Лекции по "Биснес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курс лекций

Описание работы

Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
Лекция № 2. Бизнес-план организации
Лекция № 3. Структура и содержание разделов бизнес-плана
Лекция № 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
...

Файлы: 1 файл

курс бизнес планирование.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

 

По действующему на сегодняшний  день ГОСТу:

 

чППП = Рабочие + Руководители + Специалисты + Служащие.

 

При определении численности работников рассчитывают их явочное и списочное количество.

Явочное количество работников –  это необходимое для выполнения производственной программы количество работников.

Списочное количество работников –  это количество работников, принятых на предприятие и входящих в кадровый список (с учетом лиц, находящихся в командировках, отпусках, выполняющих государственные или общественные обязанности, отсутствующих по болезни и т. д.).

Количество рабочих рассчитывается по списочному и явочному количеству, работников всех остальных категорий – только по списочному.

Численность НТР рассчитывается на основе плановой численности рабочих  и принятых норм управляемости. Численность  специалистов и служащих определяется на основе штатного расписания. Численность  МОП определяется на основе норм обслуживания. Численность учеников определяется в соответствии с планом подготовки кадров. Численность охраны определяется в зависимости от охраняемой территории, количества постов, сменности работы, криминальной обстановки. Общая численность ППП определяется как сумма численности всех категорий работников.

При планировании потребности в  персонале учитываются:

1) перспективы развития рынка  труда, возможный дефицит или  переизбыток рабочей силы;

2) стоимость подготовки персонала,  появление новых специальностей и профессий;

3) необходимость переподготовки  персонала.

Указывается, какие меры намечено принять по укомплектованию кадров необходимой квалификации. Здесь  же приводятся данные о системе и  формах оплаты труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда в фирме и сменяемости рабочей силы.

Отдельно описывается кадровая политика фирмы. Оценивается проектируемая  система отбора кадров при приеме на работу: экзамены, собеседования, тесты, оценка рекомендаций и отзывов, установление испытательного срока с подведением итогов его прохождения и методы специальной подготовки персонала предприятия до требуемого уровня; указываются затраты на обучение работников в различные моменты осуществления проекта. Осуществляется выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.

Для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении  масштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии приводится календарный план (деловое расписание). В нем указывается время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.

 

Наличие же в данном разделе плана  социального развития коллектива будет, помимо всего прочего, ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности вашей фирмы (при условии, что ваши планы в этом отношении не пустой звук, что необходимо подтвердить фактами предшествующих периодов).

План социального развития коллектива предприятия представляет собой научно обоснованную и материально обеспеченную систему мероприятий, направленных на всестороннее и гармоничное развитие всех членов коллектива на основе прогрессивных изменений структуры, условий жизни трудового коллектива, усиление социальной однородности труда, наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива.

В план социального развития предприятия  включаются следующие основные разделы.

1. Совершенствование социальной  структуры трудового коллектива. В этом разделе плана отражается обобщенная социальная характеристика коллектива, его специфические особенности. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников ручного, тяжелого физического и монотонного труда, а также занятых на работах с вредными условиями труда, по улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда. Здесь разрабатываются мероприятия по сокращению текучести кадров и их планомерному перемещению внутри предприятия, в том числе обусловленному внутрипрофессиональным или квалификационным, межпрофессиональным и другими видами перемещений.

Планирование изменений социальной структуры основано прежде всего на планировании труда и персонала как базового социального процесса. Предпосылкой изменений в содержании и характере труда выступает научно-технический прогресс, внедрение мероприятий которого в социальном аспекте направлено на повышение содержательности труда, улучшение его социальной структуры, стирание различий между социальными группами работников и, таким образом, ведет к совершенствованию социальной структуры коллектива.

2. Улучшение условий труда и  охраны здоровья работников предприятия. В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический климат в коллективе.

3. Совершенствование оплаты труда,  улучшение жилищных и культурно-бытовых  условий работников предприятия.  Здесь предусматривается не только  общий рост уровня оплаты труда  работников, но и установление  правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда. Большое внимание уделяется усилению стимулирующей роли форм и систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества нормирования труда.

4. Воспитание личности, повышение  трудовой и общественной активности  работников и расширение их  участия в управлении производством.  Многообразие рычагов воздействия  на формирование личности работника определяет и разнообразие направлений этой работы. Это прежде всего мероприятия направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизацию; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой. Кроме того, выделяются эстетическое воспитание и культурно-массовая работа, физическая культура и спорт, физическое воспитание.

 

Главной задачей данного раздела  плана является определение перспектив совершенствования воспитательной работы, создание условий для ее высокой эффективности.

