Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на коммерческом предприятия с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого торгового предприятия;
- охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
- определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита;
Введение
1. Описание продукции и ассортимента предприятий общественного питания
2. Характеристика партнеров предприятий
3. Общая финансовая оценка предприятия
4. Характеристика работы предприятий общественного питания на примере ресторана «Ручей»
5. Экономическая оценка предприятия
6. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
В состав оборота общественного
питания включается также стоимость
кулинарной продукции, отпущенной работникам
организации с последующим
Крупные предприятия общественного питания, помимо продажи продукции населению, отпускают кулинарные, кондитерские, мучные изделия и полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания, а также предприятиям розничной торговли для последующей доработки и реализации. По экономическому характеру отпуск готовой продукции или полуфабрикатов одними предприятиями другим является оптовым оборотом, так как при этом не завершается движение продукта. Переход его в сферу потребления происходит только после доработки и реализации или перепродажи. Внутренний отпуск кулинарных, кондитерских, мучных изделий и полуфабрикатов собственного производства своим производственно-торговым подразделениям не включается в состав оптового оборота.
Розничный и оптовый обороты
в совокупности составляют валовой
оборот, характеризующий полный объем
производственно-торговой деятельности
предприятий общественного
На предприятиях, которые не производят операции по оптовому отпуску продукции, общий оборот равен розничному. На таких предприятиях показатели хозяйственной деятельности определяются в процентах к розничному обороту.
Различные виды оборота, образованные
на предприятиях общественного питания,
показаны на рис. в 1.1. Товарооборот предприятий
общественного питания
Роль товарооборота как
- товарооборот является
объемным показателем,
- по удельному весу
товарооборота предприятия
- товарооборот в расчете
на душу населения
- по доле товарооборота
предприятия общественного
- по отношению к товарообороту
учитываются, анализируются и
планируются показатели, оценивающие
эффективность деятельности
Рис. 1.1. Формирование различных видов оборота на предприятиях общественного питания
В процессе анализа товарооборота
и выпуска продукции
В результате анализа изыскиваются
неиспользованные резервы и разрабатываются
конкретные мероприятия по улучшению
работы предприятия с целью наиболее
полного удовлетворения спроса потребителей
на продукцию общественного
Источниками информации для экономического анализа служат данные бухгалтерского учета о реализации и отпуске продукции, статистические отчеты о движении товарооборота, а также различные оперативные данные, имеющиеся в распоряжении предприятия.[7]
Важными условиями правильного
анализа являются расчет реальной отчетной
базы и обеспечение сопоставимости
показателей. В отчетном периоде
предприятие могло работать неполный
год (например, в связи с нарушением
сроков ремонта, могли произойти
изменения контингента
В связи с учетом изменения цен на продукты для сопоставимости анализируемых данных объем товарооборота и выпуск продукции за отчетный период следует пересчитать в ценах предшествующего периода. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен.
Обобщающий анализ проводится за год и начинается за 2—3 месяца до окончания отчетного года, когда фактических данных о выполнении плана товарооборота и выпуска продукции еще нет. Отсутствие полных отчетных данных вызывает необходимость в установлении ожидаемых показателей. Ожидаемое выполнение рассчитывается на основе фактических данных о выполнении плана товарооборота и выпуска продукции за истекшее время и возможностей выполнения плана за период, оставшийся до конца года. При незначительных отклонениях фактических данных за истекший период от плановых выполнение за оставшееся время принимается на уровне плана.
