Внебюджетные фонды государственного и регионального уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
1)обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
2)расширение социальных услуг населения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и развитие внебюджетных фондов в процессе рыночной трансформации.

Глава 2. Внебюджетные фонды социального назначения.

Глава 3. Внебюджетные фонды экономического назначения.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Современная бюджетная политика.docx

— 674.49 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные фонды государственного и регионального уровня (на примере  РК)

Содержание

Введение 

Глава 1. Становление и развитие внебюджетных фондов в процессе рыночной трансформации.

 

Глава 2. Внебюджетные фонды социального  назначения.

 

Глава 3. Внебюджетные фонды экономического назначения.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования  регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

1)обеспечение  дополнительными средствами приоритетных  сфер экономики;

2)расширение  социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  единого, центрального денежного фонда  государства - бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

В целом наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а  затем и расширения его предпринимательской  деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах- нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. 
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и  объем этих фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление и  развитие внебюджетных фондов в процессе рыночной трансформации.

Внебюджетные  фонды – важное звено финансовой системы государства. Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Функционирование внебюджетных фондов параллельно с государственным  бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных целях, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Классифицируются  внебюджетные фонды по следующим  признакам:

- по целевому  признаку - на социальные, экономические,  миграционные, научно-исследовательские  и т. д.;

- по уровню  управления – на государственные  и местные.

Следует различать  государственные внебюджетные и  негосударственные фонды; последние  весьма разнообразны по целевому назначению, например негосударственные накопительные  пенсионные фонды, фонд социального  страхования.

Развитие  внебюджетных фондов было вызвано необходимостью решения на том или  ином этапе  возникающих острых социально-экономических  проблем, решение которых по разным причинам оказалось невозможным  за счет  бюджетных ресурсов. К  тому же в отличие от бюджетных  фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались  для решения относительно узких  конкретных задач, что объективно требовало  формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования  средств.

Наличие внебюджетных фондов позволяет оперативно распоряжаться  целевыми средствами, сосредоточенными в их ведении: в мировой практике управление фондами автономно –  без вмешательства представительных органов власти, что позволяет  государственным органам управления фондами быстро решать вопросы государственного финансирования своевременно реагировать  на изменения ситуаций.

Возникновение внебюджетных фондов в республике диктовалось  потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить  часть государственных финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти  снизить его дефицит. Этим целям  соответствовал фонд стабилизации экономики, пенсионный фонд, фонд социального  страхования, фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции. При формировании фондов на субъекты хозяйствования возлагается  дополнительная обязанность внесения части денежных средств в безвозвратном порядке. Если такая часть вносится за счет стоимости прибавочного продукта, то напрямую затрагивает экономические интересы предприятий.

В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в  интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит  социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.

Общей проблемой  внебюджетных фондов в переходный период является трудности формирования их средств в прогнозируемых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, неплатежеспособности. В результате бюджеты фондов были несбалансированны, и многие мероприятия по целевому финансированию неотложных социально-экономических нужд – необеспеченными.

В Республике Казахстан функционирование государственных  внебюджетных фондов с 1998 года было  приостановлено в связи с изменением финансовой политики в стороны централизации  финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском  бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации  и автономного формирования и  использования государственных  финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении  надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества. Поэтому внебюджетные фонды снова постепенно начали возрождаться в связи с проходящими социально-экономическими процессами: реформированием пенсионной системы (формирование государственного накопительного пенсионного фонда, 1998 г.), восполнением Стратегии индустриально-инновационного развития (Национальный инновационный фонд, 2003 г.), необходимостью накопления нефтяных доходов (Национальный фонд РК, 2001 г.), внедрением системы социального страхования (государственный фонд социального страхования, 2005 г.), развитием малого бизнеса (фонд развития малого предпринимательства, 1997 г.).

 

Глава 2. Внебюджетные фонды социального назначения

Государственные социальные фонды предназначены  для формирования и использования  целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных социальных потребностей. Их состав, направленность определяются проводимой социальной политикой государства, ее целями на данном этапе развития общества, а также возможностями  экономики.

