Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на коммерческом предприятия с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого торгового предприятия;
- охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
- определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита;
Введение
1. Описание продукции и ассортимента предприятий общественного питания
2. Характеристика партнеров предприятий
3. Общая финансовая оценка предприятия
4. Характеристика работы предприятий общественного питания на примере ресторана «Ручей»
5. Экономическая оценка предприятия
6. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Производственная мощность
предприятия общественного
Для измерения производственной мощности используют различные натуральные показатели. Мощность столовой характеризуется выпуском блюд за период, мощность заготовочного предприятия — количеством тонн полуфабрикатов и т.д.
Производственную мощность
предприятия общественного
Производственная мощность горячего цеха рассчитывается по формуле:[21]
(1.7.)
где, Мщ— производственная мощность горячего цеха, блюд;
Вц— продолжительность работы цеха, мин;
Вп— время на простой по
организационно-техническим
О к— емкость котлов, л;
в— средняя продолжительность одной варки, мин;
Впз— время, необходимое для проведения подготовительно-заключительных работ (мойка котлов, закладка сырья и т.п.), мин;
Об— объем первого блюда, л;
Кз— коэффициент заполнения котлов, ед.
Сравнивая данные среднедневного
выпуска первых блюд по плану и
среднедневной
Производственная мощность
не является постоянной величиной. Большое
влияние на ее изменение оказывают
технический прогресс, совершенствование
организации труда и
Отношение фактического выпуска продукции
к производственной мощности характеризует
коэффициент использования
(1.8.)
Кмщ - коэффициент использования производственной мощности;
ВБф - фактический выпуск продукции, блюд.
Сравнивая коэффициент использования производственной мощности за текущий и предшествующие периоды, можно установить динамику этого показателя.
Понижение коэффициента использования мощности цеха может быть связано с увеличением времени на простой оборудования из-за нерациональной организации технологического процесса, а также со снижением спроса потребителей на приготовляемую продукцию. Для определения планового выпуска блюд за период (год, квартал, месяц) используют формулу:
ВБпл = Мщ х Кмщ х Д. (1.9.)
При планировании выпуска блюд на основе пропускной способности зала ставятся задачи: выявить эффективность использования его площади, ускорить оборачиваемость мест и в конечном итоге улучшить экономические показатели предприятия.[23]
Пропускная способность зала — это максимально возможное количество потребителей, обслуженных в единицу времени (за смену, месяц, год). Она рассчитывается исходя из количества часов работы зала, числа мест, продолжительности приема пищи одним потребителем, нормы площади на одно место и его оборачиваемости за день.
Продолжительность работы зала зависит от типа предприятия, контингента потребителей, количества потребляемых блюд и форм обслуживания.
Число мест в зале определяется делением величины его полезной площади, которая может быть использована для размещения обеденных столов, на типовые нормы площади, установленные на одно место.
Пропускную способность зала и интенсивность потока потребителей характеризует оборачиваемость одного места, которая представляет собой число потребителей, приходящееся на одно место на предприятии за день. Чем меньше времени затрачивается на обслуживание одного потребителя, тем выше показатель оборачиваемости.
Для того чтобы перейти от натуральных показателей к стоимостным, следует рассчитанное количество блюд умножить на среднюю цену одного блюда.
Составление производственной
программы завершается
Объем прочей продукции собственного производства определяется в натуральном и стоимостном выражениях и вместе с обеденной продукцией составляет весь объем производственной деятельности предприятия.
Планируемый выпуск прочей продукции рассчитывают отдельно для кулинарных, кондитерских изделий, полуфабрикатов, горячих напитков по количеству и сумме. Например, оборот по реализации горячих напитков определяют умножением количества стаканов на среднюю цену за один стакан, с учетом численности обслуживаемых потребителей. Выпуск штучных мучных изделий рассчитывают с учетом возможности их изготовления и спроса потребителей. Выработку полуфабрикатов для продажи населению планируют по количеству, ассортименту продукции и периодам года также с учетом спроса.[24]
Оборот по оптовой реализации
продукции собственного производства
планируют только те предприятия, которые
имеют для этого
При планировании оборота по покупным товарам принимаются во внимание ожидаемое выполнение за предплановый период, спрос потребителей, сезонность в реализации отдельных товаров (мороженое, безалкогольные напитки, фрукты), специфические условия работы. Расчет производят по каждому виду покупных товаров в отдельности.
