Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 19:56, лекция
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.
Примерная форма плана денежных потоков приведена в табл. 10.
Основным фактором, характеризующим стратегию финансирования, является суммарная величина денежных потоков, которая во все периоды деятельности предприятия должна быть положительной. Наличие отрицательной величины в какой-либо из периодов времени означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы, т. е. фактически будет являться, банкротом. Таким образом, целью плана денежных потоков является определение потребности в капитале, выработка стратегии и тактики финансирования, обеспечение положительного остатка денежных средств на все периоды реализации проекта.
Балансовый план показывает, насколько устойчиво финансовое положение предприятия. В отличие от «Плана доходов и расходов», балансовый план составляется не на определенный период (месяц, квартал, год), а на определенный момент времени.
План движения денежных средств
№ стро- ки |
Наименование показателей |
1 2 0 янв. ... дек. 1 кв. ... IV кв. ... Т |
1 |
Наличные денежные средства на начало периода |
|
2 |
Поступление денежных средств: а) выручка от продаж б) поступления на за счет кредитов в) другие источники |
|
3 |
Итого поступление денежных средств ( 2а + 2б + 2в ) |
|
4 |
Всего имеющаяся наличность денежных средств ( стр. 1 + стр. 3 ) |
|
5 |
Расходы денежных средств: а) себестоимость продукции б) аренда в) услуги сторонних организаций г) возврат кредитов д) выплата процентов за кредит е) налоги (на имущество и др.) ж) страховые взносы з) прочие расходы |
|
6 |
Итого расходы денежных средств ( сумма 5а - 5з ) |
|
7 |
Прибыль ( убыток ) денежных средств на конец периода |
Средства предприятия представлены в плане по схеме активных и пассивных счетов: по их составу и размещению (активы) и по источникам их образования (пассивы).
Активы — это все, что имеет предприятие в собственности, что образует его имущество и обладает стоимостью. Пассивы — источники образования средств (активов), включающие в себя собственный капитал и денежные обязательства перед кредиторами.
Различают активы
текущие и фиксированные. Первы
К фиксированным
активам относятся недвижимое
имущество (земля, здания, сооружения),
оборудование, транспортные средства
и прочие составляющие основных производственных
фондов.
Текущие активы оцениваются обычно по себестоимости или рыночной стоимости, фиксированные - по цене приобретения за вычетом амортизации, из них земля - только по цене приобретения. В балансовом плане активы располагают в порядке их ликвидности, быстроты реализации.
Пассивы (обязательства фирмы) подразделяют обычно на три группы: краткосрочные обязательства (до 12 месяцев) , долгосрочные и собственный капитал. В последнем выделяют начальный капитал (например, уставной фонд ), дополнительный капитал и нераспределенную прибыль, т. е. те доходы, которые фирма оставляет для своего развития.
Суммарные значения активов и пассивов должны быть равны между собой. Это равенство означает, что за то, чем предприятие располагает, оно должно или кредиторам, или его владельцам.
В упрощенном виде балансовый план представлен в табл. 11.
Потенциальные инвесторы и
банкиры просматривают
Активы |
Тыс. р. |
Пассивы |
Тыс. р. |
Текущие активы:
вые обязательства клиентов )
ностей |
Кредиторская задолженность Задолженность по выплатам ( налоги, заработная плата и т. п.) Краткосрочный заем ( до 12 месяцев ) |
||
Сумма оборотного капитала ( оборотные средства ) |
Сумма текущих пассивов ( краткосрочные обязательства ) |
||
Фиксированные активы:
|
Долгосрочные займы ( более одного года ) |
||
Сумма основного капитала ( основные средства ) |
Собственный капитал ( акционерный капитал ) |
||
Нематериальные активы |
Прирост собственного капитала (нераспространенная прибыль )
Суммарный собственный капитал |
||
Сумма активов |
Сумма пассивов |
балансовый план должен сопровождаться приведением ряда расчетных показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность и финансовую независимость предприятия.
Конкретный
набор показателей может .
1. Коэффициенты ликвидности оборотных активов. Характеризуют способность предприятия расплачиваться со своими кредиторами в момент наступления платежа;
Ка.л (коэф. абсолютной ликвидности ) =
Текущие активы-Запасы товарно- материальных ценностей
Кл ( коэф. ликвидности) =
Кт. л (коэф. текущей =
2. Коэффициент автономии. Характеризует финансовую независимость предприятия:
К авт =
3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Оценивает способность, предприятия отвечать по своим обязательствам без ликвидации долгосрочных активов :
Долгосрочные и краткосрочные заемные средства
К з =
Суммарный собственный капитал
4. Показатели рентабельности капитала и. деловой активности;
К р (рентабельность капитала) =
К о (оборачиваемость капитала) =
Показатели
Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент
ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент автономии
Коэффициент отношения заемных и собственных средств К з £ 1
Расчет точки безубыточности (критический объем продаж). При созданий нового предприятия необходимо знать, когда можно рассчитывать на получение первой, прибыли. Это позволит оценить потребность в денежных средствах для обеспечения работы предприятия на начальном этапе его существования информация может быть получена на основе определения токи безубыточности (критического объема продаж).
Прогноз точки безубыточности дает ответ на вопрос о том, какой объем продаж необходим, чтобы доходы предприятия совпали с его расходами. В этой точке достигается равновесие доходов с расходами: если предприятие продает больше продукции, то будет получен доход, если же продается меньше, то будут финансовые потери.
Примем, что X - критический объем продаж (шт.), при котором достигается безубыточность предприятия, Ц - цена за единицу товара (р.); ПС - условно-постоянные расходы в себестоимости всего выпуска (р.); ПР— условно-переменные расходы в себестоимости единицы продукции (р).
Большое значение для результатов расчета имеет правильное деление расходов на условно-постоянные и условно-переменные.
В состав условно-постоянных
расходов включаются сумма
В состав условно-переменных
затрат входят расходы на
Тогда условие безубыточности можно выразить уравнением
Ц · Х = ПС + ПР · Х
Отсюда критический объем
Х =
Например, если условно-постоянные затраты на весь выпуск составляют 30 млн. р., цена 200 тыс. р., а условно - переменные затраты на изготовление единицы продукции равны 140 тыс. р., то необходимо будет изготовить 500 шт. изделий, прежде чем будет полностью возмещена вся сумма условно-постоянных затрат и предприятие окажется безубыточным, И только начиная с 501-го изделия, предприятие будет получать прибыль.
Точка безубыточности может быть представлена графически рис.4.
Если предполагается
выпускать несколько видов
Х = N
где ПСn - условно - постоянные расходы в себестоимости годового выпуска товара n, тыс. р.; Цn, ПРn - соответственно цена и условно-переменные затраты для единицы товара n, тыс. р. ; n - вид выпускаемого товара; N - количество видов выпускаемых товаров; Вn - доля выручки от реализации товара в общей выручке от реализации всех производимых предприятием в течение года товаров, - т. е.
Информация о работе Бизнес - план и его роль в современном предпринимательстве