Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:18, курсовая работа
Несмотря на многие трудности и проблемы связанные с ведением бизнеса, в сфере частного предпринимательства заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность предпринимать самостоятельные решения и рисковать. Как всем хорошо известно, гарантии успеха не может дать никто. Уровень «смертности» предприятий очень высок – около 50% всех новых предприятий перестают существовать в течение первого года функционирования. Типичными причинами краха предприятий являются: выпуск товаров, не удовлетворяющих нужды рынка, неправильное управление и маркетинг и, конечно же, неадекватное финансирование. Этот перечень можно дополнить большим количеством других факторов, большинство из которых в той или иной степени являются производными от названных основных причин.
Введение
Теоретические основы бизнес-планирования
Сущность и роль бизнес-плана в современных условиях
Содержание и структура бизнес-плана
Особенности разработки бизнес-планов в РФ
Аналитическое обоснование бизнес-проекта создания резервного фонда на предприятии ЗАО «ИТС-Софт»
Описание фирмы
Потенциальные клиенты и их потребности
Анализ тенденций на рынке СМТС
Описание конкуренции на рынке СМТС
Планирование реализации бизнес-проекта
Маркетинговый план
Производственный план
Организационный план
Финансовый план
Анализ рисков и программа по их снижению
Заключение
Список использованной литературы
Описание фирмы. Для заинтересованных в проекте лиц важно получить как можно больше сведений о предприятии (фирме), поэтому они проявляют большой интерес к его (ее) истории. Их, как правило, интересует все: начали ли предприниматели новую деятельность или же купили готовое предприятие (фирму), расширяют ли они производственную деятельность или отпочковались от более крупной материнской фирмы. Должен быть указан статус фирмы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. п.), дата и место основания (регистрации) фирмы, ее владельцы и управленческий персонал со всеми изменениями перечисленных позиций за последние пять лет. Приветствуется даже изложение достижений и анализ ошибок (разумеется, исправимых) фирмы за весь или обозримый период ее деятельности [6, c. 132].
Сущность проекта. В данном разделе дается краткое описание бизнеса: направления деятельности (производство, торговля, услуги); состояние отрасли в целом, и как данная фирма вписывается в отрасль, и какое место в ней занимает; кто является потребителем результатов деятельности фирмы; является ли бизнес сезонным, ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых. Здесь же обычно кратко излагаются цели бизнес-плана: какие средства хочет получить предприниматель, на какие цели и в какие сроки, какая ожидается прибыль от вложений. Составитель плана должен объяснить, почему он уверен в успехе фирмы и ее прибыльности. Этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данного конкретного предприятия [8, c. 45].
Описание продукта или услуги. В этом маленьком, но важном разделе предприниматель должен рассказать о продукции своего предприятия описать ее физические свойства, объяснить, какие потребности удовлетворяют его товары или услуги, что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар или услугу. Важно указать в данном разделе, какой интеллектуальной собственностью располагает предприниматель: патенты, лицензии, секреты производства [8, c. 105].
Анализ рынка и конкуренции. Этот раздел должен начинаться с анализа состояния отрасли, к которой относится данное предприятие (фирма). Хороший анализ отрасли выявляет основных конкурентов и показывает остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данное предприятие (фирму). Результаты сравнительного анализа конкурентов часто бывают представлены в виде таблиц или диаграмм. Иногда специфика рынка позволяет на основе анализа не только выявить настоящих конкурентов, но и дать прогноз развития конкуренции в будущем [12, c. 173].
Маркетинговый план. В этом разделе фирме необходимо разъяснить потенциальным партнерам, как она намерена воздействовать на рынок и потребителя, чтобы обеспечить сбыт своей продукции. В зависимости от товара, региона, размера бизнеса и прочих факторов маркетинг-план может выглядеть по-разному, но, как правило, в нем содержатся следующие разделы: маркетинговая стратегия; анализ рынка; ценообразование, система продвижения товара [22, c. 275].
Производственный план. Основной целью составления производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности предприятия (фирмы) качественно и в срок производить товар (услугу), т.е. эффективности предприятия (фирмы). Было бы ошибкой полагать, что инвесторы на слово поверят обещаниям, даже документированным, возврата денег с прибылью. На самом деле любой серьезный инвестор лично изучает и оценивает организацию производства на предприятии (фирме), управленческие методы и управленческий персонал [29, с. 123].
Организационный план. Как правило, в этом разделе рассматриваются материальные и людские ресурсы предприятия.
Финансовый план. Здесь мы подошли к самому, вероятно, сложному разделу бизнес-плана. В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.
Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его подготовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту. В зарубежной практике сложились достаточно строго формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточной деятельности предприятия (фирмы). К сожалению, российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран (хотя и между системами различных стран существуют некоторые отличия), однако начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание во многих вопросах бизнеса, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие находятся на подходе к ней. В настоящем исследовании будут приведены требования к составлению финансового раздела бизнес-плана исходя из международных требований.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности. Анализ чувствительности предполагает изучение эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменениями его ключевых параметров: затрат на исследования и разработку; строительных издержек; размеров рынка; цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п. [7, с. 67].
Еще одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана — это определение источников капитала (фондов), необходимого для деятельности фирмы. Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направлений использования капитала. Описание источников финансирования бизнес-плана должно включать следующие аспекты [27, c. 183]:
- предполагаемую систему
финансирования и ее
(банковские кредиты, векселя, облигации,
опционы, простые
и привилегированные акции
и т. д.);
- величину процентов и основных выплат по долгу. Кроме того, желательно указать распорядок выплат по финансовым соглашениям;
- гарантии или залог,
обеспечивающие безопасность
соглашений;
- показатели финансового
рычага, определяющие уровень риска
проекта, соотнесенные с соответствующими
среднеотраслевыми
показателями;
- список текущих кредиторов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам;
- налоговые преимущества,
которые могут быть получены
при том
или ином способе финансирования
бизнеса.
