Внебюджетные фонды государственного и регионального уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
1)обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
2)расширение социальных услуг населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и развитие внебюджетных фондов в процессе рыночной трансформации.

Глава 2. Внебюджетные фонды социального назначения.

Глава 3. Внебюджетные фонды экономического назначения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Современная бюджетная политика.docx

— 674.49 Кб (Скачать файл)

 

Государственный фонд социального  страхования

                В условиях нестабильной экономики,  когда происходят всевозможные  политические и экономические  потрясения, финансовые кризисы  особо важное значение приобретают социальная защита населения. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.

               Социальные риски обычно обладают  следующими признаками:

Во – первых, экономическими. К ним относятся:

  • Угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и т.д.
  • Угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят от самого работника.

Во – вторых, часть рисков непосредственно  связана с наступлением случаев  связанных с временной потерей  трудоспособности и достижением  пенсионного возраста и т.д.

               Международная организация труда  определяет понятие социальной  защиты как систему, призванную  обеспечить определённый уровень  доступа к жизненно необходимым  благам и определённый уровень  благосостояния граждан, которые  в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормилица  или работы) не могут быть экономически  активными и обеспечивать себя  доходами путём участия в достойно  оплачиваемом труде.

                В соответствии с этим за  годы реформы в Казахстане  создана трёхуровневая система  социальной защиты. (см. схему 1.)

Схема 1. Трёхуровневая система защиты

                                  


                                   =           =

 


                                   =        =

 


                                   =        =


 

 

              

 

 Первый уровень – гарантированные  конституцией РК социальные выплаты,  т.е. выплаты всем гражданам  на одинаковом уровне без учёта  персонального вклада гражданина  в развитие общества.

                Второй уровень – пенсионные  выплаты за счёт обязательных  пенсионных взносов и социальные  выплаты из АО «Государственный  фонд социального страхования», т.е. дополнительно социальное  обеспечение граждан, учитывающее  их персональный вклад в развитие  общества;

               Третий уровень – социальные  выплаты за счёт добровольного  страхования.

 

                Следует отметить, что сегодня  система социального страхования  стала важнейшим и необходимым  элементом социально – экономических  отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы  обязательного социального страхования  республики. Её принципиальное отличие  от других видов страхования  (страхования имущества, транспортных  средств и т.д.) состоит в том,  что она обеспечивает защиту  человека от материальной необеспеченности  в связи с невозможностью участия  в трудовой деятельности.

                Таким образом, под системой  обязательного социального страхования  понимается совокупность норм  и правил, устанавливаемых и гарантируемых  государством, регулирующих отношения  между участниками системы обязательного  социального страхования.

                Законодательство РК об обязательном социальном основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 25.04.2003 №405 – 2 «Об обязательном социальном страховании».

               Основными принципами обязательного  социального страхования являются:

  • Всеобщность соблюдения и исполнения Законодательства РК об обязательном социальном страховании;
  • Гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;
  • Обязательность участия в системе обязательного социального страхования;
  • Исполнение социальных отчислений на социальные выплаты в соответствии с настоящим Законом;
  • Обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим Законом;
  • Дифференциация размеров социальных выплат;
  • Гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

 

Государственный фонд социального страхования –  некоммерческая организация в форме  акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство. Основная цель деятельности фонда – аккумулирование обязательных социальных отчислений участников системы  обязательного социального страхования  и обеспечение социальных выплат.

Фонд несет  ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного  вознаграждения, получаемого от собственных  активов.

Предельная  величина процентной ставки комиссионного  вознаграждения и механизм ее использования  ежегодно устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и  состоят из уставного капитала фонда  вознаграждения.

Фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем  размещения активов фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан на основании  договора, заключаемого фондом и Национальным Банком, который ведет учет всех операций по аккумулированию и размещению активов фонда, по получению инвестиционного  дохода и ежеквартально представляет в фонд отчет о состоянии счетов и инвестиционной деятельности с  активами фонда в соответствии с  заключенным договором.

               Государственный фонд социального  страхования имеет право:

  1. Осуществляемость аккумулирование обязательных социальных отчислений;
  2. Заниматься деятельность, связанной с ценными бумагами;
  3. Получать комиссионное вознаграждение на осуществление деятельности фонда;
  4. Получать информацию от Центра социальных выплат о движении средств;
  5. Запрашивать и получать информацию от участников системы обязательного социального страхования, необходимую для обеспечения деятельности фонда;

               Государственный фонд социального  страхования обязан:

  1. Обеспечивать своевременное перечисление средств, для осуществления Центром социальных выплат;
  2. Размещать временно свободные средства фонда в финансовые инструменты через национальный банк РК;
  3. Обеспечивать проведение ежегодного аудита;

                Фонд не вправе передавать  в залог свои активы и заниматься  предпринимательской деятельностью,  не предусмотренной законами.

