Лекции по "Биснес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курс лекций

Описание работы

Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
Лекция № 2. Бизнес-план организации
Лекция № 3. Структура и содержание разделов бизнес-плана
Лекция № 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
...

Файлы: 1 файл

курс бизнес планирование.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

 

Тпр = Гиз + Пф + Рпр + Рраб + Вц

 

или

 

где Аi – продукция i-го вида;

Цi — цена единицы продукции i-го вида;

Qу — стоимость оказанных  услуг.

 

Объем товарной продукции определяется в действующих (текущих) ценах предприятия и является базой для исчисления налогов (НДС, акцизов и др.). Товарная продукция определяется всегда без учета НДС и других специальных налогов.

Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Объем валовой продукции (Впр ) можно определить по формуле:

 

Впр = Тпр + (Нк – Нн),

 

где Нк — остаток незавершенного производства на конец года, руб.;

Нн — то же на начало года.

 

Остатки незавершенного производства определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового периода должна соответствовать условиям производства последующего периода.

Реализуемая продукция — это  готовая продукция, предназначенная  к реализации, сданная на склад  готовой продукции и оформленная  документально до 24 ч последнего дня месяца или до 8.00 утра 1-го числа  месяца, следующего за отчетным периодом.

Объем реализуемой продукции в планируемом периоде (Qрп) может быть установлен по формуле:

 

Qпр = Он + Тпр – Ок,

 

где Он, Ок – остатки готовой  продукции на складе на начало и  конец рассматриваемого периода (года, месяца и т. д.);

Тпр – товарная продукция по плану.

В условиях рыночной экономики особое значение должно придаваться показателю «объем реализованной продукции» по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной  деятельности предприятия.

Реализованная продукция – это отгруженная покупателю готовая продукция, за которую перечислены денежные средства на расчетный счет поставщиков. Измеряется в действующих ценах.

В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в РФ выручка  от реализации продукции может определяться двумя способами.

1. По мере ее оплаты, поступления  денежных средств на счета  в учреждения банков, а при  расчете наличными деньгами –  по поступлении средств в кассу.

2. По отгрузке товаров и предъявлении  покупателю (заказчику) расчетных  документов.

Каждое предприятие при разработке отчетной политики на плановый период принимает один из двух вариантов  учета выручки от реализации продукции, исходя из условий хозяйствования и  заключенных договоров. Первый вариант  признания выручки от реализации является в настоящее время наиболее распространенным в российской экономике. Однако он снижает достоверность при подсчете производственного результата: происходит начисление расходов (материалов, зарплаты и др.) в одном отчетном периоде, а выручка за отгруженную продукцию очень часто поступает в другом, что объясняется общим резким спадом объемов реализации продукции, иными словами, предприятие часто работает на склад.

Второй вариант учета реализации обеспечивает большую достоверность  в подсчете производственного результата. Однако у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль в связи с реальным поступлением денег, и оно быстро становится неплатежеспособным, финансовым банкротом. Огромная взаимная задолженность, отсутствие финансовой дисциплины заказчиков, высокий уровень монополизации приводят к тому, что уровень использования второго варианта незначителен. Наиболее часто он применяется на предприятиях транспорта, связи, в строительстве.

Процесс реализации завершает кругооборот  хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед госбюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает замедление движения оборотных средств, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Показатели валовой, товарной и  реализованной продукции не в  полной мере характеризуют конечный результат работы предприятия. Это  обусловлено тем, что в объем  этой продукции входят материальные затраты, которые имеют большой удельный вес. Поэтому для измерения собственного вклада предприятия в производство продукции необходимо использовать показатели:

1) условно-чистой продукции, которая  включает затраты по заработной  плате с начислениями, амортизационные отчисления и прибыль;

2) чистой продукции. Это часть  валовой продукции, соответствующая  вновь созданной стоимости, т.  е. это условно-чистая продукция  без амортизации;

3) нормативной чистой продукции,  отличающейся от чистой тем,  что образуется на основе стабильных норм.

Важными рыночными индикаторами служат показатели обновляемости выпускаемой  продукции. В соответствии со своим  жизненным циклом каждый вид продукции  достигает известного периода предельной эффективности, и поэтому периодически необходим пересмотр ассортимента.

Коэффициент обновляемости продукции  характеризует соотношение новой  и старой продукции, используется на многих предприятиях как утверждаемый плановый показатель в общем объеме производства. Особенно широко используется в зарубежной практике.

