Общение в культурно – досуговых учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Изучить технологии связей с общественностью и обосновать возможность их применения в культурно-досуговых учреждениях.

Задачи работы:
1. Дать определение общения.
2. Определить функции и структуру процесса культурного общения.
3. Рассмотреть формы организации общения.
4. Дать определение клубному общению.
5. Определить взаимосвязь общения и воспитания.
6. Выявить основную направленность общения между людьми.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.22 Кб (Скачать файл)

 

Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры.

Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Они сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение и устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения.     

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Общение и формирование ценностных установок

 

Общение является одним из основных стимуляторов самовоспитания. В процессе общения затрагиваются проблемы политики, морали искусства. Такие проблемы относятся к числу социально и личностно значимых, т.е. так или иначе затрагивает и область общественных потреблений и интересы каждого человека в отдельности.

Будем рассматривать культуру, как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а так же результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие – либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям.

Мир ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и другие системы. Системы ценностей историчны и, как правильно, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности.

Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.

Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими.

Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.

Необходимо обратить внимание еще на один важный момент – на социальный характер культуры.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества.

Культурное общение помогает людям правильное ориентирование в событиях и тенденциях внутренней и междууровневой жизни. Широкое взаимодействие помогает проанализировать собственные суждения, соотнести их с установками других и с объективной социальной практикой. В социологии и социальной психологии существует понятие (внутренней комфортности). Суть его заключается в податливости индивида психическому давлению, человек меняет свое первоначальное мнение и разделяет мнение окружающих не из – за убедительности представленных ему аргументов (их может и не быть), а лишь из боязни остаться в изоляции, обнаружить свою некомпетентность, неосведомленность относительно господствующих оценок и мнений, жажда поделиться своими радостями и печалями, излить то, чем наполнена естественное желание человека.

Сопереживание всегда было одним из фундаментальных факторов общения. Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни.

В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Забвение этого обстоятельства может самым отрицательным образом сказаться на результативности нашей работы, а также в личном плане. Душевная черствость, сознательное сдерживание эмоциональных реакций или бедность их заметно ограничивают возможности вступления в контакт, мешают достижению психологической близости между людьми, мешают общению глубины и значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Взаимосвязь общения и воспитания

 

Самосознание личности развивается под влиянием двух основных факторов. Одним из них является интроспекция, открывающая человеку свое «я», в результате его мы получаем новые или более точные представления о свойствах собственной личности. Второй фактор – оценка нас другими людьми; эта оценка корректирует результаты внутреннего самоанализа, помогает сделать их точнее и объективнее.

Очень важную роль в полноценном осознании человеком самого себя играет коллектив, членом которого он является. Коллектив дает возможность проанализировать свое поведение, внимательно всматриваясь в зеркало общественного мнения. Человек обычно так и поступает: характеризуя себя или других, он подразумевает не личность вообще, а личность в системе ее непосредственных взаимосвязей.

Применительно к взрослому субъекту клубного общения процесс самосознания начинается отнюдь не с нулевой отметки. Однако клуб вносит в этот процесс очень специфический вклад: человек получает здесь возможность познать и оценить себя по таким параметрам, которых нет или почти нет в иных сферах его жизнедеятельности.

В зависимости от знания самого себя формируются наши способности к оценке других людей. Н.Г. Чернышевский отмечал,  что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».  Между тем правильное восприятие ближайшего круга общения является предпосылкой для установления полноценных межличностных отношений.

На основе самосознания и тех характеристик, которые он получает извне, от других людей, у человека формируется самооценка. Она имеет очень большое значение для всей практической деятельности.

С оценкой  человека (самого себя) неразрывно связано самоуважение. Это – результат всей системы самооценок. Самоуважение означает, что человек положительно относится к себе как к личности.

Самосознание, самооценка и самоуважение личности – это факторы, которые приходиться и учитывать и корректировать в процессе воспитательной работы. Воспитание не может быть, эффективным, если оно не опирается на достоверную информацию о внутреннем состоянии объекта. Это справедливо и по отношению к рассматриваемому процессу формирования личности в общении, через общение и средствами общения.

В плане духовного развития индивида самосознание и самооценка очень важны как предпосылка эффективного самовоспитания.

Общение – это очень мощный фактор пробуждения и формирования личностных потребностей. Наблюдая деятельность других, знакомясь с ними как с партнерами по досугу, включаясь в совместные занятия, человек неизменно переживает определенные состояния, проявляющиеся в форме желаний, влечений, стремлений, интересов.

