Бизнес - план и его роль в современном предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 19:56, лекция

Описание работы

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Файлы: 1 файл

Конспект-Бизнес-план-и-его-роль-в-современном-предпринимательстве.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

   Начинается план  со списка членов руководящей  группы, их кратких биографических  справок и описания круга обязанностей каждого. В биографической справке подчеркиваются прошлые заслуги кандидата, личный вклад в обеспечение эффективности производства на прежнем месте работы, его способности как руководителя, исследовательские  или инженерные качества.

   Возможна ситуация, когда  специалисты не располагают определенными  навыками .и умениями, либо их  опыт в области предпринимательской деятельности недостаточен.  В таком случае следует откровенно заявить об этом и указать, каким образом предполагается восполнить эти пробелы.

   В этом же разделе нужно  привести и организационную схему  предприятия, из которой должно  быть четко видно:

  1. кто и чем будет заниматься;
  2. как различные службы будут взаимодействовать;
  3. как намечается контролировать и координировать их деятельность;

    Важным организационным  решением для нового предприятия  является обоснование места его  нахождения. Для этого учитывают  следующие факторы:

  • условия аренды;
  • близость шоссейных и железных дорог;
  • наличие складских помещений;
  • близость к поставщикам;
  • близость к основным потребителям;
  • наличие свободных трудовых ресурсов.

   Необходимо дать краткую характеристику каждого из этих факторов. В заключительной части необходимо указать ту организационно - правовую форму, в которой намечается вести дела. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, кооперативное или унитарное предприятие.

Юридические характеристики форм предприятий приведены в Гражданском кодексе Российской Федерации,  ч.1,ст.47.

Каждая из этих форм имеет  свои особенности, которые могут  повлиять на успех дела и потому небезынтересны для потенциальных  инвесторов и партнеров.

Например, частное предприятие, когда в качестве хозяина фирмы единолично регистрируется сам предприниматель, - самая простая и быстро реализуемая форма. Но единоличный собственник несет и единоличную ответственность по всем обязательствам фирмы, т.е. обязан отвечать по долгам всем своим имуществом. Одновременно на начальной стадии развития дела для единоличных собственников и коммерческих предприятий, включающих только членов семьи, основной проблемой являются трудности с наличными деньгами,

Избежать этих трудностей - и с изъятием имущества за долги, и с нехваткой наличных денег для поддержания платежеспособности фирмы - помогают различные формы хозяйственных обществ: полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество.

ной проблемой являются трудности с наличными деньгами.

   Свои особенности  имеет и кооперативная форма  предпринимательской деятельности.

   Выбирая форму  собственности, следует также  учесть разницу в порядке налогообложения, руководствуясь соответствующими законами.

     Конкретное  наполнение этого раздела зависит  от выбранной формы организации предприятия. По товариществам указываются условия создания и партнерства, основные пайщики и принадлежащие им доли.

Для открытых акционерных обществ - количество обыкновенных и привилегированных акций, состав совета директоров, возможность дополнительной эмиссии, доля государственной собственности, если она есть, в уставном фонде.

      Для  закрытых, акционерных обществ - количество акций,   состав учредителей, краткие биографические справки, степень вовлеченности в деятельность предприятия.

     Во всех  случаях главное - убедительно  обосновать выбор той или иной  организационно-правовой формы предприятия,  отметить ее преимущества для  успешной реализации предложенного проекта.

 

                                              12. Финансовый план

 

      Финансовый  план является одним из главных  разделов бизнес-плана. В нем  рассматривается потребность в  материальных и финансовых ресурсах, доходность предполагаемых инвестиций, источники их поступлений, а также ожидаемые результаты деятельности предприятия. Он также служит оперативным планом для финансового управления проектом.

 При разработке  финансового плана  должны  быть подготовлены перечисленные  ниже документы:

   1-план доходов  и расходов;

2 - потребность в инвестициях и источники финансирования;


  3 - план денежных потоков;

  4 - балансовый план;

  5 - расчет точки безубыточности.

   План доходов и расходов отражает прибыльность предприятия, реализующего предлагаемый проект. Начинается    составление этого раздела с прогнозирования объемов продаж на первые три года.

  План объемов продаж  строится на основе данных, полученных в предыдущих разделах бизнес-плана, в частности, при формировании стратегии маркетинга.

  На основании прогноза  продаж непосредственно составляется план доходов и расходов. Его задача - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль от реализации продукции (для первого года - помесячно, для второго — поквартально, для третьего - в расчете на год). План доходов и расходов предприятия оформляется в виде табл. 8.

   В процессе  планирования этого раздела необходимо  решить главную задачу -получить доход, который покроет все издержки, а там принесет прибыль, Для этого имеются только два пути; продавать дороже и больше или производить дешевле. Какие бы идеи и решения по повышению эффективности производства ни закладывались в бизнес-план, в конечном итоге их результатом будет выполнение одного из указанных выше условий.

    Потребность в инвестициях и источники финансирования.    В этом подразделе планируются объемы необходимых инвестиций и указываются источники получения средств для создания нового предприятия или расширения действующего.

 

                                                                                             Таблица 8

 

                                            План доходов и расходов

 

 №

стро-

ки

 

 

 Наименование

   показателей

 

      1

  месяц

 

1    ...     12

1998   -

       2

  квартал 

 

1   2   3   4       

1999 год

 

 

      3

 

 

 

      ...

