Стимулирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….

6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………

12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….

17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….

43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, регулируется ст. 80 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 67. Бюджетного кодекса, которая предусматривает одновременное возникновение права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества. Однако, эти положения не согласуются с положениями гражданского законодательства. Так, в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса, все юридические лица делятся на две категории:

- участники,  которые имеют обязательственные  права в отношении юридического  лица;

- учредители. которые  имеют или не имеют вещные  права на имущество юридического  лица.

Сущность первой модели состоит в том, что участники  с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. Соответственно. и переданное участниками и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим последнему на праве собственности. Утрачивая вещные права, участник взамен приобретает права обязательственные, то есть права требования к юридическому лицу. Кроме того, согласно ст. 66 Гражданского кодекса, имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное юридическим лицом в процессе его деятельности. принадлежит ему на праве собственности.

Следовательно, участники (учредители) юридического лица не могут иметь одновременно обязательственные и вещные права в отношении соответствующего юридического лица. Тогда как ст. 80 Бюджетного кодекса подразумевает одновременное возникновение в результате государственных инвестиций права собственности государства как на долю в уставном капитале юридического лица. так и на его имущество.

Примечательным  является определение капитальных  расходов в Бюджетным кодексе. Оно  включает в себя средства, предоставляемве  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам. В то же время, в соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса денежные средства по договору займа, разновидностью которого является договор государственного (бюджетного) кредита, передаются займодавцем заемщику в собственность, а последний лишь обязан в обусловленный договором срок вернуть займодавцу такую же сумму денег.

Следовательно, предоставление государственного (бюджетного) кредита юридическому лицу влечет за собой возникновение не вещных, а  обязательственных прав требования государства к данному юридическому лицу. Однако, погасив кредитнве обязательства, юридическое лицо может получить в дополнение вещные требования государства на имущество. приобретенное за счет этих кредитных средств. В этой связи, на наш взгляд, государственный (бюджетный) кредит следует рассматривать не как форму капитальных расходов государства, а как самостоятельную форму государственной поддержки юридических лиц. Конечно, при осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений целью государства может быть не только увеличение государственного имущества, но и решение важных социально-экономических задач.

Вследствие  этого полагаем, что статьей 14 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» от 10 октября 1991 г. 1734-1 более  полно и юридически точно разграничивались направления использования государственных инвестиций. Во-первых, расходная часть бюджета могла содержать ассигнования юридическим лицам, не являющимся государственными. Подобная форма явно предполагала осуществление государственных инвестиций в качестве государственной поддержки юридических лиц, однако это не влекло за собой установление прав собствен ности государства, а только прав требования государства к такому юридическому лицу. Во-вторых, в расходной части бюджета могли содержаться ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий.

Результатом таких  инвестиций являлась собственность  государства на эквивалентную часть  капитала, находящую свое выражение  в полном владении ею. или во владении акциями (паями) акционерного общества. Однако, несмотря на то, что этот закон был принят до введения Гражданского кодекса, его положения в большей степени согласуются с положениями гражданского законодательства, чем положения принятого позднее Бюджетного кодекса./ 18, С.10/

Безусловно, государство должно осуществлять мероприятия по оказанию финансовой поддержки тех отраслей национальной экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения интересов общества, а с другой — не может осуществляться без притока денежных средств извне. При этом эффективная система инвестирования в целом предполагает одновременную максимизацию доходов государства и инвесторов, обеспечение правовых гарантий частным и институциональным вкладчикам. Одним из условий положительного эффекта экономических преобразований в России является осуществление инвестиционной политики, стимулирующей развитие производственного и научного потенциала каждого субъекта Федерации на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов, а также создания действенного механизма регулирования инвестиционной деятельности предприятий различных форм собственности.

Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время существуют отдельные проблемы в законодательном регулировании государственных капитальных вложений. А при практическом применении действующего законодательства возникают определенные вопросы. В этой связи, такой основополагающий документ при осуществлении бюджетного процесса как Бюджетный кодекс требует уточнений в части, относящейся к осуществлению государственного инвестирования национальной экономики.

Существуют  нерешенные проблемы, сформулированные известными российскими  экономистами и аналитиками:

а) слабые инвестиционные возможности государства:

- мизерность  федерального бюджета и средств, выделяемых на инвестирование;

- слабость макроэкономической  и институциональной политики  государства, которое не предоставляет  услуг, адекватных средствам,  затрачиваемым на его содержание;

- избыточный  объем нерыночного сектора экономики: значительная часть доходов поступает населению в виде различных льгот и пособий.

б)  крайне слабо  проработаны механизмы обеспечения  и организации, нормативного регулирования  и контроля деятельности хозяйствующих  субъектов на каждой стадии процесса инвестирования:

- предложение  ресурсов, накопленных в виде  сбережений, и спрос на инвестиционные  средства лишь с большим трудом  могут «встретиться друг с  другом. Средства, которые могут  стать инвестициями, есть, но донести  их до предприятий некому;

- Министерство финансов РФ не имеет программы аккумулирования денежных средств населения для направления в реальный сектор экономики;

- отсутствуют  механизмы для инвестирования  экономики и обеспечения экономического  роста на базе внутреннего  потенциала, не развита финансовая инфраструктура;

- отсутствует  перелив финансов между отраслями  экономики.