                В Казахстане в течение 1995 –  1998г действовали следующие социальные  внебюджетные фонды:

  • Государственный пенсионный фонд
  • Фонд государственного социального страхования
  • Фонд обязательного медицинского страхования
  • Фонд содействия занятости

                Их функционирование регулировалось  законами Республики Казахстан  «О пенсионном обеспечении в  Республике Казахстан», «Об обязательном  социальном страховании», «О медицинском  страховании граждан», в которых  было установлено, что средства  обязательного социального страхования  формируются за счёт страховых  взносов работодателей и других  поступлений. Размер взносов устанавливается  и распределяется между фондами  в ежегодно утверждаемом законе  о республиканском бюджете.

Эти нормы были стабильно до 1998г  и составляли 30% от фонда оплаты труда  для юридических лиц. Физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, ежемесячно уплачивали взнос в размере одного месячного  расчётного показателя на каждого работника.

                С 1998г в связи с проведением  пенсионной реформы изменился  порядок формирования и использования  бывшего Пенсионного фонда –  Государственного накопительного  пенсионного фонда.

                Фонд содействия занятости формировался  за счёт обязательных страховых  взносов работодателей, включая  юридических лиц. С иностранным  участием и преподавательства  иностранных юридических лиц  в части Фонда Заработной платы  граждан РК в размере 2% от  фонда оплаты труда.

                За счёт средств фонда обязательного  медицинского страхования возмещались  расходы медицинских организаций  или лиц, занимающихся частной  медицинской практикой, по оказанию  застрахованным медицинских услуг в медицинских организациях или у лиц, занимающихся частной практикой, с которыми у Фонда не заключены договоры по оказанию медицинских услуг.

                С 1999г финансирование социальной  защиты населения осуществлялось  через государственный бюджет  за счёт взимания и аккумуляции  в нём социального налога кроме того, в негосударственный накопительный пенсионной системе значительная часть средств аккумулируется и расходуется через негосударственные накопительные пенсионные фонды за счёт обязательных пенсионных взносов всех страхователей.

 

Государственный накопительный пенсионный фонд

Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном законодательство в  Республике Казахстан, а также осуществляющее деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирующее их в  государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных  финансовых организаций.

Кроме государственного накопительного пенсионного фонда, в Казахстане функционируют негосударственные  накопительные пенсионные фонды. Накопительные  пенсионные фонды могут быть открытые и корпоративные.

Открытые  накопительные пенсионные фонды  осуществляют прием пенсионных взносов  от вкладчиков, независимо от места  работы и жительства получателя. Корпоративные  накопительные пенсионные фонды  создаются для получателей –  работников одного или нескольких юридических  лиц, являющихся учредителями и акционерами  данного накопительного пенсионного  фонда.

Вкладчик  обязательных пенсионных взносов –  физическое лицо, заключившее договор  о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов и  имеющее индивидуальный пенсионный счет в накопительном пенсионном фонде.

Обязательные  пенсионные взносы в накопительные  пенсионные фонды подлежат уплате вкладчиками  обязательных пенсионных взносов по ставкам, определяемым Законом о  пенсионном обеспечении в Республике Казахстан. От уплаты обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды освобождаются лица, достигшие  пенсионного возраста. Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются в размере 10% от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый  для исчисления пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый  для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный  размер минимальной месячной заработной платы.

Между накопительным  пенсионным фондом и вкладчиком заключается  договор о пенсионном обеспечении.

Назначение  пенсионных выплат производится из Государственного центра по выплате пенсий. Государственный центр по выплате пенсий – это юридическое лицо, осуществляющее пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях Закона о пенсоинном обеспечении в Республике Казахстан, за счет ассигнований на выплату пенсий из республиканского бюджета на соответствующий год, производящее учет обязательных пенсионных взносов и их перевод в накопительные пенсионные фонды, а также присваивающее социальные индивидуальные коды гражданам.

Социальный  индивидуальный код – постоянный индивидуальный код, присваиваемый  гражданину, а также лицам, на которых  распространяется право на пенсионное обеспечение.

Государственный накопительный пенсионный фонд формирует  собственный капитал накопительных  пенсионных фондов, представляющий собой  стоимость активов накопительного пенсионного фонда за вычетом  суммы его обязательств.

Информация о работе Внебюджетные фонды государственного и регионального уровня