Лекции по "Биснес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курс лекций

Описание работы

Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
Лекция № 2. Бизнес-план организации
Лекция № 3. Структура и содержание разделов бизнес-плана
Лекция № 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
...

Файлы: 1 файл

курс бизнес планирование.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

3) определение коэффициента использования  производственных мощностей и  основных фондов;

4) выявление внутрипроизводственных  диспропорций и возможностей  их устранения;

5) определение необходимости в  инвестициях по наращиванию мощностей  и ликвидации узких мест;

6) определение потребности в  оборудовании или выявление излишков  оборудования;

7) поиск наиболее эффективных  вариантов специализации и кооперирования.

Баланс производственной мощности по видам продукции на конец планируемого года рассчитывается путем суммирования мощности на начало года и ее прироста за вычетом выбытия.

На основе сведений о существующей потребности в производственных мощностях, производственных помещениях устанавливается потребность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по виду основных фондов исходя из нормативов производительности.

Также в плане производства рассчитываются нормативы оборотных средств методом прямого счета. Последний предусматривает расчет величины каждого элемента оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятия с учетом всех изменений, предусмотренных в развитии техники, технологии и организации производства.

Расчет потребности в оборотных  средствах производится не только для  вновь создаваемых предприятий, а также в случае необходимости  коренного пересмотра существующих нормативов оборотных средств.

При нормировании оборотных средств  необходимо учитывать зависимость  норм от следующих факторов:

1) длительности производственного  цикла изготовления продукции;

2) согласованности и четкости  в работе заготовительных, обрабатывающих  и выпускающих цехов;

3) условий снабжения (длительности  интервалов поставки, размеров поставляемых  партий);

4) отдаленности поставщиков от  потребителей;

5) скорости перевозок, вида и  бесперебойности работы транспорта;

6) времени подготовки материалов  для запуска их в производство;

7) периодичности запуска материалов  в производство;

8) условий реализации продукции;

9) системы и формы расчетов, скорости  документооборота, возможности использования  факторинга.

 

Разработанные на предприятии нормы  по каждому элементу оборотных средств действуют в течение ряда лет, а в случае существенных изменения в условиях производства и сбыта продукции уточняются с их учетом.

Нормируются следующие элементы оборотных  средств:

1) производственные запасы;

2) незавершенное строительство;

3) расходы будущих периодов;

4) готовая продукция на складе  предприятия;

5) денежные средства в кассе  на хранении.

Во всех перечисленных нормативах оборотных средств следует учитывать  потребность предприятия в средствах  не только для их основной деятельности, но и для производственной инфраструктуры.

Для действующих предприятий корректировка  величины оборотных средств производится в финансовом разделе бизнес-плана  на основе использования коэффициентного  метода нормирования оборотных средств (исходя из темпов роста объема производства и улучшения использования оборотных средств).

Раздел заканчивается расчетами  издержек производства и себестоимости  производимой продукции. Себестоимость  может быть определена по всей продукции, по отдельным ее видам, узлам, деталям, производственным процессам, по работе подразделений, участков, цехов. Все затраты на производство принято группировать по определенным отдельным признакам. К основной группе затрат принято относить затраты:

1) по экономическим элементам.  Все затраты сводятся в отдельные группы по их экономической однородности независимо от места их расходования и целевого назначения. Они делятся на:

а) материальные затраты (стоимость  сырья и всех материалов за вычетом  возвратных расходов);

б) зарплату;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизационные отчисления;

д) прочие затраты (на ремонт; оплату процентов  за кредиты, платежи за выбросы в  окружающую среду, нематериальные активы, расходы на рекламу и т. д.);

2) по статьям затрат. Затраты,  включающие один или несколько  экономических элементов. Статьи калькуляции учитывают назначение и место их возникновения. Она называется калькуляцией себестоимости продукции.

Основные затраты связаны непосредственно  с производством продукции, а  накладные – с обслуживанием  и управлением подразделениями или производством в целом. Статья включает в себя один простой элемент. Если в нее входит несколько экономических элементов, то она считается комплексной.

Затраты на предприятии делятся  также на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объемов выпускаемой продукции (арендная плата за помещение, осветительная энергия, отопление, страховые взносы, зарплата администрации). Размер переменных затрат пропорционален объему выпускаемой продукции (сырье, материалы, силовая энергия, зарплата).

Затраты могут быть постоянными  или переменными только относительно их области релевантности. Область  релевантности – это такая  область, в которой затраты подчиняются  единообразной закономерности.

К разделу «План производства»  прилагаются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство.

