Стимулирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….

6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………

12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….

17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….

43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2 –  Инвестиции в человеческий потенциал

 

Национальный проект «Образование»  предполагает реализацию инновационных  образовательных программ с реформированием  образовательного процесса в вузах, скорее всего и будет относится  к таковым. Трудно представить в  качестве приоритетного национального проекта формирование двух бизнес-школ. Эти объекты привязаны к проекту формирования сети национальных университетов. Но весьма характерно следующее: в пакете объектов проекта стоимость каждого не выделяется. Какой-нибудь самый незаметный из них окажется основным, и это станет основанием для незаконной откачки государственных бюджетных средств на приоритетные объекты. Подобных проблем в национальном проектировании немало. Например, при всей важности выделения средств бюджета на повышение заработной платы врачам, медсестрам и классным руководителям школ эти расходы нельзя рассматривать как расходы в рамках национальных проектов, как это было представлено общественности. Недоделки по федеральной целевой программе компьютеризации сельских школ теперь стали основанием для реализации национального проекта компьютеризации школ подключения их к Интернету, что составило 3 млрд. руб. Приоритетным направлением бюджетной политики в 2006 году станет также улучшение жизни на селе и развитие агропромышленного сектора.  Именно эти социальные аспекты почему-то выпадали из зоны внимания Правительства в последние  пять лет. Свыше 13,4 млрд. руб. будут направлено на субсидирование процентных ставок по кредитованию сельхозпроизводителей. Это даст возможность привлечь в агропромышленный комплекс свыше 60 млрд. руб. кредитных ресурсов на строительство объектов сельскохозяйственного назначения и пополнение оборотных средств в аграрном секторе. Из дополнительно выделенных трех миллиардов рублей субсидий на строительство и реконструкцию автодорог значительная часть пойдет на ремонт сельских дорог. Этого удалось добиться благодаря совместной работе комитетов по бюджету, аграрной политике и промышленности.

Национальные проекты  следует все же  связывать с  масштабными инвестиционными производительного и социального характера, рассчитанными на инновационный порыв в экономике и социальной сфере, реально проявляющийся в значительном повышении конкурентоспособности ранее производительных товаров или создания качественно новых продуктов, которые не в состоянии предложить конкуренты. По целевым установкам вполне достоин иметь название национального проекта строительство доступного жилья, если его осуществление не будет приватизировано через механизм выделения земельных участков под застройку.

Инвестиционная направленность бюджетной политики государства  на 2006 год с инвестиционном фондом явно малого объема находится в рамках той стратегии, для которой была характерна доля капитальной составляющей расходов федерального бюджета меньше 8%. Ущербная инвестиционная направленность бюджетной политики на 2006 год вполне соответствует явно неинвестиционной экономической среде, в которой быстрое и существенное увеличение инвестиций без создания соответствующей инвестиционной инфраструктуры практически невозможно.  Видимо, это понимают сторонники накопления стабилизационного фонда и его инвестирования в зарубежные ценные бумаги. Инвестиции за счет всех источников финансирования в 2005г. составили 16,3% ВВП, а в 2006г. – 17, 6%.

Бюджетные инвестиции в форме специального инвестиционного фонда объективно останутся скромными, абсолютно несопоставимыми с объемом резервируемого стабилизационного фонда. К концу 2006г. стабилизационный фонд планировался в объеме 2,24 трлн. руб. Фактически он будет существенно больше. В нем в течение шести лет аккумулировался бюджетный профицит – как следствие систематического урезания бюджетных расходов на социальные цели. Проекты государственной значимости заказываются государством с явно выраженным проектным заданием. Новую институциональную инвестиционную среду и сеть быстро создать невозможно, но делать это нужно – вплоть до радикальной реорганизации Министерства экономического развития и торговли на старте таких преобразований. Возможно образование  национального комиссариата инвестиционных программ и проектов, способного разрабатывать и проводить в жизнь инвестиционную политику, адекватную обстановке концептуальной заданности.

Определяющим  финансовым условием реализации национальных инвестиционных проектов должно стать превращение стабилизационного фонда в фонд национального инвестирования. В нынешнем качестве он не соответствует своему названию и является встроенным в экономическую модель дестабилизатором условий экономического роста, инструментом обесценивания валютной выручки и фактором инфляции. Достаточно указать на то, что за неполных три месяца 2006 года инфляция составила свыше 4%. Новая роль фонда соответствовала бы попыткам выхода на среднесрочную бюджетную политику бюджетирование, ориентирование на результат.

Для активизации  инвестиционного процесса в Регинах  было бы важно возродить бюджет развития но, возможно, преимущественно как  источник инвестиционного кредитования регионов. Группы регионов с низким уровнем социально-экономического развития не могут рассчитывать на быстрый прогресс в формировании условии жизни людей. При незначительности государственных инвестиций наиболее крупные корпоративные структуры используют заемные источники.

