Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа
Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности
Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….
6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………
12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….
17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….
43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……
3 Стимулирование государственных инвестиций в экономику страны
3.1 Пути
повышения эффективности
Одним из главных стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Другими словами, в стране будет делаться все, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, что обеспечит перспективы роста инвестиций в российскую экономику. Приведем пути преодоления инвестиционного кризиса:
- необходимо
создать стимулы гарантии для
привлечения своих денег в
свою экономику и создать
- необходимо
придерживаться основного
- нужен механизм
трансформации сбережений в
- необходимо
создание долгосрочных
- предложен
механизм минимизации
- необходимо
существенно увеличить долю
- необходимо
разрешить свободное
- предложен
особый порядок
Анализируя приведенный перечень рекомендаций, приходим к следующему выводу: наряду с достаточно полным и четким определением рамочных условий преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики, имеет место явный дефицит полезных предложений о конкретных мерах, направленных на решение вышеперечисленных проблем. По сути, можно выделить лишь три таких предложений – предложение о страховании банковских вкладов, предложение о введение системы инвестиционных счетов для населения и государственное кредитование приоритетных отраслей. Все остальное мало применимо к сложившейся экономической ситуации в силу чрезмерных государственных расходов, недостаточной эффективности, неизбежного возникновения отрицательных побочных последствий, а также противоречия интересам влиятельных финансовых кругов. Поэтому в целях выработки конкретных и надежных мер, направленных на преодоление сложившегося инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики, следует применить системный подход, заключающийся в комплексном решении проблем.
Решить задачу массированного увеличения инвестиций в реальный сектор экономики в рамках сложившейся модели инвестиционной деятельности, которая характеризуется примитивностью и неэффективностью, проблематично. Для оживления инвестиционной деятельности необходимо замкнуть кругооборот финансовых средств предприятий, денежных средств населения и бюджетных ресурсов на национальной экономике, развернуть финансовые потоки в сторону промышленного сектора, что предполагает существенную корректировку сложившейся модели инвестиционного процесса.
Приоритетными
направлениями реализации новой
инвестиционной стратегии, создающими
надежные предпосылки экономического
роста является такой фактор, как
возрождение и умножение
Также имеет значение обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны. По расчетам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, возврат ежегодного оттока капиталов из страны и его аккумулирование в инвестиции позволит обеспечить прирост ВВП в размере примерно 6-8 процентов в год, а с учетом привлечения валютных сбережений населения и иностранных инвестиций 8-10 процентов в год.
Стоит также отметить, что совершенствование налоговой системы, направленное на приоритетное стимулирование научно-инновационной деятельности. Действующая ныне налоговая система является фискальной и антирыночной. Высокий уровень изъятия прибыли антистимулирующе действует на реальную экономику, система налогов аналитически и методологически чрезвычайно усложнена и доступна для понимания только налоговых специалистов, а не широкого круга предпринимателей.
Важной предпосылкой является формирование цивилизованного инвестиционного рынка и его ядра – рынка инноваций и высоких технологий, при подчиненном и обслуживающем положении фондового рынка, ориентированного на финансирование инноваций и высоких технологий, а не на финансирование механизаций. За счет фондового рынка в нашей стране формируется не более 3 процентов реальных объемов инвестиций, а акции и ценные бумаги не действуют как факторы широкого привлечения частных и иностранных капиталов, поскольку операции на фондовом рынке на 98 процентов проводятся в спекулятивных целях./35 с.3/
Избирательное государственное стимулирование потребительского и инвестиционного спрос на российском рынке является важнейшим условием обеспечение стабильной динамики экономического роста и формирования цивилизованного рынка. Структура спроса определяет приоритеты развития производства и сферы услуг и зависит, в свою очередь, от доходов населения, которые постоянно уменьшаются. Необходимо координальное изменение социальной ориентации структуры рыночной экономики. Для этого требуется разработать государственные мероприятия, направленные во-первых, на повышение потребительского спроса за счет резкого роста оплаты труда, в первую очередь в научно-инновационной сфере, а также сокращения разницы в доходах самой богатой части населения и других групп. С этой целью необходимо, в частности, ведение нижнего предела оплаты труда, индексируемого ежеквартально в соответствии с реальным прожиточным минимум, обеспечение доли оплаты труда в ВВП не менее 30 процентов, повышение заработной платы всех категории работающих с учетом динамики экономического роста и пропорционально увеличению производительности труда в отраслях экономики. Во-вторых, значительное увеличение инвестиционного спроса путем приоритетного развития социально значимых отраслей экономики и сферы услуг на основе льготного кредитования, субсидий, таможенных и импортных квот, налоговых льгот по снижению НДС, тарифной защиты, ведение государственного заказа на поставку сырья для производства продукции на простаивающих производственных мощностях