Основные моменты раздела:

1) наличие или отсутствие необходимости  организации нового предприятия  для производства предлагаемой  продукции;

 

2) месторасположение фирмы исходя  из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т. д.;

3) производственные мощности, которые  потребуются, и планируемая динамика  их ввода в будущем;

4) основные средства, необходимые  для организации производства, и  динамика их изменения на перспективу;

5) потребность в материальных  ресурсах и производственных  запасах;

6) возможные затруднения при  организации производства;

7) поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий. Условия закупки;

8) планируемая производственная кооперация. Предполагаемые участники;

9) наличие лимитирования объемов  производства или поставок ресурсов. Причины лимитирования и пути  выхода из этой ситуации;

10) предполагаемый механизм планирования  производства. Процедура составления  производственных планов и расписаний;

11) схема производственных потоков;

12) стадии, методы и стандарты  контроля качества;

13) система охраны окружающей  среды и утилизации отходов;

14) издержки производства. Динамика  их изменения;

15) наличие производственных площадей для расширения производства и перехода на новые технологии;

16) характеристика незавершенного  строительства;

17) новые технологии, планируемые  к использованию в производственном  процессе;

18) организация в фирме научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

19) время, необходимое для перехода  на выпуск товаров нового вида;

20) особенности подготовки производства, этапность и затраты на ее  проведение;

21) характеристика научно-технического  уровня производства;

22) степень износа оборудования;

23) политика и мероприятия в  области изменения производственного  потенциала предприятия.

 

7. Составление организационного  плана

 

Важным моментом, с которого необходимо начинать данный раздел бизнес-плана  и который необходимо подробно осветить, является организационная структура предприятия.

Организационная структура документально  фиксируется в графических схемах, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления фирмы, должностных инструкциях  отдельных исполнителей.

Основными характеристиками организационной структуры являются численность управленческого персонала по функциям управления, численность линейного управленческого персонала, количество уровней иерархии системы управления предприятием, количество структурных звеньев на каждом уровне, степень централизации управления.

При описании организационной структуры  необходимо четко показать, какова структура управления фирмой, кто  и чем будет заниматься, как  все службы будут взаимодействовать  между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.

При этом необходимо подчеркнуть достоинства  организационной структуры своей  организации и ее соответствие критериям  рациональности, в качестве которых  можно назвать:

1) соответствие объема выполняемых  управленческих работ числу их исполнителей;

 

2) сосредоточение на каждой ступени  управления (звене) объективно необходимых  функций и прав для их реализации;

3) отсутствие параллелизма и  дублирования функций;

4) оптимальное сочетание централизации  и децентрализации функций и прав;

5) соблюдение норм управляемости,  т. е. числа исполнителей, выходящих  на одного руководителя или  координатора их деятельности;

6) степень надежности, оперативности,  гибкости, адаптивности, экономичности  и эффективности производства  и управления;

7) эффективность предлагаемой организационной  структуры.

 

Обобщающим показателем оценки эффективности организационной  структуры является интегрированный  показатель эффективности организационной  структуры (Кэфу):

 

Кэфу = 1– (Зуп 

Куп)/(fо
fв),

 

где Зуп – затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления;

Куп – удельный вес численности  управленческих работников в общей  численности;

fо – фондоотдача (объем произведенной (реализованной) продукции, приходящийся на единицу основных и оборотных фондов);

fв – фондовооруженность (стоимость  основных и оборотных средств,  приходящихся на одного работника).

 

В малом бизнесе организационную  структуру необходимо формировать  под определенную команду. Следует помнить, что работа персонала будет успешной лишь в том случае, если интересы производства будут согласованы со способностями и интересами работников.

Существенным фактором при продвижении  и реализации бизнес-плана является управленческий коллектив. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огромное значение управленческой команде, ведь успех или неудачи вашего проекта во многом зависят от наличия опыта и зрелости управленческого персонала.

В бизнес-плане также отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале.

Приводится информация о соотношении  между числом административно-управленческого  персонала и числом рабочих фирмы.

Приводятся данные об использовании профессиональных советников, например по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, страхованию, аудиторству, включая услуги специализированных организаций.

В бизнес-плане указываются данные о необходимой численности и структуре кадров исходя из потребностей производства. Представляется расчет численности персонала, необходимого для качественного и эффективного производства продукции (услуг).

Как известно, все работники предприятия  подразделяются на промышленно-производственный персонал (ППП) – лиц, непосредственно занятых в производстве или его обслуживании, и непромышленный персонал – лиц, не имеющих отношения к выпуску продукции (производству). В расчетах численности и производительности труда учитывают только ППП. Общая численность ППП складывается из следующих категорий работников:

 

чППП = Рабочие + ИТР + Служащие + МОП + Ученики + Охрана,

 

где Рабочие – лица, непосредственно  воздействующие на предмет труда, подразделяются на основных и вспомогательных;

ИТР – инженерно-технические работники, занимающиеся организационным, экономическим и техническим управлением предприятия;

Служащие – работники, выполняющие  учетные, счетные или аналитические  работы, занимающиеся делопроизводством;

МОП – младший обслуживающий  персонал;

Ученики – лица, проходящие обучение прямо на предприятии и находящиеся  в его штате;

Охрана – все виды охраны.

Информация о работе Лекции по "Биснес-планированию"