Использование основ статистики при организации коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

Цель данной контрольной работы изучить понятие статистики коммерческой деятельности. Объектом исследования является сама коммерческая деятельность.
Формирование рыночных отношений открывает простор для развития коммерческих отношений. Рыночные отношения вовлекают в единую и взаимообусловленную систему производителей, торговых посредников и потребителей. На рынке товаров и услуг складывается механизм, обуславливающий получение прибыли коммерсантом через удовлетворение спроса потребителей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....

1. Коммерческая деятельность как предмет статистического наблюдения...
2. Задачи и система показателей……………………………………………….
3. Основы методологии статистики коммерческой деятельности………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат введение в специальность.docx

— 29.56 Кб (Скачать файл)

- показатели уровня и  производительности труда работников предприятий;

- показатели эффективности рабочего времени;

- показатели оплаты труда  работников коммерческих предприятий;

- показатели, характеризующие  рынок труда в торговле и  сфере услуг (уровень занятости населения).

Показатели эффективности коммерческой деятельности:

- показатели объема, структуры и динамики прибыли;

- показатели уровня рентабельности и его динамика;

- показатели объема, структуры  и динамики издержек обращения и их поносительного уровня;

- показатели налогообложения предприятий;

- показатели эффективности  затрат труда в торговле и сфере услуг;

- показатели качества обслуживания потребителей;

- показатели степени удовлетворения покупательского спроса;

- обобщающие показатели  социально-экономической и финансово-экономической  деятельности в торговле и сфере услуг.

Приведенная система показателей  статистики коммерческой деятельности дает богатый материал для их анализа. В условиях совершенствования хозяйственного механизма в коммерческой деятельности число показателей сокращается. Они унифицируются, некоторые из них получают новое экономическое  содержание. Часть за ненадобностью  отмирает. В новых условиях в статистике коммерческой деятельности все большее  значение приобретает разработка обобщающего  показателя измерения уровня жизни  населения как по социальным группам  доходности, так и по другим отдельным  слоям общества.

 

 

 

 

 

 

3.   

ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ  СТАТИСТИКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овладение статистической методологией – одно из непременных условий  познания конъюнктуры рынка, тенденций  спроса и предложения и их прогнозирования, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Общей основой разработки и применения статистической методологии являются принципы диалектического подхода к изучению явлений жизни общества. Это, прежде всего, означает требование рассмотрения факторов, характеризующих изучаемые явления, в их целом, во взаимосвязи и взаимообусловленности.

В статистике коммерческой деятельности широко применяется метод  статистического наблюдения, при  помощи которого осуществляется по заранее  определенному кругу вопросов наблюдение за доходами населения, изучаются цены на продовольственные и непродовольственные  товары, мнение покупателей о качестве товаров, целесообразности расширения выпуска и т.д.

Для правильного определения  экономической значимости показателей  статистики коммерческой деятельности применяется метод группировок.

Группировка – неотъемлемая часть любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или  иные экономические явления в  их взаимосвязи и взаимообусловленности, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. С помощью группировок  можно расчленить совокупности по отдельным  варьирующим признакам на группы и изучить  изменение их группового состава, можно выявить связи  и зависимости между отдельными сторонами и показателями деятельности предприятий различных форм собственности. При этом применяются типологические, структурные и аналитические  группировки. Объектом изучения могут  выступать как сами предприятия  или их внутренние хозрасчетные подразделения, так и однотипные хозяйственные  операции. Многообразие общественных явлений обусловливает необходимость  дифференцированного подхода к  образованию и использованию типологических группировок.

Структурные группировки  используются, как показывает их название, при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда  и другим признакам), а также структура  выпускаемой продукции (по видам  и заданному ассортименту). С помощью  структурных группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть –  по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т.д.

Однако в коммерческой деятельности нередко применяется  другой вид группировки. Так, для  изучения явления, а также связи  между отдельными признаками явления  используются аналитические группировки.

Аналитические группировки, охватывающие по существу типологические и структурные, предназначены для  выявления взаимосвязи, взаимозависимости  и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.

В анализе коммерческой деятельности могут быть применены и многомерные  группировки, расширяющие возможности  характеристики коммерческой деятельности предприятий.

 В статистике коммерческой  деятельности сводка материалов  завершается расчетом сводных  обобщающих показателей: абсолютных (суммарных), средних и относительных  величин. Абсолютные величины, выражающие  размеры (уровни, объемы) явлений  и процессов, получают в результате  статистического наблюдения и  сводки исходной информации. Их  широко используют в практике  торговли, при анализе и прогнозировании  коммерческой деятельности. На их  основе составляют хозяйственные  договоры, оценивают объем спроса  на конкретные товары, изделия и т.д.

Относительные величины в  статистике представляют собой частное  от деления двух статистических величин  и характеризуют количественное соотношение между ними. А анализе  – это, прежде всего, сравнение, сопоставление  статистических данных. В результате сравнения получают качественную оценку экономических явлений, которая  выражается в виде относительных величин.

Не менее важное значение имеют в процессе анализа коммерческой деятельности средние величины. В  аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные  формы средних – средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

С помощью различных величин (группировок, общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно  однородных явлениях, можно определить общие тенденции и закономерности развития коммерческих процессов.

Многие показатели статистики коммерческой деятельности взаимосвязаны  и эта взаимосвязь анализируется при помощи балансового метода.

Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг развивается  во времени. Изучение происходящих при  этом изменений является одним из необходимых условий признания  закономерностей их динамики. Динамизм социально-экономических явлений  есть результат взаимодействия разнообразных  причин и условий, совокупное действие которых происходит во времени. В  связи этим при статистическом изучении динамики коммерческой деятельности время  предстает как собирательный  фактор развития. Основная цель статистического  изучения динамики коммерческой деятельности состоит в выявлении и измерении  закономерностей их развития во времени. Это достигается посредством  построения и анализа статистических рядов динамики.

Построение динамических рядов и расчеты на их основе аналитических  показателей являются важнейшим  методом статистики, дающим возможность  изучать процессы коммерческой деятельности в их развитии, как за короткие отрезки  времени, так и за длительный период. С их помощью изучаются закономерности, присущие развитию коммерческой деятельности в нашей стране и за рубежом.

Для оценки коммерческой деятельности часто используется выборочный метод. Изменения в характере экономических  отношений, видах управления и формах собственности обусловливают изменения  функций учета и статистики, сокращение и упрощение отчетности. Вместе с  тем возрастающие требования к менеджменту  усиливают потребность в оперативной  и надежной информации, для ее получения  в экономике часто используется выборочный метод.

Широкое применение в анализе  коммерческой деятельности имеет индексный  метод. Он позволяет получить обобщенную характеристику динамики цен, физического  объема товарооборота, производительности труда в сфере обращения, скорости оборота товаров, относительного уровня издержек обращения прибыли; выявить  факторы, влияющие на динамику этих показателей.

При исследовании коммерческой деятельности на рынке товаров и  услуг используются современные  экономико-математические методы: корреляционно-регрессивный анализ, линейное программирование, динамическое программирование, математическая теория игр, математическая теория массового  обслуживания, матричные методы анализа. Дисперсионный анализ, кластерный анализ, метод экспертных оценок и т.д.

Важное значение при изучении коммерческой деятельности имеет метод  графического изображения статистической информации. Он находит широкое применение для иллюстрации сложившегося положения  дел на рынке товаров и услуг, конъюнктуры спроса и предложения, рекламы товаров.

Завершающим этапом любого исследования являются выводы, которые  необходимо сформулировать в итоге  исследования, а полученные результаты целесообразно оформить таблицами, строго придерживаясь правила построения статистических таблиц. При анализе  табличного материала необходимо выделить главное, целиком не пересказывая содержания таблицы. Очень полезно проиллюстрировать  выводы графиками и диаграммами.

Методы сбора маркетинговой информации.

Внутрифирменный учет и отчетность (она складывается из обязательной отчетности, представляемой статистическим организациям и налоговой службе, и отчетности, которая необходима для маркетинговых целей);

Специальные обследования потребителей, в частности выборочная панель потребителей;

Специальные обследования торговых работников, в частности торговых корреспондентов;

Непосредственное наблюдение (используется сравнительно редко, как  дополнительный способ получения информации)

Опросы (как правило, выборочные) потребителей и специалистов, проводятся обычно в целях конъюнктурного анализа;

Интервью (форма устного  анализа), используется как индивидуальное, так и групповое интервьюирование;

Анкетирование (форма письменного  опроса); различают экспедиционный способ. Когда регистратор сам  вручает анкету и часто собственноручно  заполняет ее, и корреспондентский  способ, когда анкета рассылается  и возвращается по почте; способ, когда  респондент (лицо, отвечающее на вопросы  анкеты) сам заполняет анкету, называется саморегистрацией;

Экспертные оценки – один из наиболее прогрессивных способов получения достоверной информации или прогноза. Их суть заключается  в том, что специально подобранная  группа профессионалов дает ответ на поставленные вопросы (анкету), а их ответы подвергаются статистической обработке  с целью повышения степени  их согласованности и получения  обоснованных характеристик. В маркетинге наиболее известны Дельфи-метод, метод  мозгового штурма, метод синектики, метод логико-смыслового моделирования проблем;

Конъюнктурное совещание  – вариант метода экспертных оценок, когда собирается руководящий состав фирмы и в процессе обсуждения вырабатываются согласованные конъюнкутрные оценки;

Экспертный способ (пробный  маркетинг) – на ограниченной территории или определенной группе потребителей предлагается пробная партия товаров; в процессе реализации выявляются мнения и предпочтения покупателей, их спрос; изменяя условия продажи, цены, качественные характеристики и дизайн товара. Можно  определять и моделировать закономерности спроса;

Имитационные модели –  в компьютер закладываются данные о выборочной продаже товара, основные пропорции и взаимосвязи, выявленные в результате исследования; реакция  потребителей на изменение параметров реализации отражается компьютером  в форме соответствующих характеристик  модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги всего вышесказанного.

Основными задачами, стоящими перед статистикой коммерческой деятельности в настоящее время  являются: изучение  состояния и  развития рынка товаров и услуг; анализ процесса продажи товаров  и услуг; анализ процесса товародвижения; оценка коммерческого риска статистическими  методами; анализ финансов коммерческих предприятий и фирм; определение  оптимальности трудовых затрат; изучение формирования и использования прибыли  в сфере товарного обращения; анализ рыночных цен и товаров; оценка и анализ коммерческих инвестиций; исследование инфраструктуры коммерческой деятельности, материально-технической  базы торговли и услуг; изучение труда  и трудовых затрат в коммерческой деятельности; анализ эффективности коммерческих процессов.

В соответствии с рассмотренными выше задачами статистика коммерческой деятельности изучает товарное обращение  при помощи системы показателей.  Такая система показателей может  быть представлена в виде следующих  групп: показатели, характеризующие  тип рынка и процессы купли-продажи; показатели статистики финансов и кредитов; показатели коммерческих инвестиций; показатели рыночных цен и тарифов  на товары и услуги; показатели логистики; показатели инфраструктуры коммерческой деятельности; показатели статистики труда в коммерческой деятельности; показатели эффективности коммерческой деятельности.

Методы статистики коммерческой деятельности: статистическое наблюдение; метод группировок; балансовый метод; выборочный метод; индексный метод; экономико-математический метод; метод  графического изображения статистической информации.

Методы сбора маркетинговой  информации: внутрифирменный учет и  отчетность; специальные обследования потребителей и торговых работников; специальные обследования потребителей; непосредственное наблюдение; опросы; интервью; анкетирование; экспертные оценки; имитационные модели.

Информация о работе Использование основ статистики при организации коммерческой деятельности