На основе подготовленных к анализу
данных составляются аналитические
таблицы, которые отражают изменение
объема и состава анализируемых
показателей по сравнению с планом
и данными прошлого года. Анализ
товарооборота и выпуска
Анализ товарооборота и
- изучение объема товарооборота и его состава;
- анализ объема и структуры
продукции собственного
- анализ выпуска прочей
продукции собственного
- анализ продажи покупных товаров;
- исследование важнейших факторов, влияющих' на объем реализации;
- выявление резервов роста
товарооборота и разработка
Анализируя товарооборот и его состав, во-первых, вначале сравнивают ожидаемое выполнение объема товарооборота с планом, а во-вторых, с фактическим выполнением в прошлом году. Это позволит выявить степень выполнения плана товарооборота в текущем году и темпы его роста за анализируемый период. В таком же порядке сопоставляют все составные части товарооборота: розничного и оптового оборота, оборота продукции собственного производства и по покупным товарам.
Анализ динамики товарооборота должен проводиться не только по сравнению с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах).
Некоторые авторы предлагают изучать динамику товарооборота сопоставимой трудоемкости. Для этого рекомендуется оборот по продукции собственного производства разделить на 3 и добавить к полученному итогу оборот по продаже покупных товаров. Коэффициент 3 используется потому, что трудоемкость производства и реализации собственной продукции примерно в 3 раза выше, чем продажи покупных товаров. Расчет оборота сопоставимой трудоемкости можно также проводить по товарным группам, с использованием потоварных коэффициентов трудоемкости и фактической реализации по товарным группам в продажных ценах.
Анализ товарооборота за год дополняют его изучением по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Для оценки ритмичности развития товарооборота определяют коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана товарооборота.
При анализе товарооборота
Особенности хозяйственной
деятельности предприятий общественного
питания, сочетающих процессы производства,
реализации и организации потребления,
определяют необходимость оценки объема
реализуемой продукции и
Анализ главной составной
Необходимо сопоставить
степень выполнения плана оборота
по обеденной продукции в
Изменение продажных цен
на отдельные виды блюд и другой
продукции собственного производства
можно изучить по данным калькуляционных
карточек, плана-меню, заборных листов
и других документов. По данным «Отчета
по общественному питанию» целесообразно
проанализировать темпы изменения
расхода отдельных видов сырья
и покупных товаров, изменения их
структуры, соотношения основных видов
продуктов (мяса, рыбы, овощей, картофеля
и др.). Все это позволит глубже
изучить закономерности роста выпуска
продукции. Если предприятие стремилось
выполнять производственную программу
за счет выпуска более дорогих
и менее трудоемких изделий, то в
расходе продуктов опережающими
темпами будут расти
Предприятия общественного питания должны изыскивать и реализовывать возможности снижения цен на блюда и другую продукцию за счет производства недорогой, но ценной в питательном отношении обеденной продукции, продажи комплексных обедов и использования других внутренних и внешних резервов.
Анализ выполнения плана по обеденной продукции необходимо дополнить анализом объема и структуры ассортимента прочей продукции, не учитываемой в блюдах, но входящей в состав оборота по продукции собственного производства. Анализ данной продукции проводится в натуральном и стоимостном выражениях; определяется также ее удельный вес в общем объеме продукции, выпускаемой предприятием.
При оценке результатов анализа
следует исходить из того, что увеличение
объема реализации прочей продукции
собственного производства способствует
лучшему использованию
Изучение показателей
В условиях жесткой конкуренции актуальным становится экономический анализ меню предприятия общественного питания. Меню напрямую влияет на выбор блюд посетителями, а значит, и на объем товарооборота. Цель анализа меню — по возможности сократить ассортимент, оставляя минимальное количество блюд, которые пользуются наибольшим спросом и приносят более высокую прибыль. При таком анализе по каждому виду продукции указывается количество покупных порций, себестоимость порции, цена порции, постоянные и переменные издержки. Затем рассчитываются себестоимость проданных блюд, сумма от продаж, себестоимость порции в процентах, валовая прибыль, общие издержки, чистая прибыль (убыток).
При анализе товарооборота и выпуска продукции важное значение имеет изучение факторов, влияющих на эти показатели.
Объемы товарооборота и выпуска продукции на предприятиях общественного питания зависят от множества факторов, которые подразделяют на три группы:
1)факторы, связанные с
обеспеченностью товарными