В данном разделе бизнес-плана также  можно привести информацию о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительных документах, форме собственности, законодательных ограничениях, особенностях налогообложения, патентной защиты и т. д. Указываются правительственные или местные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах власти и т. д.

Основные моменты раздела:

1) организационная схема управления  фирмой, ее структура;

2) состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи  с головной фирмой;

3) состав подразделений и их  функции;

4) положения о структурных подразделениях;

5) организация координирования  и взаимодействия служб и подразделений  фирмы;

6) соответствие организационной  структуры целям и стратегии  фирмы;

7) потребность в кадрах по  профессиям;

8) квалификационные требования;

9) форма привлечения к труду  (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т. д.);

10) заработная плата по профессиям;

11) фактическое предложение рынком  квалифицированной и неквалифицированной  рабочей силы в местонахождении фирмы;

12) виды специальной подготовки  и особые условия, требующиеся  для работников фирмы;

13) соотношение между количеством  основных и вспомогательных рабочих  в фирме;

14) дополнительные материальные  льготы для сотрудников фирмы  (страхование за счет фирмы, доплата за использование личного автотранспорта в служебных целях, дотации на питание и т. д.) в сравнении с другими фирмами в том же географическом районе и в той же отрасли промышленности;

15) режим труда в фирме и  сменяемость рабочей силы;

16) система стимулирования основных  и вспомогательных рабочих (за  высокопроизводительный труд, деятельность  по повышению качества работы  и др.);

17) степень текучести кадров;

18) степень дисциплинированности  кадров;

19) соотношение между количеством АУП и рабочих;

20) общие сведения об исполнительных  работниках и руководящем персонале  (возраст, образование, срок работы  на данной фирме, предыдущие  три должности и места работы, срок работы в каждой должности,  владение акциями фирмы, функциональные  обязанности, права и полномочия, опыт работы, достоинства и слабые места, рекомендации по самосовершенствованию и повышению квалификации и др.);

21) система персональной ответственности  за выполнение работ, непосредственно  влияющих на экономическое положение фирмы;

22) система стимулирования труда  управленческих работников;

23) наличие потерь ведущих специалистов, причины;

24) принципы отбора сотрудников;

25) принципы найма (контрактная  система, пожизненный найм, испытательный  срок и т. д.);

26) создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

 

27) выбор метода и периодичности  оценки качества работы сотрудников;

28) система продвижения работников  по службе;

29) планирование социального развития.

 

8. Составление финансового плана

 

Этот раздел необходимо посвятить  планированию финансового обеспечения  деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся  денежных средств.

В целом раздел должен содержать  следующие направления:

1) финансовую отчетность предприятия;

2) анализ финансово-экономического  состояния предприятия;

3) подготовку плановых документов;

4) прогноз запаса финансовой  прочности проекта.

В первую очередь в данном разделе  необходимо проанализировать комплекс документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность рассматриваемой фирмы. В сам раздел «Финансовый план» или в Приложение к бизнес-плану могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода. Формы финансовой отчетности желательно привести к требованиям международных стандартов.

В настоящее время в России активно  проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и  банковской отчетности с формами, применяемыми в международной практике, поэтому  в бизнес-плане целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. В этой связи данные бухгалтерской отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам.

Планово-отчетную документацию целесообразно  разрабатывать и представлять в  виде системы:

1) оперативный план (отчет);

2) план (отчет) доходов и расходов;

3) план (отчет) движения денежных  средств;

4) балансовый отчет (план).

Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому  товару и рынку. Основные показатели оперативного плана (отчета): рыночный потенциал фирмы в единицах данного  товара, цена товара, объем продаж, доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару, количество товаров в единицах, произведенных фирмой, запасы данного товара на складах на конец отчетного периода.

Эта совокупность показателей призвана давать представление руководству  фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.

План (отчет) доходов и расходов по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. В него обычно включают следующие показатели: выручку от продаж данного товара, производственные издержки на него, общепроизводственные издержки по статьям, налоги и отчисления, чистую прибыль, прибыль, остающуюся в распоряжении фирмы.

По данным этого плана (отчета) можно  установить, приносит ли фирме прибыль  данный товар, можно сравнить различные  товары по прибыльности, с тем чтобы  принять решение о целесообразности их дальнейшего производства. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.

План (отчет) движения денежных средств  показывает процесс поступлений  и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Основные показатели: выручка от продажи товаров, денежные издержки на производство и реализацию товаров, налоги, отчисления, дивиденды, инвестиции, закупки, процентные издержки, погашение кредитов, суммарные затраты денежных средств, добавление к активной части баланса. Является непосредственным результатом планирования. Разрабатывается финансовой службой фирмы.

Информация о работе Лекции по "Биснес-планированию"