Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа
Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности
Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….
6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………
12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….
17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..
30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….
43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……
В рамках всех рассматриваемых вариантов развития национальной экономики изучался случай сохранения доли расширенного бюджета в общем объеме финансирования инвестиций в основной капитал примерно на уровне этого параметра в 2005 году. Именно доля консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал на протяжении всего прогнозного периода принимались равной 20%.
Запланированная на ближайшие годы политика снижения налоговой нагрузки на бизнес, а также сокращение или, по крайней мере, не увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, делает такое предположение достаточно реалистичным.
Помимо этого, во всех расчетных вариантах делаются следующие предположения:
- объемы экспорта
и импорта по отраслям в
сопоставимых ценах
- таблица всего
прогнозного периода и равна
базовому уровню этого
- отраслевые
коэффициенты трудоемкости
Таблица 1 - Прогнозные темпы роста и значение некоторых важных показателей экономики России в 2006-2010 гг.
Показатель |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Валовой выпуск и ВВП Ввод в действие основных фондов (ОФ) - всего В том числе: Ввод активной части ОФ Ввод в пассивной части ОФ |
200,4
215,9
302,2 146,6 |
140,7
116,9
130,8 105,7 |
173,9
151,1
192,4 118,0 |
Инвестиции в основной капитал - всего В том числе: Инвестиции в активную часть ОФ Инвестиции в пассивную часть ОФ |
228,8
319,0 159,3 |
118,3
133,0 107,0 |
158,6
201,0 125,8 |
В расчетах были реализованы следующие варианты развития экономики России. Из таблицы 7 видно, прогнозные темпы роста важных показателей экономики России. В первом варианте сделаны следующие предположения: темп роста ВВП и валового выпуска экономики и величины экономики России в 2006-2010 гг. равен 200,4%. Темп рост инвестиций в основной капитал составит 229%, в том числе инвестиции в активную часть основного капитала - 319% и пассивную часть основного капитала – 159,3%. Происходит весьма активное обновление машин и оборудования в экономике России. Второй вариант построен при следующих предположениях: ВВП и валовой выпуск экономики России в 2006-2010 гг. увеличиваются темпом примерно 140,7%. Предусмотрено незначительное ускорение обновления машин и оборудования. Второй вариант по существу не применяет принципиально сложившуюся в настоящее время ситуацию в инвестиционном комплексе страны. Третий вариант характеризуется следующими предположениями: ВВП и валовой выпуск экономики России в 2006-2010 гг. увеличивается темпом примерно 173,9%. Обновление основных фондов выше, чем в варианте 2, но ниже, чем в варианте 1.
В рамках первого и третьего прогнозных вариантов на протяжении рассматриваемого периода происходит существенный рост объемов выпуска продукции фондосоздающего машиностроения. Вместе с тем предполагается, что во всех отраслях экономики растет отдача основных фондов. Рост фондоотдачи в прогнозных расчетах обосновывается вовлечением в производство, по мере его роста, существенной части не используемых в настоящее время производственных мощностей и использованием новых, более эффективных основных фондов, вводимых в действие в течение рассматриваемого периода.
Необходимо подчеркнуть, что важнейшим условием достижения заложенных в рассматриваемых вариантах темпов роста ВВП является наращивание инвестиций в основной капитал с приоритетным инвестированием фондосоздающих и смежных с ними отраслей.
Расчеты по прогнозированию доходов и расходов расширенного бюджета преследовали ограниченные цели. В рамках предположения о сохранении доли бюджетных средств в структуре финансирования инвестиции в основной капитал исследовался вопрос о том, какова должна быть доля расходов на финансирование инвестиций в структуре расходов расширенного бюджета в рамках трех рассматриваемы вариантов развития экономики России в 2006 – 2010 гг.
Комплексное исследование проблемы сбалансированности расширенного бюджета является отдельной большой темой, требующей, в частности, подробного анализа влияния на бюджет внешнеэкономической конъектуры.
Рассмотрим основные предположения относительно динамики расходов и доходов расширенного бюджета, принимаемые в расчетах:
- в части доходов расширенного бюджета предполагается, что нормативы показателей доходной части бюджетного блока, равные отношению элементов доходов к валовому выпуску соответствующего года, на протяжении всего прогнозного периода будут неизменны и равны базовым нормативам 2002 года;
- в расходной части бюджетного блока также предполагается, что нормативы, равные отношению расходов по соответствующим статьям к валовому выпуску соответствующего года, остаются неизменными;
- общая величина
расходов на финансирование
По результатам расчетов можно сделать следующие основные выводы.
Существенный рост валового выпуска и ВВП в России возможен лишь при высоких темпах роста производства в фондосоздающих отраслях и, прежде всего, в фондосоздающей отрасли «Машиностроение». Так, для обеспечения роста валового выпуска экономики России в прогнозируемом периоде в два раза продукция этой отрасли должна вырасти примерно в 3,4 раза. В рамках третьего варианта для обеспечения роста валового выпуска за весь прогнозный период на 74% объем выпуска продукции этой отрасли должен увеличиться примерно в 2,1 раза. Другой возможный вариант развития экономики России, не рассматривавшийся в рамках данного исследования, может проходить по сценарию, когда производство в фондосоздающем машиностроении увеличивается менее высокими темпами и одновременно резко возрастает импорт оборудования. Прогнозные темпы роста валового выпуска и основных фондов в экономике России представлен в приложении В.
Такие темпы
роста продукции машиностроения
возможны при условии приоритетного инве
Таблица 2 - Варианты прогнозов доходов и расходов расширенного бюджета и инвестиций в основной капитал в экономике России
Вариант |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Доходы расширенного бюджета | |||||
Первый |
3393,0 |
3773,0 |
4195,6 |
4665,5 |
5188,0 |
Второй |
2996,6 |
3146,5 |
3303,8 |
3469,0 |
3642,4 |
Третий |
3236,2 |
3514,5 |
3816,7 |
4145,0 |
4501,4 |
Расходы расширенного бюджета | |||||
Первый |
3289,5 |
3657,9 |
4067,6 |
4523,1 |
5029,7 |
Второй |
2905,2 |
3050,9 |
3203,0 |
3363,1 |
3531,3 |
Третий |
3137,4 |
3407,2 |
3700,3 |
4018,5 |
4364,1 |
Инвестиции в основной капитал | |||||
Первый |
1323,8 |
1478,8 |
1665,6 |
1879,8 |
2107,6 |
Второй |
975,5 |
1001,3 |
1029,1 |
1058,8 |
1089,8 |
Третий |
1081,1 |
1159,2 |
1248,8 |
1349,8 |
1460,3 |
Существенный рост производства предметов потребления и потребительских услуг возможен лишь при значительном увеличении инвестиции в основной капитал. Так, рост производства продукции второго подразделения за весь период примерно в 2,2 раз требует увеличения инвестиции в основной капитал примерно таким же темпом. В третьем варианте рост производства продукции второго подразделения примерно на 94% требует увеличения инвестиций в основной капитал примерно на 60%./37 с.104/
В рамках вариантов,
характеризующихся более
Основной вывод заключается в том, что в 2006-2010гг. без ущерба для сбалансированности бюджета государство может с 6 до 9% увеличить долю расходов расширенного бюджета, направляемую на финансирование инвестиций в основной капитал. Это позволит значительно ускорить обновление производственного аппарата экономики и повысить устойчивость экономического роста.
Заключение
Сегодня российская экономика по многим направлениям нуждается в привлечении финансирования, что вызвано отсутствием достаточных средств у предприятий, большим износом основного фонда, практически полным прекращением бюджетной поддержки наукоемких и социально значимых отраслей, а также некоторыми другими причинами.
Таким образом,
инвестиции играют существенную роль
в функционировании и развитии экономики.
Изменения в количественных соотношениях
инвестиций оказывают воздействия
на объем общественного
Анализ структуры
уже привлеченных инвестиций прежде
всего показывает, что большая
часть инвестиций направляется в
оптовую и розничную торговлю,
экспортно-ориентированные
Инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственно деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии, не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции.
Российская экономика требует активного участия государства как в процессе регулирования инвестиционной сферы в целом, так и в непосредственном осуществлении инвестиционной деятельности. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствует созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов.
Усиление роли
государства в инвестиционной сфере
российской экономики должно быть нацелено
на повышение эффективности
Безусловно, государство должно осуществлять мероприятия по оказанию финансовой поддержки тех отраслей национальной экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения интересов общества, а с другой – не может осуществляться без притока денежных средств извне. При этом эффективная система инвестирования в целом предполагает одновременную максимизацию доходов государства и инвесторов, обеспечение правовых гарантий частным и институциональным вкладчикам. В современной России нельзя четко выделить определенной приоритетности в расходовании средств, которая сохранялась бы некоторое время, так как каждый год происходит распределение средств в большей или меньшей степени по разным направлениям. Одним из условий положительного эффекта экономических преобразований в России является осуществление инвестиционной политики, стимулирующее развитие производственного и научного потенциала каждого субъекта Федерации на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов, а также создание действенного механизма регулирования инвестиционной деятельности предприятий.