Активы фонда  формируются за счет:

1) социальных  отчислений, пени, полученной за  просрочку уплаты социальных  отчислений, инвестиционного дохода  за минусом комиссионного вознаграждения  на обеспечение деятельности  фонда; социальные отчисления, подлежащее  уплате в Фонд социального  страхования за участников системы  обязательного социального страхования,  устанавливаются в размере3% - с  2007 г. – о объекта исчисления социальных отчислений; с 2008 г. размер отчислений – 4%, с 2010 г. – 5%;

2)  иных  источников, предусмотренных законодательством  Казахстана.

Активы фонда  могут быть использованы исключительно  для следующих целей:

  1. осуществление социальных выплат;
  2. размещение в финансовые инструменты, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;
  3. возврат излишне уплаченных сумм социальных отчислений и иных ошибочно зачисленных средств.

Социальные  выплаты включают следующие виды:

- на случай  утраты трудоспособности;

- на случай  потери кормильца;

- на случай  потери работы.

Фонд ведет  бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и активам  фонда в порядке, установленном  законодательством Казахстана.

Фонд обязан обеспечить учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете  и при составлении отчетности. Перечень основных документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются  законодательством Республики Казахстан.

Государство гарантирует сохранность и целевое  использование социальных отчислений в Государственном фонде социального  страхования.

Согласно  Закону обязательному социальному  страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Самостоятельно занятое лицо –   индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход.

Самостоятельно  занятыми лицами в отношении крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим, признаются индивидуальные предприниматели - глава, а также совершеннолетние члены крестьянского или фермерского хозяйства с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия;

                С 1-го января 2005 года в Республике Казахстан работает система обязательного социального страхования, созданная в целях социальной защиты граждан, в случае наступления с ними события, влекущего утрату дохода. Три года обязательное социальное страхование охватывало три вида социального риска – утрату трудоспособности, потерю кормильца и потерю работы.

                С 1-го января 2008 года в соответствии  с посланием Президента Н.А.  Назарбаева «Новый Казахстан  в новом мире» введено обязательное  социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих  женщин.

                Таким образом, с 1го января 2008 года Государственный фонд  социального страхования осуществляет  социальные выплаты по пяти  видам социального риска – утрате трудоспособности, потери кормильца, потери работы, по беременности и родам и по уходу за ребёнком по достижению им возраста одного года.

                Социальная выплата по утрате  трудоспособности назначается участнику системы обязательного социального страхования, если медико – социальной экспертизой ему установлена степень утраты трудоспособности. Размер социальной защиты на случай утраты трудоспособности зависит от среднемесячного дохода, степени утраты трудоспособности и стажа участия в системе обязательного социального страхования.

                Социальная выплата на случай  потери кормильца назначается, членам семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим), которые находились на иждивении участника системы обязательного социального страхования. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца зависит от среднемесячного дохода, с которого производилась уплата социальных отчислений, количества иждивенцев и стажа участия в системе обязательного социального страхования.

                Социальная выплата на случай потери работы, назначается участнику системы обязательного социального страхования в случае, если социальные отчисления за него производились не менее 6 месяцев и он зарегистрирован в качестве безработного. Размер социальной выплаты на случай потери работы зависит от среднемесячного дохода, с которого производилась уплата социальных отчислений и стажа участия в системе обязательного социального страхования.

                Социальная выплата на случай беременности и родов, усыновления (удочерения) новорождённого ребёнка назначается участнику системы обязательного социального страхования, с даты отпуска беременности и родам на весь период, указанные в листке нетрудоспособности и выплачивается единовременно. Размер социальной выплаты зависит от среднемесячного дохода, сложившегося за последние 12 месяцев. При обычных родах среднемесячный доход умножается на коэффициент 4,2 – при осложнённых родах и при рождении двух и более детей на коэффициент 4,7. Для женщин, проживающих на территориях, подверженных воздействию ядерных испытаний применяются коэффициенты 5,7 и 6,2 соответственно. В случае усыновления новорождённого ребёнка коэффициент составит 1,9.

Информация о работе Внебюджетные фонды государственного и регионального уровня