Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа
Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности
Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….
6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………
12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….
17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….
43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость……… |
6 |
1.1 Сущность
и значение государственного
стимулирования инвестиционной
деятельности……………………………………………… |
6 |
1.2 Формы и
методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности……………………………………………… |
7 |
1.3 Государственное
финансирование инвестиций как
метод стимулирования |
12 |
2 Анализ инвестиционной деятельности……………………………………… |
17 |
2.1 Состав и структура расходов
бюджета на финансирование инвестиций…………………………………………………… |
17 |
2.2 Инвестиционная
политика государства на |
22 |
2.3 Проблемы
государственного |
30 |
3 Стимулирование
привлечения инвестиций |
39 |
3.1 Пути повышения
эффективности инвестиционной |
39 |
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ………………………………………………………………. |
43 |
Заключение…………………………………………………… |
49 |
Список используемой литературы…………………………………………….. |
51 |
Введение
Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, возникновение новых финансовых инструментов и рычагов коренным образом реформирует ранее действовавший механизм долгосрочного инвестирования. Это в свою очередь требует кардинальных преобразований в методологии и методике анализа инвестиций, оперативном и достоверном информационном его обеспечении, организации внешнего и внутреннего контроля за расходованием средств по каждому варианту капитальных вложений.
К сожалению, многие вопросы теории и практики еще не получили должного развития, а некоторые проблемные положения пока четко даже не сформулированы. Становление рыночных отношений детерминировало необходимость активизации исследований всего спектра методологических и организационных проблем российской экономики, в том числе во многом нерешенных вопросов комплексного анализа и контроля инвестиционной деятельности коммерческих предприятий.
Практическая
востребованность в решении столь
важных для российской экономики
вопросов, определяется стратегической
ролью долгосрочного
В то же время
специалисты, занимающиеся обоснованием
инвестиционных решений, испытывают потребность
в качественно новых методах
экономической диагностики
Тем самым без активного участия государства проблема привлечения инвестиций вряд ли будет решена.
В настоящее время большое количество усилий сосредотачивается в области привлечения инвестиций в различные сферы экономики.
Вопрос о том, на какой стадии инвестиционного процесса и в каких формах государство может осуществлять свое регулирующее воздействие до сих пор остается дискуссионным. Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала таких отраслей как, промышленность, строительство, инфраструктура и сельское хозяйство. В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. При этом важно отметить, что государство выступает в качестве системообразующего фактора. Учитывая особенности национальной экономики на данном этапе развития, государство создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, определяет стратегию поведения инвесторов, объем и структуру государственных инвестиций.
При помощи инвестиционной
политики государство может воздействова
Объектом исследования в курсовой работе являются методы государственного стимулирования инвестиций в российскую экономику.
Предметом исследования курсовой работы являются экономические отношения, возникающие между государством и субъектами инвестиционной деятельности в процессе реализации инвестиционных проектов.
Целью исследования является изучение основных методов государственного стимулирования инвестиций и анализ основных показателей инвестиционной деятельности.
1 Государственного стимулирования инвестиций и ее необходимость
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности
Без инвестиций невозможно развитие производственных сил, нормальное функционирование производственного процесса. Инвестиции и их динамика является своеобразным барометром состояния национальной экономики. Они дают возможность формировать структуру народнохозяйственного комплекса, отвечающую требованиям рыночной конъюнктуры.
В связи с
центральной ролью инвестиций в
создании условий экономического роста
данная проблема является одной из
наиболее обсуждаемой в научно-
Государственное регулирование в рыночной экономике – один из важнейших внешних факторов, приводящих к возникновению условий, стимулирующих формирование и развитие системы эффективного управления инвестиционной деятельностью как в производственной, так и непроизводственной сфере. Инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Прерогатива государства – обеспечение надлежавшего правопорядка в стране и гарантии ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития инвестиционной деятельности. Другими словами, именно государство обеспечивает условия для нормального развития экономики и инвестиционных процессов.
Для выполнения функций регулирования государство использует как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных и нормативных актов, проводит определенную экономическую, а следовательно, инвестиционную политику.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в условиях реформирования экономики в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается, но при этом никогда не сводится к нулю. Государство в любом случае должно придерживаться основного правила: воздействовать на инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не допустить кризисных явлений и слома рыночных основ.
Экономические реформы 90-х гг. разрушили сложившиеся системы управления, планирования и контроля. Новые же механизмы управления рыночной экономикой оказались недостаточно эффективными. Либерализация экономики, крупномасштабная приватизация государственной собственности привели к ликвидации административных методов управления, создали преждевременные, экономически необоснованные предпосылки для становления механизмов рыночного саморегулирования без вмешательства государства. Была потеряна управляемость экономическими процессами, государством были утрачены важные функции регулирования, необходимые и в рыночной экономике. В результате в стране наступил затяжной социально-экономический кризис.
В сложившихся условиях основная задача государства в деле развития инвестиционной деятельности – вмешательство в ситуации, неизменно возникающие при рыночных отношениях, в которых рынок оказывается неспособным самостоятельно эффективно и справедливо распределять ресурсы и управлять ими.
Для выбора наилучшего варианта интеграции инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта с регулирующей функцией государства необходимо: во-первых, определить нерациональные ситуации, обусловленные несостоятельностью рыночных механизмов и требующих вмешательства государства; во-вторых, при сопоставлении ожидаемых социальных и экономических результатов, обусловленных недееспособностью рынка и правительства, исходить из экономически и социально обоснованных критериев и методики выбора рационального варианта плана инвестиционной деятельности в целях социально-экономического развития.
1.2 Формы
и методы государственного
Совершенствование
правового регулирования
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются, определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера используемые органами управления всех уровней, для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышение эффективности инвестиций, обеспечение безопасных условий для вложения в различные инвестиционные объекты.
Инвестиционная деятельность
в России регулируется как общим
государственным
В Федеральном законе «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений»
Объектами капитальных вложений
являются находящиеся в частной,
государственной или
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторы могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заказчики определяются как уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.