11,8

 

Межбюджетные

0

0

25,0

0

123735,6

23,7

 

Прочие расходы

6317

2,5

10305,4

3,4

1285,6

4,2

 
               

Рассмотрев структуру  расходов 2004 года (таб. 2.15.), можно сказать, что большая доля расходов приходиться  на раздел образования 39%. В Увельском  районе более 40 дошкольных и школьных учреждений, находящиеся в ведение  района. В расходы на образование  включены расходы на:

- дошкольное образование;

- общее образование;

- начальное профессиональное  образование;

- переподготовку повышение  квалификации;

- прочие расходы в области  образования.

Рис. 2.14.Структура расходов местного бюджета за 2004-2006 гг., тыс. руб.

Таблица 2.15.

Структура расходов по разделам за 2004 -2006 гг., %

 

Расходные разделы

2004 г.

2005 г.

2006 г.

 

Всего расходов

100

100

100

 

в.т.ч.:

Образование

39

38,7

26,7

 

Здравоохранение и физическая культура

11,1

17,3

11,0

 

Жилищно-коммунальное хозяйство 

10,0

12,6

13,1

 

Общегосударственные вопросы 

11,5

9,3

7,2

 

Межбюджетные расходы

0

0

23,7

 

Прочие расходы

28,4

22,1

18,3

 
         

 

Рис. 2.15.Структура расходов местного бюджета в 2004 г., %

К прочим расходам можно  отнести расходы: на проведение мероприятий  и содержание учреждений, находящихся  в ведении муниципального образования  и расходы на реализацию собственных  программ развития.

Кроме общеобразовательных  учреждений в систему образования  включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения: научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования.

На втором месте в структуре  расходов 2004 года (рис. 2.17.) это расходы  на общегосударственные вопросы, их доля составила 11,5%. В этот раздел входят расходы на содержание аппарата управления. Доля расходов на здравоохранение и  физкультуру 11,1%, сюда входят расходы  на содержание больниц, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), амбулаторий, родильного дома. Задача системы здравоохранения: сохранение и улучшение здоровья населения, а для решения данной задачи система здравоохранения  должна быть на соответствующем уровне.

 

Рис. 2.16. Структура расходов местного бюджета в 2005 г., %

Рассмотрев структуру  расходов 2005 года (рис. 2.16.), можно сказать, что большая доля расходов, как  и в 2004 году, приходиться на раздел образования 38,7%. На втором месте по удельному весу - прочие расходы, к  ним относятся расходы на содержание правоохранительной деятельности в  сумме 4001 тыс. руб., расходы на национальную экономику в сумме 7866,5 тыс.руб. Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности района призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы населения. Ряд  расходов направлены на проведение политики, ориентированной на построение более  совершенствованной национальной системы. Кроме того расходы на содержание социальной политики составили 28427,5 тыс.руб. Целью этих расходов является повышение  качества жизни населения района. В 2005 году возросла доля расходов на здравоохранение  и физическую культуру на 6,2% и составили 17,3% или 53095,9 тыс. руб. Рост расходов связан с развитием сети медицинских  учреждений и расширением научных  и проектных работ, которые финансируются  из бюджета района. Главным направлением использования средств местных  бюджетов являются расходы, связанные  с жизнеобеспечением человека.

Информация о работе Совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования