Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:16, курсовая работа
Основной целью предлагаемой работы является разработка бизнес-плана производства макарон «Приморские». Задачи курсового проекта в рамках поставленной цели следующие:
- рассмотреть теоретические аспекты бизнес-планирования;
- дать характеристику предприятию – объекту курсового проекта;
- охарактеризовать планируемую к выпуску продукцию;
- описать план маркетинговых действий в ходе реализации бизнес-проекта;
- разработать производственный и финансовый планы;
- рассчитать экономическую эффективность инноваций
Введение 3
1. Цель и задачи бизнес-планирования 4
2. Бизнес-план производства нового вида продукции 6
2.1. Резюме 6
2.2. Характеристика предприятия 8
2.3. Описание продукции 11
2.4. План маркетинговых действий 12
2.5. Производственный план 16
2.5.1. Технологическое оборудование 16
2.5.2. Технология производства продукции 17
2.5.3. Производственная программа 22
2.5.4. Потребность в материальных и энергетических ресурсах 24
2.5.5. Плановая численность работающих 29
2.5.6. Потребность в средствах на оплату труда 32
2.5.7. Система контроля качества 34
2.6. Персонал и управление 37
2.7. Финансовый план 37
2.7.1. Плановая калькуляция себестоимости продукции 37
2.7.2. План по прибыли и рентабельности 40
2.7.3. Баланс доходов и расходов 41
2.7.4. Оценка безубыточности продукции 43
2.8. Потенциальные риски 47
2.9. Основные технико-экономические показатели 51
Заключение 52
Список использованных источников 53
Для оценки экономической эффективности производства проектируемого вида продукции рассчитываются показатели прибыльности: абсолютный – прибыль от реализации продукции и относительный – рентабельность продукции. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС (ОП) и полной себестоимостью продукции (СП). Выручка от реализации продукции (объем продаж в стоимостном выражении) рассчитывается путем умножения количества выпускаемой продукции за год (ВП) на отпускную цену за единицу продукции (с НДС и без НДС).
Отпускная цена за
единицу готовой продукции с
НДС (ЦП) установлена в разделе
бизнес-плана «План
ЦБ = ЦП – НД = 27 – 2,5=24,5 руб
НД = ЦП х 10% : 110% = 27 х 10% :110%=2,5 руб
Где НД – сумма НДС, приходящаяся на единицу продукции, тыс. руб.
Таблица 15
План объема продаж проектируемой продукции
Наименование продукции |
Выпуск продукции за год, т |
Отпускная цена за 1 т, руб. |
Стоимость продукции, руб. | ||
с НДС (ЦП) |
без НДС (ЦБ) |
с НДС (ВР) |
без НДС (ОП) | ||
Макароны «Приморские» |
151,92 |
27000 |
24500 |
4101840 |
3722040 |
Таблица 16
План прибыли и рентабельности продукции
Наименование продукции |
Стоимость продукции без НДС руб. (ОП) |
Себестоимость продукции, руб. (СП) |
Прибыль от реализации продукции, руб., (ПР) |
Рентабельность продукции, % (РП) |
Налог на прибыль, руб. (НП) |
Макароны «Приморские» |
3722040 |
2711380,85 |
1010659,15 |
37,27 |
242558,2 |
Баланс доходов и расходов
позволяет сопоставить денежные
поступления на предприятия и
направления их расходования. При
составлении доходной части баланса
учитываются денежные средства, поступающие
от реализации продукции (табл. 15, ВР). В
расходную часть баланса
Налог на имущество организации (НИ) устанавливается в процентах к стоимости оборудования технологической линии (п. 2.5.2). Действующая ставка налога на имущество организаций – 2,2%. Сумма налога на имущество (НИ) рассчитывается по формуле:
Налог на добавленную стоимость (НС) определяется как разница между стоимостью продукции с НДС и без НДС (табл. 15):
Налог на прибыль организаций рассчитан в табл. 16.
Последний элемент расходной части баланса – прибыль, остающаяся в распоряжение предприятия (чистая прибыль, ЧП), определяется по формуле:
Результаты расчетов доходной и расходной части баланса сводятся в таблицу 17. При правильном расчете сумма расходов должна соответствовать сумме доходов.
НИ = 735000∙ 2,2 %: 100% = 16170
НС = 4101840-3722040=379800
ЧП = 4101840-2711380,85-16170-
Таблица 17
Баланс доходов и расходов
Наименование показателей |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
2 |
1. Доходы 1.1. Выручка от реализации продукции (ВР) |
4101840 |
Итого доходы |
4101840 |
2. Расходы 2.1. Затраты на производство продукции (СП) в том числе: - материальные и энергетические затраты
- фонд оплаты труда
- транспортные расходы
- затраты на рекламу
- социальные налоговые платежи
- прочие расходы |
2406792,64 128752,2 23200 6120 39398,17 107117,84
|
2.2. Налоговые платежи в том числе: - налог на имущество (НИ) - налог на добавленную стоимость (НС) - налог на прибыль (НП) 2.3. Прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия ( |
16170 379800 242558,2 751930,95 |
Итого расходы |
4101840 |
Для того чтобы обеспечить безубыточную работу предприятия необходима правильная оценка ситуации, своевременное принятие обоснованных решений в области финансов, инвестиций, трудовых отношений, техники и технологии. Одна из основных финансово-производственных проблем, решение которой в первую очередь влияет на платежеспособность и безубыточность предприятия – это оптимальное соотношение объема производства и целесообразные темпы развития производства.
При планировании выпуска
продукции, особенно при проектировании
освоения новых видов продукции
возникает необходимость
Для определения точки безубыточности все затраты на производство продукции делятся на две группы: переменные и условно-постоянные. Переменные затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Это расходы на закупку сырья, основных и вспомогательных материалов, тары и тарных материалов, потребление электро - и теплоэнергии, транспортные расходы, заработная плата основных производственных рабочих и социальные налоговые платежи на эту заработную плату.
На условно-постоянные или
фиксированные расходы
Для расчета точки безубыточности составляем таблицу 19.
Таблица 18
Исходные данные
для расчета точки
Наименование показателей |
Значение показателей |
1. Выпуск продукции за год, т (ВП) 2. Отпускная цена за 1т готовой продукции (с НДС), руб. (ЦП) 3. Выручка от реализации продукции (с НДС), руб. (ВР) 4. Себестоимость продукции, руб. (СП) в том числе: - переменные затраты (ПЗ) - условно-постоянные затраты (УП) |
151,92 27000 4101840 2711380,85 2598143,01 113237,84 |
На основе данных табл. 18 рассчитывается точка безубыточности (ТБ) в стоимостном выражении. Точка безубыточности в стоимостном выражении показывает стоимость продукции, когда предприятие от реализации продукции имеет нулевую прибыль. Точка безубыточности в стоимостном выражении определяется по формуле:
ТБ = УП : (1 – ПЗ : ВР) =
=113237,84: (1-2598143,01: 4101840)=306048,22 руб
Точка безубыточности в натуральном выражении (НВ) рассчитывается по формуле:
НВ = ТБ : ЦП =306048,22: 27000=11,3т
Для оценки уровня безубыточности
продукции определяются показатели:
запас финансовой прочности, коэффициент
финансовой прочности, удельная маржинальная
прибыль и коэффициент
Запас финансовой прочности (ЗФ) определяется по формуле:
ЗФ = ВР – ТБ = 4101840-306048,22 =3795791,78руб
Для расчета коэффициента финансовой прочности (КФ) применяется формула:
КФ = ЗФ : ВР × 100% =3795791,78: 4101840× 100%=92,54%
Запас финансовой прочности (в стоимостном выражении) и коэффициент финансовой прочности (в процентах) показывают на сколько может снизиться выручка от реализации продукции без серьезной угрозы для финансового состояния предприятия.
Маржинальная прибыль (МП) представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции:
МП = ВР – ПЗ =4101840 -2598143,01
=1503696,99руб
Удельная маржинальная прибыль (УМ) – показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:
УМ = ЦП – (ПЗ : ВП) = 27000-(2598143,01: 151,92)=9898 руб
Коэффициент маржинальной прибыли – это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации:
КМ = МП: ВР =1503696,99 : 4101840=0,37
Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализацию продукции или пересмотра ассортиментной политики.
Результаты расчета
Таблица 19
Показатели безубыточности продукции
Наименование показателей |
Значение показателей |
1. Точка безубыточности в 2. Точка безубыточности в натуральном выражении, т (НВ) 3. Запас финансовой прочности, руб. (ЗФ) 4. Коэффициент финансовой прочности, % (КФ) 5. Маржинальная прибыль, руб. (МП) 6. Удельная маржинальная прибыль, руб. (УМ) 7. Коэффициент маржинальной прибыли (КМ) |
306048,22
11,3
3795791,78 92,54
1503696,99
9898 0,37 |
В условиях рыночной экономики этот раздел бизнес-плана особенно важен. От степени учета различных рисков и правильности разработки мероприятий по их предупреждению во многом зависит стабильность производства продукции и ее конкурентоспособность на рынке, доверие партнеров по бизнесу, инвесторов кредиторов.
При разработке этого раздела
бизнес-плана следует
Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе – нарушение технологии, отсутствие тех или иных видов ресурсов, потери имущества, возникновение непредвиденных затрат и др. Мерами по предупреждению производственных рисков является контроль за ходом производственного процесса, за процессом поставки сырья и материалов на предприятие и прочие меры.
Коммерческие риски связаны
с реализацией продукции на товарном
рынке – появление новых
Финансовые риски обусловлены инфляционными процессами, колебаниями курсов валюты и др.
Риски, связанные с форс-мажорными
обстоятельствами – это риски, вызванные
непредвиденными
Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются: страхование (внутреннее и внешнее), диверсификация и лимитирование.
Внешнее страхование заключается в передаче риска за определенное вознаграждение другой организации.
Внутреннее страхование проводится путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Источником служит прибыль.
Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой. Различают несколько способов диверсификации.
1.Диверсификация видов хозяйственной деятельности;
2.Диверсификация поставщиков
3.Диверсификация ассортимента
4.Диверсификация «депозитного портфеля»
Лимитирование предполагает установление систем ограничения на величину сделки (на максимальный объем сделки с одним партнером, на максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке).