Стимулирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….

6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………

12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….

17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….

43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

В рамках всех рассматриваемых  вариантов развития национальной экономики изучался случай сохранения доли расширенного бюджета в общем объеме финансирования инвестиций в основной капитал примерно на уровне этого параметра в 2005 году. Именно доля консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал на протяжении всего прогнозного периода принимались равной 20%.

Запланированная на ближайшие годы политика снижения налоговой нагрузки на бизнес, а  также сокращение или, по крайней  мере, не увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, делает такое предположение достаточно реалистичным.

Помимо этого, во всех расчетных вариантах делаются следующие предположения:

- объемы экспорта  и импорта по отраслям в  сопоставимых ценах принимаются  неизменными на протяжении всего  прогнозного периода и равными их значениям в базовом году.

- таблица всего  прогнозного периода и равна  базовому уровню этого показателя;

- отраслевые  коэффициенты трудоемкости определяются, исходя из расчетного валового  выпуска трудовых ресурсов.

 

Таблица 1 - Прогнозные темпы роста и значение некоторых важных показателей экономики России в 2006-2010 гг.

                                                                                                    В процентах

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Валовой выпуск и ВВП

Ввод в действие основных фондов (ОФ) - всего

В том числе:

Ввод активной части ОФ

Ввод в пассивной  части ОФ

200,4

 

215,9

 

302,2

146,6

140,7

 

116,9

 

130,8

105,7

173,9

 

151,1

 

192,4

118,0

Инвестиции  в основной капитал - всего

В том числе:

Инвестиции  в активную часть ОФ

Инвестиции  в пассивную часть ОФ

 

228,8

 

319,0

159,3

 

118,3

 

133,0

107,0

 

158,6

 

201,0

125,8


 

В расчетах были реализованы следующие варианты развития экономики России. Из таблицы 7 видно, прогнозные темпы роста важных показателей экономики России. В первом варианте сделаны следующие предположения: темп роста ВВП и валового выпуска экономики и величины экономики России в 2006-2010 гг. равен 200,4%. Темп рост инвестиций в основной капитал составит 229%, в том числе инвестиции в активную часть основного капитала - 319% и пассивную часть основного капитала – 159,3%. Происходит весьма активное обновление машин и оборудования в экономике России. Второй вариант построен при следующих предположениях: ВВП и валовой выпуск экономики России в 2006-2010 гг. увеличиваются темпом примерно 140,7%. Предусмотрено незначительное ускорение обновления машин и оборудования. Второй вариант по существу не применяет принципиально сложившуюся в настоящее время  ситуацию в инвестиционном комплексе страны. Третий вариант характеризуется следующими предположениями: ВВП и валовой выпуск экономики России в 2006-2010 гг. увеличивается темпом примерно 173,9%. Обновление основных фондов выше, чем в варианте 2, но ниже, чем в варианте 1.

В рамках первого  и третьего прогнозных вариантов на протяжении рассматриваемого периода происходит существенный рост объемов выпуска продукции фондосоздающего машиностроения. Вместе с тем предполагается, что во всех отраслях экономики растет отдача основных фондов. Рост фондоотдачи в прогнозных расчетах обосновывается вовлечением в производство, по мере его роста, существенной части не используемых в настоящее время производственных мощностей  и использованием новых, более эффективных основных фондов, вводимых в действие в течение рассматриваемого периода.

Необходимо  подчеркнуть, что важнейшим условием достижения заложенных в рассматриваемых  вариантах темпов роста ВВП является наращивание инвестиций в основной капитал с приоритетным инвестированием  фондосоздающих и смежных с ними отраслей.

Расчеты по прогнозированию доходов и расходов расширенного бюджета преследовали ограниченные цели. В рамках предположения о сохранении доли бюджетных средств в структуре финансирования инвестиции в основной капитал исследовался вопрос о том, какова должна быть доля расходов на финансирование инвестиций в структуре расходов расширенного бюджета в рамках трех рассматриваемы вариантов развития экономики России в 2006 – 2010 гг.

Комплексное исследование проблемы сбалансированности расширенного бюджета является отдельной большой темой, требующей, в частности, подробного анализа влияния на бюджет внешнеэкономической конъектуры.

Рассмотрим  основные предположения относительно динамики расходов и доходов расширенного бюджета, принимаемые в расчетах:

- в части  доходов расширенного бюджета предполагается, что нормативы показателей доходной части бюджетного блока, равные отношению элементов доходов к валовому выпуску соответствующего года, на протяжении всего прогнозного периода будут неизменны и равны базовым нормативам 2002 года;

- в расходной части бюджетного блока также предполагается, что нормативы, равные отношению расходов по соответствующим статьям к валовому выпуску соответствующего года, остаются неизменными;

- общая величина  расходов на финансирование инвестиций  в основной капитал фактически отражена в нескольких расходных статьях расширенного бюджета. Поэтому общая их величина показывается отдельно как отношение к ВВП и валовому выпуску и должна суммироваться с другими статьями во избежание двойного счета.

По результатам  расчетов можно сделать следующие основные выводы.

Существенный  рост валового выпуска и ВВП в  России возможен лишь при высоких  темпах роста производства в фондосоздающих отраслях и, прежде всего, в фондосоздающей отрасли «Машиностроение». Так, для  обеспечения роста валового выпуска экономики России в прогнозируемом периоде в два раза продукция этой отрасли должна вырасти  примерно в 3,4 раза. В рамках третьего варианта для обеспечения роста валового выпуска за весь прогнозный период на 74% объем выпуска продукции этой отрасли должен увеличиться примерно в 2,1 раза. Другой возможный вариант развития экономики России, не рассматривавшийся в рамках данного исследования, может проходить по сценарию, когда производство в фондосоздающем машиностроении увеличивается менее высокими темпами и одновременно резко возрастает импорт оборудования. Прогнозные темпы роста валового выпуска и основных фондов в экономике России представлен в приложении В.

Такие темпы  роста продукции машиностроения возможны при условии приоритетного инвестирования данной отрасли государственным и частным сектором национальной экономики в начале рассматриваемого периода и существенного обновления, главным образом, активной части основных фондов.  

 

Таблица 2 - Варианты прогнозов доходов и расходов расширенного бюджета и инвестиций в основной капитал в экономике России

                                                                                        В миллиардах рублей

Вариант

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Доходы расширенного бюджета

Первый

3393,0

3773,0

4195,6

4665,5

5188,0

Второй

2996,6

3146,5

3303,8

3469,0

3642,4

Третий

3236,2

3514,5

3816,7

4145,0

4501,4

Расходы расширенного бюджета

Первый

3289,5

3657,9

4067,6

4523,1

5029,7

Второй

2905,2

3050,9

3203,0

3363,1

3531,3

Третий

3137,4

3407,2

3700,3

4018,5

4364,1

Инвестиции  в основной капитал

Первый

1323,8

1478,8

1665,6

1879,8

2107,6

Второй

975,5

1001,3

1029,1

1058,8

1089,8

Третий

1081,1

1159,2

1248,8

1349,8

1460,3


 

Существенный  рост производства предметов потребления  и потребительских услуг возможен лишь при значительном увеличении инвестиции в основной капитал. Так, рост производства продукции второго подразделения за весь период примерно в 2,2 раз требует увеличения инвестиции  в основной капитал примерно таким же темпом. В третьем варианте рост производства продукции второго подразделения примерно на 94% требует увеличения инвестиций в основной капитал примерно на 60%./37 с.104/

В рамках вариантов, характеризующихся более высокими темпами роста инвестиции в основной капитал, особенно большими темпами возрастает фондоотдача основных фондов. В первом варианте она увеличивается за 7 лет на 73%, а в третьем варианте на 56%. При сохранении доли финансирования инвестиции в основной капитал за счет консолидированного бюджета на уровне 20% долю расходов на инвестиции в основной капитал в структуре расходов расширенного бюджета в прогнозном периоде необходимо будет увеличить с 6,2% в 2003 году до 8,0- 8,4% по первому варианту и до 6,9-7,4% - по третьему варианту. При сохранении на перспективу сложившегося в 2002 году соотношения между доходами и расходами расширенного бюджета использование всего профицита расширенного бюджета на финансировании инвестиции приведет к увеличению доли государства в общем объеме их финансирования до 22-23% по первому варианту и до 25-28% - по третьему варианту прогноза. В этом случае доля инвестиций в основной капитал расходов расширенного бюджета по всем вариантам объема превысит 9%. При этом государственные инвестиции в основной капитал возрастут по первому варианту в прогнозе примерно в три раза и по третьему варианту - примерно в 2,6 раза./37/

Основной вывод  заключается в том, что в 2006-2010гг. без ущерба для сбалансированности бюджета государство может с 6 до 9% увеличить долю расходов расширенного бюджета, направляемую на финансирование инвестиций в основной капитал. Это позволит значительно ускорить обновление производственного аппарата экономики и повысить устойчивость экономического роста.

 

 

Заключение

Сегодня российская экономика по многим направлениям нуждается в привлечении финансирования, что вызвано отсутствием достаточных средств у предприятий, большим износом основного фонда, практически полным прекращением бюджетной поддержки наукоемких и социально значимых отраслей, а также некоторыми другими причинами.

Таким образом, инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействия  на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей  и сфер хозяйства.

Анализ структуры  уже привлеченных инвестиций прежде всего показывает, что большая  часть инвестиций направляется в  оптовую и розничную торговлю, экспортно-ориентированные отрасли, либо в сверхприбыльные проекты  с  малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью.

Инвестиции  непосредственно влияют на текущие  и перспективные результаты  хозяйственно деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных  формах, поскольку вложение средств  в морально устаревшие средства производства, технологии, не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции.

Российская  экономика требует активного участия  государства как в процессе регулирования инвестиционной сферы в целом, так и в непосредственном осуществлении инвестиционной деятельности. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствует созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов.

Усиление роли государства в инвестиционной сфере  российской экономики должно быть нацелено на повышение эффективности государственной  инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулирования частных инвестиций. Степень расширения государственного участия имеет объективные пределы, обусловленные, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями, а  другой – задачей стимулирования, а не вытеснения частных инвестиций. Принципы государственной инвестиционной политики при существующих ресурсных ограничениях  и несформированности рыночных механизмов инвестирования предполагает выбор приоритетных направлений инвестирования, повышение степени управляемости  инвестиционным процессом  на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разработанных мероприятий. При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование благоприятной инвестиционной сферы  государственная инвестиционная политика должна быть направлена на поддержку приоритетных отраслей, носить системный и взвешенный характер.

Безусловно, государство  должно осуществлять мероприятия по оказанию финансовой поддержки тех отраслей национальной экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения интересов общества, а с другой – не может осуществляться без притока денежных средств извне. При этом эффективная система инвестирования в целом предполагает одновременную максимизацию доходов государства и инвесторов, обеспечение правовых гарантий частным и институциональным вкладчикам. В современной России нельзя четко выделить определенной приоритетности в расходовании средств, которая сохранялась бы некоторое время, так как каждый год происходит распределение средств в большей или меньшей степени по разным направлениям. Одним из условий положительного эффекта экономических преобразований в России является осуществление инвестиционной политики, стимулирующее развитие производственного и научного потенциала каждого субъекта Федерации на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов, а также создание действенного механизма регулирования инвестиционной деятельности предприятий.

Информация о работе Стимулирование инвестиций