Общение, таким образом, выступает в качестве внешнего стимула, побуждающего человека к какой-то новой деятельности, к новому стилю поведения.

В процессе общения человек удовлетворяет одну из важнейших своих потребностей – потребность в самоутверждении. При определенных условиях потребность может стать решающим фактором саморазвития и самовоспитания личности.

Следующий фактор развития способностей человека зависящий от межличностного общения, – самовыражение. На самовыражении базируется и самоутверждение личности.

Человек выражает себя во всем – в словах, действиях, поступках, в повседневном поведении. И на каком-то этапе своего развития он уже не в состоянии делать это изолированно, наедине с собой. Для того чтобы мы могли выразить обуревающие нас мысли и чувства, нам нужны другие люди, которые, выслушав,  посочувствовав, откликнувшись, оценив, дают нам возможность проявить самих себя. Короче говоря, самовыражение и самоутверждение, как и самопознание, обязательно предполагают для своей реализации межличностное общение.

Очень многое зависит от особенностей мотивации, побуждающей к самоутверждению. Стремление занять одно из ведущих мест в коллективе может быть связано с правильной оценкой своих организаторских и творческих способностей, со стремлением принести как можно больше пользы всему коллективу. Но мотивация может быть и совсем иной. Себялюбие, эгоцентризм, чувство собственной исключительности способны привести к самым извращенным формам завоевания популярности.

Общение, как я уже говорила, является одним из основных стимуляторов самовоспитания.

Следует отметить, что далеко не всякие отношения могут активизировать самовоспитание. Человек обычно равняется лишь на ту группу людей, которую ценит и уважает, поэтому особенно значимы личностно-избирательные отношения.

Самовоспитание начинается там, где человек глубоко переживает необходимость работы над собой. Именно на этой почве зарождается основная, побуждающая к самовоспитанию сила, неудовлетворенность самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности.

Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и не проста. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по – разному: быть непосредственными или опосредственным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д.

Такая многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально – экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном итоге именно они и являются содержанием общения.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет.

Во – первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми.

Во – вторых, общение выполняет так называемую регуляционнокоммуникативную функцию.

В – третьих, в общении вырабатываются правила поведения, цели, средства и мотивы поведения, усваиваются его нормы.

В – четвертых, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.

Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы, вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

Социологи на основе конкретных  факторов утверждают, что очень большое влияние на характер нерегламентированных межличностных контактов оказывают современные средства массовой информации (печать, радио, телевидение).

Перед организаторами культурного общения стоит задача – планомерно и систематично расширить и обогащать тематику свободных бесед. Особенно важно вводить в суть культурного общения многочисленные товарищеские и дружеские группы, возникающие по месту жительства или работы трудящихся. Таким образом, обеспечивается возможность осуществлять социальный контроль за использованием свободного времени. Полнее решается задача общего совершенствования структуры досуга.

В настоящее время общение превращается в один из ведущих элементов социально – культурного явления. Работу по организации общения следует рассматривать как важное средство совершенствования досуга и борьбы за его разнообразие.

Человек, который владеет всеми этими качествами, владеет секретом общения. Умение общаться – пожалуй, самое важное в жизни умение.

Одним из главных признаков культуры общения можно считать умение быть коммуникабельным.

Понятие коммуникабельность включает в себя такие определения как:

    1. Склонность к общению с людьми
    2. Умение и желание говорить
    3. Легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты
    4. Желание помочь друг другу
    5. Соучастие и сопереживание
    6. Удовлетворенность потребности людей в широком интенсивном общении

        Человек, который владеет всеми вышеперечисленными  качествами, можно отнести к категории людей, владеющих искусством общения.

Учитывая тот факт, что работа занимает в жизни человека важное место,  производственные отношения  необходимы и дороги  каждому из нас. Причем некоторые из них необходимы и дороги нам не в меньшей степени, нежели отношения с близкими людьми. Поэтому культура служебных отношений включает в себя создание благоприятного психологического климата. А создание психологического климата в коллективе невозможно без создания устойчивой духовной атмосферы, без взаимного уважения членов коллектива, без высокой профессиональной подготовки, без элементарных знаний психологии человека.

Наличие у членов коллектива высоких нравственных качеств так же благоприятно отражается на создании благоприятного психологического климата.

Деловые отношения, основанные на знании правил поведения в обществе, знания служебного этикета, умении выслушать и понять собеседника всегда являются предпосылкой для создания благоприятного климата.

Информация о работе Общение в культурно – досуговых учреждениях