Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа
Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности
Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….
6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………
12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….
17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….
43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……
Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, регулируется ст. 80 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 67. Бюджетного кодекса, которая предусматривает одновременное возникновение права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества. Однако, эти положения не согласуются с положениями гражданского законодательства. Так, в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса, все юридические лица делятся на две категории:
- участники,
которые имеют
- учредители. которые
имеют или не имеют вещные
права на имущество
Сущность первой модели состоит в том, что участники с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. Соответственно. и переданное участниками и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим последнему на праве собственности. Утрачивая вещные права, участник взамен приобретает права обязательственные, то есть права требования к юридическому лицу. Кроме того, согласно ст. 66 Гражданского кодекса, имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное юридическим лицом в процессе его деятельности. принадлежит ему на праве собственности.
Следовательно, участники (учредители) юридического лица не могут иметь одновременно обязательственные и вещные права в отношении соответствующего юридического лица. Тогда как ст. 80 Бюджетного кодекса подразумевает одновременное возникновение в результате государственных инвестиций права собственности государства как на долю в уставном капитале юридического лица. так и на его имущество.
Примечательным является определение капитальных расходов в Бюджетным кодексе. Оно включает в себя средства, предоставляемве в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам. В то же время, в соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса денежные средства по договору займа, разновидностью которого является договор государственного (бюджетного) кредита, передаются займодавцем заемщику в собственность, а последний лишь обязан в обусловленный договором срок вернуть займодавцу такую же сумму денег.
Следовательно,
предоставление государственного (бюджетного)
кредита юридическому лицу влечет за
собой возникновение не вещных, а
обязательственных прав требования
государства к данному
Вследствие этого полагаем, что статьей 14 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. 1734-1 более полно и юридически точно разграничивались направления использования государственных инвестиций. Во-первых, расходная часть бюджета могла содержать ассигнования юридическим лицам, не являющимся государственными. Подобная форма явно предполагала осуществление государственных инвестиций в качестве государственной поддержки юридических лиц, однако это не влекло за собой установление прав собствен ности государства, а только прав требования государства к такому юридическому лицу. Во-вторых, в расходной части бюджета могли содержаться ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий.
Результатом таких инвестиций являлась собственность государства на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении ею. или во владении акциями (паями) акционерного общества. Однако, несмотря на то, что этот закон был принят до введения Гражданского кодекса, его положения в большей степени согласуются с положениями гражданского законодательства, чем положения принятого позднее Бюджетного кодекса./ 18, С.10/
Безусловно, государство должно осуществлять мероприятия по оказанию финансовой поддержки тех отраслей национальной экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения интересов общества, а с другой — не может осуществляться без притока денежных средств извне. При этом эффективная система инвестирования в целом предполагает одновременную максимизацию доходов государства и инвесторов, обеспечение правовых гарантий частным и институциональным вкладчикам. Одним из условий положительного эффекта экономических преобразований в России является осуществление инвестиционной политики, стимулирующей развитие производственного и научного потенциала каждого субъекта Федерации на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов, а также создания действенного механизма регулирования инвестиционной деятельности предприятий различных форм собственности.
Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время существуют отдельные проблемы в законодательном регулировании государственных капитальных вложений. А при практическом применении действующего законодательства возникают определенные вопросы. В этой связи, такой основополагающий документ при осуществлении бюджетного процесса как Бюджетный кодекс требует уточнений в части, относящейся к осуществлению государственного инвестирования национальной экономики.
Существуют нерешенные проблемы, сформулированные известными российскими экономистами и аналитиками:
а) слабые инвестиционные возможности государства:
- мизерность федерального бюджета и средств, выделяемых на инвестирование;
- слабость макроэкономической
и институциональной политики
государства, которое не
- избыточный объем нерыночного сектора экономики: значительная часть доходов поступает населению в виде различных льгот и пособий.
б) крайне слабо
проработаны механизмы
- предложение
ресурсов, накопленных в виде
сбережений, и спрос на инвестиционные
средства лишь с большим
- Министерство финансов РФ не имеет программы аккумулирования денежных средств населения для направления в реальный сектор экономики;
- отсутствуют
механизмы для инвестирования
экономики и обеспечения
- отсутствует
перелив финансов между
в) общая слабость действующей нормативной базы, существенно увеличивающая инвестиционные риски:
- недостаточность гарантий прав собственности, низкий уровень их защиты. Недостаточность уровня защиты прав кредиторов;
- коррумпированность судебной системы;
- недоработанность
законодательства о
- недоработанность
налогового законодательства: например,
имеет место обязанность
г) суммарное воздействие совокупности факторов, препятствующих банковским инвестициям в основной капитал:
- высокий уровень инфляции;
- отсутствие реальных возможностей обеспечения или эффективного контроля целевого использования заемщиками выделенных им средств;
- недостаточная
капитализация большинства
- невозможность
адекватно оценивать и
- отсутствие
комплексной программы
- сложности
с привлечением долгосрочных
кредитов. Вследствие этого доля
долгосрочных кредитов
- нежелание банков брать на себя кредитные риски, так как их главной задачей является обслуживание счетов акционеров, которые в любой момент могут востребовать денежные средства;
- банки непрозрачны, вследствие чего понять, каковы реальные, а не «нарисованные» активы и, следовательно, какие риски способен принять на себя тот или иной банк, просто невозможно;
- среди всего
многообразия моделей
д) проблема
низкой инвестиционной привлекательности
объектов инвестирования, являющаяся
результатом воздействия
- слабая долговременная
устойчивость российских
- острый дефицит грамотно разработанных инвестиционных проектов;
- недостаточность
потребительского спроса на
- низкий уровень корпоративного менеджмента;
- ограничения,
связанные с нехваткой
- падение рентабельности
в отраслях обрабатывающей
е) недостаточные объемы российского финансового рынка, на котором явно преобладают короткие операции.
Как видно из данного перечня, трудностей достаточно много, но все они не являются непреодолимыми. Приведем рекомендованные известными аналитиками и экономистами пути решения обозначенных выше проблем.
- необходимо создать стимулы и гарантии для привлечения инвестиций в свою экономику;
- необходимо
создать механизм «перетока»
денег из сырьевых отраслей
в отрасли высокотехнологичные.
- необходимо
придерживаться основного
- нужен механизм
трансформации сбережений в
- законодательное
и нормативное обеспечение
- введение субсидирования процентной ставки по кредиту за счет средств областных бюджетов;
- гарантирование
(страхование) банковских
- государство
должно установить для банков
четкие правила вхождения в
те или иные проекты на
- необходимо
создание долгосрочных
- предложен
механизм минимизации
- необходимо
существенно увеличить долю