На основании произведенных плановых расчетов по выпуску обеденной и прочей продукции собственного производства, а также реализации покупных товаров составляют сводный проект плана выпуска продукции и товарооборота на планируемый год с распределением по кварталам.
Сначала определяют общий
объем товарооборота с учетом
сопоставимых данных за предшествующий
период, а затем — состав оборота
(соотношение продукции
При планировании стоимостных
показателей товарооборота
Непосредственно после разработки
плана товарооборота и выпуска
продукции предприятия
При планировании снабжения сырьем и товарами определяют:[25]
- потребность в сырье и покупных товарах;
- величину товарных запасов
на начало и конец
- поступление сырья и товаров в планируемом периоде.
- Наиболее ответственным
моментом в разработке плана
снабжения является расчет
Потребность предприятий
общественного питания в сырье
может быть определена различными методами.
Как упрощенный вариант расчета
может быть использован фактически
сложившийся расход основных видов
продуктов на одного питающегося. При
разработке таких расчетных норм
продуктов ориентирами должны служить
нормы рационального
Потребность в основных продовольственных товарах (мясопродуктах, рыбе, маслу животному, овощам, картофелю и др.) можно определить по формуле:[26]
П = ЧПхНхД, (1.10.)
где, П — потребность
каждого вида товара в планируемом
периоде для определенного
ЧП — планируемая численность обслуживаемого контингента;
Н — норма расхода отдельного товара на одного питающегося данного контингента в день;
Д — количество дней в планируемом периоде.
Потребность в остальных
продовольственных товарах
Для специализированных предприятий,
обслуживающих конкретные контингенты
населения — школьников, студентов,
рабочих завода и др., можно рекомендовать
метод расчета потребности в
сырье и продовольственных
Исходя из набора продуктов
в одном комплексе и количества
комплексов (равного количеству питающихся
в завтрак и обед) рассчитывается
количество продуктов, необходимых
для приготовления завтраков
и обедов в расчете на день. При
нескольких вариантах дневного комплекса
учитывается потребность в
Потребность в сырье для выпуска
обеденной продукции можно
Расчет по индивидуальным нормам осуществляют умножением нормы вложения сырья в граммах (по рецептурам) на количество запланированных к выпуску блюд каждого наименования; расчет производится по массе брутто. Если предприятие определенную долю сырья получает в виде полуфабрикатов, то потребность в них определяется по массе нетто.
Нормы расхода сырья определены
сборниками рецептур блюд и кулинарных
изделий. В общественном питании
ассортимент выпускаемой
Расчет среднегрупповых
норм расхода сырья производится
при помощи абсолютных величин, выражающих
количество блюд, или с использованием
относительных величин —
При расчете среднегрупповых норм по абсолютным величинам индивидуальную норму расхода сырья умножают на количество запланированных блюд каждого наименования, затем полученные произведения (взвешенные числа) суммируют и результат делят на общее количество блюд данной группы.
Расчет среднегрупповых норм чаще производят по относительным величинам. Для этой цели индивидуальные нормы расхода сырья умножают на соответствующий удельный вес каждого вида блюд и сумму полученных произведений делят на 100.
При определении потребности
предприятия в сырье
Потребность в сырье для выпуска прочей продукции собственного производства определяется так же, как и для обеденной, но из расчета среднегрупповой нормы на 1 кг изготовляемых полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.[28]
Стоимость сырья, необходимого
предприятию в планируемом
Потребность в покупных товарах рассчитывается исходя из установленного планом оборота по каждой группе товаров и сложившейся стоимости за единицу товара по розничной цене.
Наиболее простым, но менее
точным является расчет потребности
в сырье и покупных товарах
на основе достигнутого уровня за предшествующий
период. Для этого используют данные
о фактическом расходе
После определения общей
потребности предприятия
Величина текущих запасов
сырья и товаров рассчитывается
по каждой товарной группе в соответствии
с типом и мощностью
При расчете текущих запасов следует учесть, что они должны быть минимальными, но достаточными, чтобы обеспечить ритмичность производственного процесса и удовлетворение спроса потребителей в период между очередными поступлениями сырья и товаров на предприятие.
При оптимальных условиях снабжения размер товарных запасов в столовых, как правило, не превышает 10 дней, в ресторанах — 15 дней.[29]