 

Производственная программа предприятия  должна разрабатываться в следующей  последовательности:

1) фирма производит исследование  рынка, определяет позицию товара  на рынке, возможный спрос и  объем продаж;

2) на основе возможного объема продаж определяют объем реализуемой продукции:

 

Nреал = Qпродаж 

Ц;

 

3) планируют объем товарной продукции:

 

Nтов = Nреал – (Он – Ок);

 

4) определяют величину валовой  продукции:

 

Nвал = Nтов + (Нк – Нн);

 

5) сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющимися материальными, финансовыми и другими ресурсами.

В бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3 – 5 лет.

Для уже существующего бизнеса  описываются производственные мощности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное  оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся  на предприятии.

План производства должен соответствовать мощности предприятий – объему или количеству единиц продукции (услуг, работ), которые можно изготовить за определенный период.

Под производственной мощностью предприятия  понимается максимально возможный  выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом продаж, при полном использовании производственного оборудования, площадей и с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливаются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.

Планирование производственной мощности основано на учете факторов, от которых  зависит ее величина. При расчете  мощности принимаются во внимание следующие факторы:

1) структура и величина основных  производственных фондов;

2) качественный состав оборудования, уровень физического и морального  износа;

3) передовые технические нормы  производительности оборудования, использования площадей, трудоемкости изделий, выхода продукции из сырья;

4) прогрессивность применяемых  технологических процессов;

5) степень специализации;

6) режим работы предприятия;

7) уровень организации производства  и труда;

8) фонд времени работы оборудования;

9) качество сырья и ритмичность поставок.

Производственная мощность – величина непостоянная. Выбытие мощности происходит по следующим причинам: износ и  выбытие оборудования, увеличение трудоемкости изготовления изделий, изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, уменьшение фонда времени работы, окончание срока лизинга оборудования. Эти же факторы действуют и в обратном направлении.

Производственная мощность предприятия  определяется по мощности ведущих цехов, участков, поточных линий, станков (агрегатов) с учетом мер по ликвидации узких мест и возможной кооперации производства.

В расчет производственной мощности включается все наличное оборудование, в том числе и бездействующее в связи с неисправностями, ремонтом, модернизацией. Учитывается оборудование, находящееся в монтаже и на складах, предназначенное к вводу в эксплуатацию в планируемом периоде. При расчете мощности не рассматривается оборудование вспомогательных и обслуживающих цехов.

Расчет производственной мощности предприятия должен производиться  в следующей последовательности:

1) расчет производственной мощности  агрегатов и групп технологического  оборудования;

2) расчет производственной мощности  производственных участков;

3) расчет производственной мощности  цехов (корпуса, производства);

4) расчет производственной мощности предприятия в целом.

Для расчета производственной мощности применяются два метода:

1) по производительности оборудования;

2) по трудоемкости изготовления  продукции.

В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности оборудования, а в дискретных производствах – по трудоемкости изготовления продукции.

Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса  плановых расчетов, позволяющих определить:

1) входную мощность;

2) выходную мощность;

3) показатели степени использования  мощности.

Входная мощность определяется по наличному  оборудованию, установленному на начало планового периода.

Выходная мощность – это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.

Планирование выпуска продукции  осуществляется исходя из среднегодовой  мощности (МС).

Необходимо различать фактическую  и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.

Степень освоения проектных мощностей  характеризуется следующими показателями:

1) продолжительностью (сроком) освоения;

2) уровнем освоения проектной  мощности;

3) коэффициентом использования  вводимых в действие мощностей;

4) объемом производства продукции в период освоения;

5) достижением проектных уровней  себестоимости, производительности  труда и рентабельности.

Под периодом (сроком) продолжительности  освоения проектной мощности предприятия  или его части (цеха, участка, агрегата) понимается время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию до устойчивого выпуска продукции планируемым объектом. Объем производства продукции на объектах, находящихся в стадии освоения проектных мощностей, должен определяться с учетом этого показателя. При планировании этого показателя не должно учитываться время, затраченное на подготовку производства к выпуску новой продукции на вводимом в действие объекте, проведение пусконаладочных работ и комплексного апробирования оборудования. Уровень освоения – это устойчиво достигнутый на определенную дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой) проектной мощности.

Разрабатывается баланс производственных мощностей.

По результатам всех расчетов разрабатывается  баланс производственной мощности с  целью более полной увязки проекта  производственной программы и производственной мощности предприятия. В нем отражаются входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей. На основе баланса производственных мощностей и в ходе его разработки осуществляются:

1) уточнение возможностей производственной  программы;

2) определение степени обеспечения производственными мощностями программы работ по подготовке производства новых изделий;

Информация о работе Лекции по "Биснес-планированию"