в)  общая  слабость действующей нормативной  базы, существенно увеличивающая  инвестиционные риски:

- недостаточность  гарантий прав собственности,  низкий уровень их защиты. Недостаточность уровня защиты прав кредиторов;

- коррумпированность  судебной системы;

- недоработанность  законодательства о банкротстве;

- недоработанность  налогового законодательства: например, имеет место обязанность предприятия,  реализующего инвестиционный проект, платить налоги еще до того, как оно получит готовую продукцию, выпущенную объектом инвестирования.

г)  суммарное  воздействие совокупности факторов, препятствующих банковским инвестициям  в основной капитал:

- высокий уровень  инфляции;

- отсутствие реальных возможностей обеспечения или эффективного контроля целевого использования заемщиками выделенных им средств;

- недостаточная  капитализация большинства банков, во многом связанная с их  «карманностью»: собственники, опасаясь  утратить контроль за банками, препятствуют увеличению уставного капитала за счет средств новых акционеров (членов), препятствуют слиянию с другими банками. Это значительно сокращает возможности осуществления кредитования;

- невозможность  адекватно оценивать и минимизировать кредитные риски в России. Существуют объективные проблемы с оценкой кредитоспособности заемщиков, которая трудоемка и занимает недопустимо много времени вследствие недостаточной транспарентности финансовой отчетности и отсутствия надежного рейтингового источника;

- отсутствие  комплексной программы гарантирования  долгосрочных инвестиций;

- сложности  с привлечением долгосрочных  кредитов. Вследствие этого доля  долгосрочных кредитов предприятиям  в общем объеме кредитования  остается невысокой — всего  11%;

- нежелание банков брать на себя кредитные риски, так как их главной задачей является обслуживание счетов акционеров, которые в любой момент могут востребовать денежные средства;

- банки непрозрачны,  вследствие чего понять, каковы  реальные, а не «нарисованные» активы и, следовательно, какие риски способен принять на себя тот или иной банк, просто невозможно;

- среди всего  многообразия моделей российского  банковского бизнеса практически  отсутствует базовый тип банков, основной задачей которого является  трансформация сбережений в инвестиции.

д)  проблема низкой инвестиционной привлекательности  объектов инвестирования, являющаяся результатом воздействия следующих  факторов:

- слабая долговременная  устойчивость российских производителей  товаров и услуг в условиях  открытой экономики связана со значительным отставанием по двум базисным факторам конкурентоспособности: производительность труда составляет четверть от уровня США, а энергоемкость экономики втрое превышает американский уровень;

- острый дефицит  грамотно разработанных инвестиционных проектов;

- недостаточность  потребительского спроса на продукцию  из-за низкой платежеспособности  населения;

- низкий уровень  корпоративного менеджмента;

- ограничения,  связанные с нехваткой персонала,  небольшим количеством свободных производственных мощностей;

- падение рентабельности  в отраслях обрабатывающей промышленности  и соответствующее сворачивание  инвестиционной активности вследствие  роста цен на тарифы естественных  монополий, который существенно  превышает темпы инфляции.

е) недостаточные объемы российского финансового рынка, на котором явно преобладают короткие  операции.

Как видно из данного перечня, трудностей достаточно много, но все они не являются непреодолимыми. Приведем рекомендованные известными аналитиками и экономистами пути решения обозначенных выше проблем.

- необходимо  создать стимулы и  гарантии  для привлечения инвестиций  в  свою экономику;

- необходимо  создать механизм «перетока»  денег из сырьевых отраслей  в отрасли высокотехнологичные.  Предложены два таких механизма: первый — изъятие природной ренты через налог на дополнительный доход и экспортной пошлины с последующим вложением этих денег в программу структурной перестройки и модернизации экономики через бюджет развития и банки развития; второй — развернуть денежно-кредитную политику Банка России в направлении кредитования банков развития.

- необходимо  придерживаться основного принципа  рынка, который заключается в  свободном перемещении денег,  товаров и услуг. Для этого  необходимо развивать посредничество . В частности необходимы качественные посреднические механизмы, обеспечивающие связи между имеющимися ресурсами и желающими их инвестировать.

-  нужен механизм  трансформации сбережений в инвестиции. А именно — реформирование  банков и финансовой инфраструктуры  в целом. В этой связи могут быть реализованы следующие шаги:

- законодательное  и нормативное обеспечение процедуры  упрощенного предоставления кредита  малым предприятиям;

- введение субсидирования  процентной ставки по кредиту  за счет средств областных  бюджетов;

- гарантирование (страхование) банковских вкладов  наряду с усилением правовой  защиты инвесторов;

- государство  должно установить для банков  четкие правила вхождения в  те или иные проекты на синдицированной  основе, что увеличит объемы кредитования  инновационных проектов. Это может быть реализовано путем создания специализированной небанковской кредитной организации, которая занималась бы образованием синдикатов, не имея права ведения текущих и расчетных счетов.

- необходимо  создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти в проведении ими структурных реформ и создании благоприятного инвестиционного климата.

- предложен  механизм минимизации политических  рисков через аппарат полномочных  представителей Президента РФ  в федеральных округах посредством создания окружных инвестиционных агентств.

-  необходимо  существенно увеличить долю государственных  расходов в ВВП, как это сделали  правительства развитых стран,  выделив дополнительные бюджетные  средства на создание современной транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры, на развитие науки и технического прогресса, а также на осуществление государственной поддержки приоритетных отраслей путем предоставления.

Информация о работе Стимулирование инвестиций