Необходим радикальный  поворот в практической деятельности государства и бизнеса к решению социальных проблем именно на инвестиционной основе, и прежде всего создания достойных условий труда каждой фирмы социальная защита работающих и членов их семей. Для России это особо значимо в связи с крайне негативными социальными последствиями рыночных преобразований. Экономические последствия  развития технологий в течение всего истекшего века были  и остаются одной из основных причин высокой смертности и снижения продолжительности жизни людей. Необходимы реальные действия, жесткое правовое регулирование экологической и социальной ответственности бизнеса, ее финансовое, материальное, идеологическое обеспечение. Усиление социальной ответственности бизнеса возможно только при повышении ответственности институтов государства перед обществом, причем этот процесс должен быть разноуровневым. Негативный опыт официального отказа от финансирования сознательно нефинансировавашихся в течение ряда лет федеральных мандатов показывает, что это неизбежно ведет к ухудшению социального климата в обществе, росту социальной напряженности и расширению масштабов социальных конфликтов. Сути социального государства это противоречит. Остро стоит вопрос об ответственности за последствия снижения ставки единого социального налога в расчете на легализацию теневого бизнеса. Требуется восстановление размера ее в расчете на создание финансовой базы повышения трудовой пенсии до 50% уровня средней заработной платы вместо четверти в настоящее время. Должна повышена ответственность институтов государства за сохранение высокой доли теневого бизнеса. Его близкая к нулевой социальная ответственность известна. Многие работники, получающие заработную плату в конверте, социально не защищены даже по минимуму. Никакие ожидания и надежды на легализацию теневого сектора в экономике не сбудутся без соответствующих жестких законов. Контроль за их исполнением не исключает постепенного снижения налогового бремени, расширение применения инвестиционных налоговых кредитов, экспериментальной проверки предоставления бюджетных ссуд  бизнесу на реализацию социальных проектов с компенсацией части расходов по уплате процентов.

Фактором повышения  социальной и инвестиционной ответственности  институтов государства должно стать  внесение изменений в бюджетное  законодательство в целях обеспечения  обязанности горизонтальных социальных и экологических межбюджетных трансфертов, подлежащих использованию для финансирования социальных мероприятий. Это целесообразно в случаях, когда потоки инвестиционных ресурсов устремляются от мест проживания людей в центры концентрации производства и занятости, где работающие приносят доход предприятиям и дополнительные поступления в бюджет. В процессе решения совокупности проблем социальной ответственности бизнеса нужны последовательные меры в рамках финансовой политики государства по отношению к бизнесу.

2.2 Инвестиционная  политика государства на региональном  уровне

Реализация  инвестиционных проектов в большинстве  случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору  важно  знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора – это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.

В этой связи  очень важна нацеленность властей  субъекта на преодоление имеющихся  институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

  1. Принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти.
  2. Приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;
  3. Существование рынка производственных площадок;
  4. Наличие  рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;
  5. Налоговые льготы и условия их получения;
  6. Порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю

Российская  практика показывает, что практически  в каждом регионе есть структуры  и должностные лица, ответственные  за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведенного анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестирования. Кроме этого, в трёх субъектах федерации найдена информация о практике выделение «поводырей» - должностных лиц, сопровождающих инвестиционные проекты Самарская, Тверская и Ульяновская области).

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Около трети  регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность  проработки приоритетных направлений  варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например,  производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.

В ряде случаев  в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными , определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать. Так, например, по Омской области читаем: «Приоритетными инвестиционными направлениями являлись транспорт и связь…»

Встречаются также  случаи, когда государственная поддержка  инвестиционной деятельности хоть и  осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены (Вологодская область) – помимо информации, что приоритетные направления деятельности определяются Правительством, выяснить на сайте ничего не удалось.

На этом фоне выделяется ряд субъектов, которые  наилучшим образом определяют приоритетные виды деятельности:

1. Выделение  направлений инвестирования, наиболее  эффективных в краткосрочной и в долгосрочной перспективе, как это сделано в Тверской области. Так, в краткосрочном периоде в Тверской области приоритетными остаются «электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность». В долгосрочной перспективе выделены другие приоритетные направления, например, создание наукоемких, инновационно ориентированных производств.

В Ростовской области  приоритетные отрасли для инвестирования указаны с точностью до года на период до 2010 года .

2. Выделение  основных направлений развития административно-территориальных единиц субъекта, которые могут представлять интерес для потенциальных инвесторов (как уже сложившиеся, так и перспективные) Такая информация представлена на сайте Калужской области .

Самый эффективный способ использования незанятых площадей с одной стороны, и привлечения инвесторов с другой, - это информирование потенциальных инвесторов о возможностях использования этих площадей. В этой связи задача властей субъекта – создать рынок неиспользуемых  площадок, взяв на себя работу по систематизации и обобщению информации о свободных площадках, представляющих интерес для инвесторов.

Интерес для  различных инвесторов представляют различные типы площадок:

- Площадки под  новое строительство («greenfields»);

Информация о работе Стимулирование инвестиций