Бизнес - план и его роль в современном предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 19:56, лекция

Описание работы

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Файлы: 1 файл

Конспект-Бизнес-план-и-его-роль-в-современном-предпринимательстве.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Конспект

 

 

    ТЕМА:                           Бизнес - план и его роль

                          в современном предпринимательстве

 

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов  управления, методов и подходов в  планировании и осуществлении преобразований. В значительной степени успех или неуспех  предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования.

   В современной быстроменяющейся  экономической ситуации невозможно  добиться положительных результатов не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Планирование - это определение  цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

Планирование  - одна из важнейших  предпосылок оптимального управления производством.

Планирование необходимо любой  организации, которая намеревается предпринимать какие - то действия в  будущем.

Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой.

                

                                        План


                                    ( цели, задачи, средства решения )


               Контроль                                                                                Действие

( проверка действенности  плана )                                          ( принятие решений )

            


                                                        Оценка


 


                                   ( сравнение результатов с планом )

 


 Предпринимательство  - это процесс принятия решений,  их реализации и оценки результатов  предпринятых действий, план же даёт основу для принятия рациональных решений.

Современная экономическая  ситуация, связанная с переходом  к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом  достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана - бизнес план.

Успех в мире бизнеса  решающим образом зависит от трех элементов:

  1. Понимание общего состояния дел на данный момент;
  2. Представления того уровня, который Вы собираетесь достичь;
  3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес - план позволяет  решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, Анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес -  план поможет  предупредить и достойно встретить  многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить  всех ошибок, но дает возможность продумать  свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес - план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

Бизнес-план позволяет  показать выгодность предлагаемого  проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том, что Вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие эффективно осуществлять намеченное и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Бизнес-план, описывая все  основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?».

Бизнес-план может носить характер текущего (один год) или перспективного (3-5 лет) плана.

Последовательность составления  бизнес-плана представлена на рис. 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

        Рис. 2  Последовательность составления  бизнес - плана

1 -  принятие решения  о создании нового предприятия или внедрение мероприятий совершенствования действующего предприятия;

2 -  анализ собственных  возможностей и способности взяться  за реализацию задуманного проекта;

3 -  выбор изделия  или услуги, производство которого  будут являться целью задуманного проекта;

4 — исследование возможного рынка сбыта;

5 — составление прогноза объемов сбыта (для первого года - помесячно, для второго — поквартально);

6 — выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;

7 — разработка плана производства;

8 — разработка плана маркетинга;

9 — разработка организационного плана;

10 — разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;

11 — решение вопросов организации бухгалтерского учета

12 — решение вопросов страхования;

13 — разработка финансового плана;

14 — написание резюме к бизнес-плану.

Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая  использует все наработки традиционного  планирования применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя.

Бизнес-план в нашей  стране до недавнего времени рассматривался как план какого-то одного мероприятия (что также верно) или как план становления и развития небольшого предприятия. Но опыт таких крупнейших зарубежных корпораций как «Дженерал моторс», «Тоёта», «Сименс» убедительно показывает что бизнес-план применим и для управления крупным производством, регламентируя всю его деловую жизнь. Отличие бизнес-плана от ранее применявшегося планирования производства в том, что он не только организует всю внутреннюю сторону процесса производства предприятии, но и стремится увязать ее с рыночными требованиями.

СОСТАВ, СТРУКТУРА  И ОБЪЕМ БИЗНЕС-ПЛАНА

Состав, структура и  объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельности, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.

Состав и структура  Бизнес-плана также зависит от размеров пролагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста созываемого предприятия. Поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть вынесены в особый раздел плана для более пристального изучения.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.

Однако, как правило, в  нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратеги поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

 

Требования, предъявляемые  к бизнес - плану

Следует различать  общие требования , предъявляемые к бизнес - плану, и специфические .

ОБЩИЕ требования - это  требования  к нему как к любому другому плану.

  1. РЕАЛЬНОСТЬ ( осуществимость ) плана. План должен быть выполним. А это означает . что при его составлении должны быть учтены все ограничения, в рамках которых будет осуществляться план. Имеются ввиду прежде всего ограничения ресурсов( материальных, трудовых  , финансовых ). В качестве важного ограничения следует обязательно учитывать фактор времени. Учет  фактора времени особенно важен при планировании процессов подготовки производства :
  • разработка конструкции
  • технологии
  • изготовление опытных образцов , где реально затраченное время может значительно уклоняться от запланированного.

Обязательным условием осуществимости плана является учет ограничений, которые накладывает  на деятельность предприятия  среда. Это прежде всего РЫНОК. Он определяет спрос на материальные ресурсы , потребляемые фирмой  ( материалы, топливо и др. )

РЕАЛЬНОСТЬ  , ОСУЩЕСТВИМОСТЬ плана должна подтверждаться технически и экономически.

 

2.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ плана. Реализация плана должна гарантировать достижение запланированного результата. Таковым может быть:

  • рост объемов производства или продаж
  • увеличение прибыли
  • сокращение издержек производства.

Результативность  плана

Реализация  плана должна гарантировать достижение запланированного результата . Таковым может быть:

 

  • рост объемов производства или продаж
  • увеличение прибыли
  • сокращение издержек производства

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ плана  должна быть подтверждена  расчетами, не вызывающими сомнений ( общепризнанная методика, обоснованные и проверенные  нормы и нормативы, учет погрешностей и возможных отклонений ).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

План должен обеспечить достижение  намеченного результата при минимальных затратах или  достижение максимального результата при запланированных затратах. Обоснование  эффективности сводится к доказательству превосходства предлагаемого  варианта решения поставленной задачи над другими возможными ( альтернативными ) вариантами. Для обоснования эффективности требуются определенные показатели  ( критерии, стандарты ).

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ

 своевременным считается  план, для реализации которого  имеются в настоящее время  благоприятные предпосылки:

 

  • ситуация в данной отрасли  промышленности
  • на рынках товара
  • рабочей силы
  • капитала

план может оказаться  несвоевременным , если благоприятные  условия упущены, ситуация по тем  или иным обстоятельствам осложнилась.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ требования, предъявляемые к бизнес-плану  вытекают из самой его природы, так  например акционеров интересует сумма  дивидендов, кредитор желает убедится в гарантии возврата кредита с  уплатой процентов по кредитам, а  инвесторов волнует сумма прибыли  на вложенный капитал. И каждый из них рассматривает бизнес - план со своей точки зрения.

 

Первым специфическим требованием к бизнес - плану является УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ аргументации. Убедительная аргументация нужна для того, чтобы бизнес - план был более доступен для понимания и правильной оценки теми лицами и организациями, которым фирма будет рассылать этот план как потенциальным партнерам.

Информация о работе Бизнес - план и его роль в современном предпринимательстве