Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 23:22, курсовая работа
Цель работы:
Изучить технологии связей с общественностью и обосновать возможность их применения в культурно-досуговых учреждениях.
Задачи работы:
1. Дать определение общения.
2. Определить функции и структуру процесса культурного общения.
3. Рассмотреть формы организации общения.
4. Дать определение клубному общению.
5. Определить взаимосвязь общения и воспитания.
6. Выявить основную направленность общения между людьми.
Так, в американской культуре принято на вопрос: << Как дела? >> отвечать << Прекрасно >>, как бы дела не обстояли на самом деле.
Для нашей культуры свойственно отвечать << по существу >>, притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия.
Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Ч то касается использования манипуляторного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.
Важно сделать общий вывод о том, что расчление единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения. Делая определенную попытку связать ее с содержание деятельности.
1.2 Общение как феномен культурного общения
Термин << культуру >> ( от латинского, culture – возделывание, обрабатывание ) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком.
В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение – достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречаются более 250 определений культуры.
Специалисты по теории культуры А. Кребер и А. Клахкон проанализировали свыше 100 основных определений и сгруппировали их следующим образом:
Каждая из перечисленных групп определений, схватывает какие – то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен, культура ускользает от определения.
Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества. Культура исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.
Можно рассматривать историю, как целесообразную деятельность людей. Именно этот деятельный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что такое культура? Говоря и размышляя о культуре, мы представляем себе не только продукты человеческой деятельности, но и саму эту деятельность: каменщиков, возводящих пирамиды, современное автоматизированное производство с его высокой технической культурой.
В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложились две формы культуры:
С проявлением средства массовая культура, которая не связана с религиозными или кассовыми субкультурами, средствами массовой информации и массовой культурой неразрывно связаны между собой.
Культура становится << массовой >>, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Поэтому, говоря о культуре общения в широком смысле слова, можно включить в нее нормы и способы их реализации в человеческих отношениях. Но есть и более узкий смысл в понимании культуры общения. В этом случае культура определяется степенью владения людьми навыков общения, созданных и принятых в конкретном обществе.
Культура – это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Основой всякой культуры является уважение к личности человека, нравственные законы и принципы.
Естественно, что культурный человек и его поведение взаимосвязаны. Но эта взаимная связь может быть качественной различной. Мы иногда говорим << культурное поведение человека >>, иногда << поведение культурного человека >>.
Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе ( как в знакомом, так и в малознакомом ), усвоить азы поведения, связанные с профессиональной этикой, понимать, что прилично и что неприлично делать в данной обстановке.
Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний.
Можно сказать, что культурное поведение – это соответствие с теми или иными общепринятыми правилами. Эти правила могут меняться – будут меняться и манеры поведения.
Главное в понятие << культурное поведение >> акцент делается на поведении, которое должно быть культурным. Человек знает правила культурного поведения и выполняет их. И все – таки, культурное поведение человека – это только часть решения проблемы взаимоотношения людей. Только в таком случае мы можем говорить о поведении культурного человека. Здесь акцент мы уже делаем на человека, каков он.
Действительно, что собою представляет культурный человек?
Это тот, у которого знание этических принципов, моральных норм общества превратились во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Он поступает так не потому, что знает, как надо поступать, а потому, что не может поступить иначе.
Культурный, воспитанный человек ориентируется, прежде всего, не на необходимость соблюдать внешние правила, а на свою совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми в обществе.
Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.
<< Поступки людей, - писал Д. Томас, - подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них. >>
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушению отношений между людьми. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.
Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения, с готовностью, не жалея себя, помогает им и словом и делом, мы считаем культурным, воспитанным человеком. Именно человеколюбие – главная ценность в поведении каждого из нас.
Человек всегда, так или иначе, << ведет себя >> совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему его миру и, прежде всего, по отношению к людям.
В поведение и общении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды и вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности себе.
Важную роль в поведении играют эмоции и чувства. Наше поведение обусловлено теми нравственными нормами и принципами, которые регулируют отношения людей в обществе.
Взаимоотношение между людьми – это и есть общественная норма поведения. Поэтому каждый наш поступок обычно соотносят с принятыми в стране ценностями и говорят о поведении как принципиальном или беспринципном, благородном или безобразном.
Задавая себе вопрос, как следует вести себя с окружающими нас людьми, какого рода поступки мы должны совершать в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах, хорошо бы сразу подумать и о том, а какого рода последствия повлечет за собой наш поступок. Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих.
Известно, что работа накладывает на человека очень заметный отпечаток. Причем это касается не только его внешнего облика, не только физических черт, но и характера, особенностей мышления, отношения к людям, реакций на окружающее. Ведь по своему мироощущению, по манере работы, человек, трудящийся на земле, отличается от заводского рабочего, инженер от врача, музыкант от спортивного тренера. В более общем плане можно сказать, что те, кто работает с неодушевленной материей, отличаются от тех, кто работает с людьми.
Человек, не способный или не подготовленный к постоянному контакту с другими людьми может причинить неприятности и испортить нервы сотням людей. В то же время в работе, связанной преимущественно с неживыми вещями, он мог бы быть незаменимым специалистом и объективно принести людям массу пользы. Но и внутри своего коллектива не менее важно уметь поддержать контакты.
Человека, который не владеет определенными манерами, принятыми способами общения, обращения к окружающим, не умеет правильно вести себя в обществе, не владеет профессиональной этикой нельзя назвать коммуникабельным, а значит и нельзя назвать культурным человеком. Ведь культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов. И чем выше уровень культуры в малой группе, тем выше показатели работы. И если в группе работают единомышленники – люди, работающие с увлечение и интересом, помогающие друг другу, поддерживающие дружеские отношения, основанные на близости основных ценностей и внеслужебных интересов, то можно сказать, что уровень общения между членами группы на высоте.
1.3 Основные компоненты межличностного общения, функции культурного общения.
Как самостоятельный процесс культурное общение включает в себя три основных компонента:
В современной психологии восприятие человека понимается как непосредственное отражение их друг другом. Этот процесс пронизывается в общение от начала до конца.
При установлении взаимодействия в процессе общения человек всегда исходит из определенных личных потребностей, интересов, устремлений.
Восприятие во многом предопределяет содержание и результаты общения, чаще всего восприятие человека человеком в условиях культурно – досуговых учреждений протекает на благоприятном эмоциональном фоне. Люди приходят сюда с целью заняться любимым делом, отдохнуть, развлечься. Все это формирует установку на сближение.
Разные люди проявляются в процессе культурного общения межличностные отношения, которые можно разделить на три основных вида:
Теперь мы можем выстроить систему основных функций культурного общения. Прежде всего, следует вычленить познавательную функцию. Только в процессе общения люди взаимно познают друг друга. Общение выполняет и объединяющую функцию. Когда люди не могут осуществить свои цели индивидуально, общение способствует объединению усилий и придает деятельности комфортную форму.
В непосредственной связи с объединяющей функцией, находится функция дифференциации личностного поведения.
Основная задача культурного общения – сделать все индивидуальные достижения общим групповым достоянием. Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит информативной функции.
Информация о работе Общение в культурно – досуговых учреждениях