в ряде отраслей, развития малого предпринимательства, ограничения долевого участия зарубежных инвестиций с учетом раздела продукции, организации продажи отечественных товаров народного потребления в кредит при одновременной государственной поддержке развития фирменной торговли, заготовительной кооперации. Требуется также создание современной маркетинговой рыночной инфраструктуры, обеспечение законодательно-правового регулирования развития национальных рынков топлива, энергии, металлов, химических продуктов и удобрений, лесных ресурсов, строительных материалов на основе развития конкуренции, стабилизации цен и последующего их снижения по мере повышения эффективности и рентабельности производства на основе инноваций, антимонопольных и демпинговых ограничений и других методов рыночного регулирования. В-третьих, приоритетное инновационное развитие производства высокотехнологичных машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики и сферы услуг путем загрузки простаивающих мощностей в машиностроении, технологической конверсии оборонных заводов на основе государственного заказа и связанных кредитов на поставку оборудования по импорто-замещению, создание вместе с оборонными предприятиями инновационно-технологических предприятий, поддержание малых венчурных технологических фирм, формирование рынка инновационных технологий, замещение импорта оборудования отечественными изделиями в результате приоритетного развития предприятий машиностроения за счет государственной поддержки производителей. В-четвертых, увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции государственного заказа, беспроцентное государственное кредитование сельского хозяйства под закупки посевного зерна, сельскохозяйственных машин, горюче-смазочных материалов для проведения посевных работ и сбора урожая, развитие фермерства, освобождения продукции сельского хозяйства от налога с оборота, а также осуществление частичного дотационного финансирования сельскохозяйственного производства и фермерства
Важнейшим приоритетом инвестиционной политики является восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек, начиная со второго подразделения по производству товаров народного потребления, во взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологических средств труда и предметов труда приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением все цепочки научно-технологического цикла.
При расширении
функций сбережения и инвестирования
финансово-кредитной системой реальной
экономики и обеспечения устойч
Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций. Однако на практике инвесторы подчас сталкиваются с самого разного порядка ограничениями, в том числе и теми, которые объясняются соображениями национальной безопасности. При этом все это не оформлено юридически. Такая неопределенность создает проблемы, как государству, так и инвесторам. Необходимо определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктует необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного контроля. Также разработать и закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в таких сферах экономики. И одновременно - обязательно определиться в соответствующем перечне отраслей или объектов, которые не будут подлежать расширению и не будут расширительно толковаться. Именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой. И мы его должны тоже использовать. Сохраняя такой контроль и ограничения в ряде секторов экономике, мы должны в целом создавать благоприятные условия для прихода частного капитала во все привлекательные отрасли.
3.1 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Выход экономики
России на траекторию устойчивого роста
со среднегодовым темпом увеличения
ВВП около 7-10% в среднесрочной
и долгосрочной перспективе невозможен
без значительного роста
Это обуславливает
необходимость совместного
Основной идеей прогнозных расчетов было исследование возможности достижения в конце прогнозируемого периода производства ВВП на душу населения в России в объеме, близком к уровню наименее развитых стран.
Важнейшим условием достижения поставленной цели увеличения ВВП является значительный рост инвестиций в основной капитал, ввода в действие основных фондов и влияние роста этих показателей на уровень жизни населения. Последний оценивается с использованием показателей производства продукции второго подразделения (потребительские товары и услуги), рост производства которых обеспечивается путем увеличения производительности труда в результате ввода в действие новых основных фондов.
В последние
десятилетия моральный и
Несмотря на значительный прирост инвестиций в основной капитал и ввода основных фондов в последние годы абсолютный объем этих показателей в сопоставимых ценах в 2003 году оставался примерно в три раза ниже, чем в 1990 году.
Все это говорит о том, что в годы начавшегося подъема качественное состояние производственного аппарата экономики России пока значительно не улучшилось. Большая изношенность основных фондов остается одним из важнейших источников неустойчивости экономического роста и повышения уровня жизни населения в средне- и долгосрочной перспективе.
В ситуации
критического состояния
Однако в сложившейся ситуации только рычагов косвенного регулирования инвестиционного процесса недостаточно. В условиях сбалансированности бюджета и его профицита государство в лице федерального центра и органов управления субъектов Федерации может напрямую частично финансировать приоритетные инвестиционные проекты инновационного характера, лизинг в производстве и эксплуатации гражданских самолетов, сельскохозяйственной техники, в области создания инфраструктуры (жилищное и дорожное строительство) и др. Такое финансирование должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе, механизм принятия решения должен быть максимально прозрачным и находиться под контролем общества.