 

 

 

       Т

 

   1

Выручка от реализа-

ции

         

   1.1

Объем продаж в на-

туральном выражении

         

   1.2

Цена еденицы продук-

ции

         

  

   2

Затраты на произ-

водство реализован-

ной продукции

         

   3

Результат от реали-

зации (стр.1 - стр. 2)

         

   4

Результат от прочей реализации

         

   5

Доходы и расходы  от

внереализационных

мероприятий

         

 

   6

Прибыль балансовая

( стр. 3 + стр. 4 + стр.5)

         

   7

Платежи в бюджет из

прибыли

         

   8

Чистая прибыль

( стр. 6 - стр. 7 )

         

 

 

     Известны  два источника финансирования:  внутренний и внешний. Внутренние  источники финансирования - прибыль,  продажа активов, сокращение оборотного  капитала, дебиторская задолженность.  Внешние источники - личные средства, средства партнеров, коммерческие банки, страховые компании,  инвестиционные фонды, эмиссии акций, правительственные программы.

   Для проектов, связанных с расширением производства  на действующих предприятиях, предпочтительно финансирование через кредиты  (риск вложений для кредитора не слишком велик; имеющиеся активы служат гарантией материального обеспечения кредитов). Для проектов же, связанных с созданием нового предприятия или реализацией тонического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить акционерный и паевой капитал, а также личные средства.

Планируемые данные целесообразно  представить в форме таблицы, которая делится на две части. В левой части (табл. 9) приводится потребность в инвестициях. Причем эти потребности рассчитаны по целевому назначению: для основного капитала и для оборотного. В правой части этой же таблицы (она здесь не приводится) по каждой строке определены источники финансирования: акционерный капитал, привлеченный капитал и прочие. Привлеченный капитал указывается по его формам:

-долгосрочные кредиты;

- долгосрочные займы;

- краткосрочные кредиты;

- краткосрочные займы.

Вполне естественно, что  по каждой строке табл. 9 сумма инвестиций по всем источникам финансирования, указанная в правой части таблицы, соответствует потребности в инвестициях, указанной в левой части таблицы.

 

 

                                                                                           Таблица  9

 

                            Потребность в инвестициях и источники финансирования

 

№№

строки

Потребность в инвестициях,

            тыс.  р.

              Год

 

  0             ...              Т

 

        Всего

    1

Основной капитал

   

   1.1

Здания и сооружения

   

   1.2

Рабочие машины и оборудование

   

   1.3

Транспортные средства

   

   1.4

Прочие основные фонды

   

     2

Оборотный капитал

   

   2.1

Запасы и затраты

   

   2.2 

Денежные средства

   

     3

Итого потребность в  инвестициях

   

 

   Решение о целесообразности  инвестирования капитала принимается на основе экономического анализа эффективности намечаемых вложений. Для этого на основе прогноза финансовых результатов деятельности предприятия формируется план денежных потоков.

   План  денежных потоков. Отсутствие или недостаток денежных средств, даже при высоких показателях прибыли и растущих объемах производства, является одной из основных причин банкротства предприятии. Вполне рентабельные фирмы часто терпят крах из-за того, что у них в нужный момент не хватает наличных денег. Контроль за денежными средствами и постоянное поддержание текущей платежеспособности предприятия - одна из основных задач предпринимателя,

 Продажа продукции  не всегда означает немедленное  поступление денежных средств, так как оплата за товар может производиться не сразу; при этом наличность может одновременно уменьшиться при погашении предприятием своих долгов. Поэтому если предприниматель судит о возможном успехе только по уровню прибыли, то он рискует ошибиться.

 Для нового дела  план поступления денежных средств является более важным, чем прогноз прибыли, так как он детализирует сумму и время притока и оттока денег, а значит, и будущую ликвидность предприятия.

 Ликвидность означает  положительное  сальдо баланса  поступлений (притоков) и платежей  (оттоков) денежных средств в течении всего срока жизни предприятия, т.е. постоянное наличие свободных денежных сумм, - достаточных для оплаты по его обязательствам. Нехватка наличности для покрытия всех имеющихся расходов фактически означает банкротство предприятия и соответственно делает недостижимыми все поставленные в бизнес-плане задачи.

Прогноз и анализ денежной наличности осуществляется в плане  денежных потоков - « GASY - FLOW «.  Выражение  «кэш - фло «   переводится дословно как «поток наличности.», или « денежный поток »  и прочно вошло в лексикон экономистов практически  всех развитых стран.

В этом плане определяется, когда конкретно и сколько  денег поступит или будет уплачено предприятием. Анализ планируемых поступлений  и расходов позволяет наиболее оптимально привлекать кредиты или, наоборот, выгодно вкладывать  временно свободные денежные средства. При этом необходимо иметь представление о том, кто, когда, кому и сколько должен заплатить в соответствии с требованиями контрактов, налогового законодательства и других документов.

План денежных потоков  разрабатывается с разбивкой  по месяцам  (для первого года),   поквартально для  (второго года) и по годам для последующих  шагов расчета. При этом на начальном  этапе подготовки бизнес-плана в  условиях недостатка информации он строится на определенных предположениях, отдельные из которых могут и не подтвердиться. В этом случае в план необходимо вносить соответствующие коррективы.

Информация о работе Бизнес - план и его роль в современном предпринимательстве