Анализ рисков и программа по их минимизации. В этом разделе предприниматель показывает инвестору, насколько его бизнес рискован и какие меры приняты по защите от рисков. Для этого дается полный ранжированный перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса, определяется вероятность каждого из них, дается оценка убытков в случае их наступления, устанавливается допустимый уровень убытков, ниже которого риски не принимаются во внимание, и определяются организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Перечисляются также все виды страховок с указанием названий страховых компаний, номеров страховых полисов, сроков и условий страховки [13.c.168].
Таким образом, основными разделами бизнес-плана является:
1) Титульный лист. Назначение
данного раздела — дать предста
2) Резюме. Данный раздел дает сжатый (на одну—четыре страниц) обзор делового предложения, способного привлечь внимание и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению.
3) Описание фирмы. Здесь должна быть представлена информация предназначенная для внешних читателей. Результаты деятельности и достигнутые успехи, которые необходимо связать с намеченными целями и ориентирами (желательно в количественных показателях).
4) Сущность проекта. В этом разделе излагается основная идея предполагаемого проекта.
5) Описание продукта или услуги. Здесь должно быть детальное описание будущего продукта или услуги.
6) Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе изучается рынок, выявляются потенциальные потребители и конкуренты.
7) Маркетинговый план. Здесь рассматриваются, рынок сбыта продукции, система и каналы сбыта, стратегия продвижения на рынок и ценовая политика.
8) Производственный план. Данный раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить выполнение производственной программы.
9) Организационный план. Здесь приводиться информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о персонале, работающем на ней.
10) Финансовый план. Определяет
экономическую эффективность
11) Анализ рисков и программа их минимизации
12) Правовое обеспечение проекта.
13) Приложения.
Большинство российских предпринимателей склонно впадать в крайности. Одни полагают, что наличие тщательно оформленного бизнес-плана реально помогает решать проблемы и гарантирует успех. Другие считают, что "вся эта писанина" не имеет никакого отношения к реальному бизнесу, которым им приходится заниматься. По мнению Игоря Лавровского, директора консалтинговой фирмы Rapid Development Systems, российский бизнес пока что лишь копирует западный, причем копирует не фундаментальные основы, а лишь внешние признаки. Несмотря на все спонсируемые средства массовой информации, промоушн-проекты, арт-бизнесы, общая атмосфера в российском бизнесе тяжелая и гнетущая, потому что он повернут внутрь самого себя, фрагментирован, склонен не к росту и развитию, а к насильственной борьбе за непонятно кому нужное существование. Александр Малков, менеджер KPMG, считает, что в настоящий момент собственников российских предприятий можно условно разделить па две категории. Первая категория — это те, которые видят рост своего благосостояния через возможность использовать ресурсы компании в личных целях, не заботясь о выживании предприятия в долгосрочном периоде. Вторая категория — это те, которые напрямую связывают рост своего благосостояния с ростом капитала компании в долгосрочном периоде, причем последние всегда сталкиваются с проблемой нехватки капитала для достижения долгосрочных целей.
По данным Ассоциации Консультантов по экономике и управлению, спрос на консультирование по планированию сейчас в России повышается наиболее заметно. Старший партнер Pricewater-house-Coopers Людмила Мамет прогнозирует в ближайшие 2-3 года значительный спрос на услуги по разработке и реализации бизнес-планирования. Однако необходимо отметить, что услуги консультантов в области планирования, особенно долгосрочного, востребованы, в основном, крупными компаниями. В настоящее время можно выделить две явно преобладающие категории заказчиков. К первой относятся наиболее крупные организации, для которых характерно долгосрочное планирование своей деятельности. Ко второй можно отнести средние фирмы, которые склонны прибегать к услугам консультантов лишь тогда, когда предприятие уже оказалось в достаточно сложной ситуации.
Как бы то ни было, планирование бизнеса уже сегодня существенно содействует российским предприятиям в решении их насущных задач.
Однако, к сожалению, российская специфика состояния рынка усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К последним можно отнести уровень инфляции, плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статистических данных и т.д.. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывает, что даже в условиях переходного периода составлять бизнес-планы вынуждает сама жизнь. Механизм делового планирования в России включает в себя теорию, методологию и практику, охватывающие все особенности российского экономического климата. Деловое планирование призвано объединить в себе все этапы реализации предпринимательских идей - от возникновения до воплощения в жизнь. Такого рода планирование призвано включать в себя в России выбор возможных проектов реализации идей; выявление наиболее реального проекта и оценка его осуществимости на основе предварительного технико-экономического обоснования; разработку детализированного бизнес-плана; обеспечение реализации этого плана; оценку фактической эффективности внедрения; корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования. Уже сейчас бизнес-план становится главным документом внутрифирменного планирования на предприятии. В условиях переходного периода подобный план должен быть плановой программой изучения рынка и конкурентов, рисковой производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и продаж, обеспечивать адаптацию деятельности фирмы к новым условиям. Такого рода подход предполагает возможность и необходимость разработки локальных бизнес-планов по отдельным проектам, продуктам (товарам) и услугам. В кризисных же условиях бизнес-план предприятия призван, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния. Формирование антикризисного бизнес-плана — одна из наиболее характерных особенностей бизнеса в России [14, c. 101].
Информация о работе Бизнес-план создания резервного фонда на предприятии