Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 23:22, курсовая работа
Цель работы:
Изучить технологии связей с общественностью и обосновать возможность их применения в культурно-досуговых учреждениях.
Задачи работы:
1. Дать определение общения.
2. Определить функции и структуру процесса культурного общения.
3. Рассмотреть формы организации общения.
4. Дать определение клубному общению.
5. Определить взаимосвязь общения и воспитания.
6. Выявить основную направленность общения между людьми.
Клубное общение доставляет людям глубокое удовлетворение тем, что при этом снимается целый ряд так называемых «личностных напряжений». Устраняется и неопределенность, зачастую возникающая в сфере индивидуального существования:
2.3 Общение в клубных стабильных объединениях
Свободное общение, развиваясь, вызывает потребность в более тесном объединении на основе конкретного общего интереса. На этой основе нестабильные и полу стабильные группы закономерно превращаются в более организованное и прочное объединение. Здесь мы сталкиваемся с частыми случаями проявления общесоциологического закона взаимосвязи общения и обособления. Развитие общения предполагает создание автономной общности, а это уже обособление, или группа выделяет себя из остального окружения.
Добровольно объединяясь для совместного проведения досуга по интересам, люди видят одну из главных целей для создания наилучших условий для самосовершенствования. Совместная деятельность неизменно повышает культурный потенциал общения: эпизодическая работа над собой получает более глубокую образовательную направленность, потребление духовных ценностей дополняется попытками самостоятельного творчества.
Несмотря на то, что клубные общности чаще всего состоят из людей, уже знакомых друг другу по работе или по месту жительства, новый вид контакта открывает ранее неизвестные качества, черты характера, способности даже в близких товарищах. По мере развития общения в коллективе происходит образование различных «неформальных» подгрупп. Эти подгруппы могут совпадать и не совпадать с ранее имевшимися взаимосвязями, поскольку в новой ситуации возникают дополнительные основания для личных симпатий и антипатий. Критерии оценки людьми друг друга базируются, прежде всего, на личностных качествах человека: душевной чуткости, отзывчивости, откровенности и других достоинствах, особенно ценимых в общении.
Ничто так не способствует воспитанию личности, как ощущение своей нужности товарищам, как осознание зависимости личных успехов от общих достижений коллектива.
Создание хорошей атмосферы в коллективе развивает в каждом сознание в зависимости от общественного мнения, умение подчинять личное поведение коллективным требованиям. При этом успешное формирование личности возможно лишь при условии, что цели объединения вытекают из больших общественно-политических целей и, следовательно, каждый этап коллективной жизни является фактором, воспитывающим общественно активного человека.
Требовательность коллектива к отдельным его представителям превращает всех в активных участников воспитательного процесса. Приводя в движение внутренние источники воспитания, общественное мнение приучает человека к действенному самоконтролю и работе по самосовершенствованию. Основная ценность общественного мнения заключается в том, что оно способствует формированию системы нравственного сознания и опирается на него.
Поддерживаемые общественным мнением, нормы поведения закрепляются в виде убеждений и привычек, и таким образом превращаются из внешних во внутренние стимулы поведения.
Общественное порицание, в силу специфических особенностей клубного коллектива, используется реже. Однако это отнюдь не означает его ненужности. Коллектив не может относиться безразлично к серьезному нарушению нравственных норм. Он может единодушно и непреклонно потребовать от личности ответа за совершенные поступки. Человек не способен остаться безразличным к мнению товарищей, – он обычно тяжело переживает их неодобрение.
Статусный дискомфорт задевает совесть, гордость, чувство личного достоинства. Общественное осуждение означает для провинившегося отказ в уважении и доверии окружающих. Человек не может обрести душевный покой до тех пор, пока окружающие не вернут ему свое расположение, не восстановят с ним добрые товарищеские отношения. Если этого не происходит, пребывание в коллективе становится практически невозможным.
К числу важнейших факторов, регулирующих поведение людей в самодеятельном коллективе, относятся и коллективные традиции. Коллективные традиции могут успешно использоваться в целях сплочения любительской группы, укрепление межличностных отношений, обогащение содержания и структуры общения.
Традиции пронизывают собой общение и деятельность, сохраняя в них установленный порядок и регулируя их. Практически это выражается в побуждении к определённой деятельности, в сдерживании активности, противоречащей целям и задачам коллектива.
Одной из важных характеристик
самодеятельного объединения как воспитательного
коллектива служит уровень его эмоциональной
жизни. Очень важно, чтобы все, что делается
в коллективе, было пережито, прочувствовано,
пропущено через сердце каждого из его
участников. Здесь мы вплотную подходим
к роли таких социально-психологических
явлений, как коллективное переживание и
По своей психологической сути переживание и настроение имеют много общего. И это вполне понятно: ведь настроение есть не что иное, как результат разнообразных переживаний.
Эмоциональные переживания и настроения группы сохраняют такие характерные качества личностных переживаний и настроений, как импульсивность и динамичность. Вместе с тем они приобретают ряд новых особенностей, среди которых следует особо отметить заразительность, умножение силы проявления, устойчивость. В то же время коллективные переживания и настроения отличаются большей податливостью, чем другие социально-психологические явления, они гораздо легче и быстрее поддаются трансформации. Эта особенность делает их открытыми как для положительных, так и для отрицательных воздействий. Все зависит от того, какие факторы окажутся доминирующими.
Таким образом, общий эмоциональный подъем обладает большой побудительной силой. Его способность захватывать человека целиком может быть использована в качестве могучего рычага для развития буквально всех сторон человеческой психики: взглядов, убеждений, чувств, привычек.
Коллективное переживание и коллективное настроение являются действенными факторами влияния на личность во всех видах человеческого общения. Однако в сфере свободных клубных взаимосвязей они имеют особое значение. Это значение обусловлено характером межличностного общения на досуге, которому присуща высокая эмоциональная насыщенность.
Привлекательность коллективной деятельности и общения намного повышается, когда содержание и форма их не предлагаются «сверху», а определяются самими участниками.
В возникновении и развитии коллективных переживаний очень важную роль играют подражание и эмоциональное «заражение» друг друга одним и тем же чувством. Это взаимовлияние становится особенно сильным при совпадении мотивов деятельности.
Не менее важное значение имеет внутреннее содержание мотивов, и, прежде всего соотношение их субъективной и объективной значимости.
Также важную роль в воспитательной направленности общения играют четкость и слаженность в организации занятий. Благодаря им возникает своеобразная эстетически привлекательная основа для дружного подключения к совместной деятельности: общее дело буквально захватывает каждого, никто не хочет оставаться в позиции стороннего наблюдателя.
Направленному формированию коллективных переживаний способствует специальное введение в совместную деятельность разнообразных эстетических и игровых элементов.
Важным воспитывающим средством является глубокое осознание нужности проделанной работы. Достигнутые успехи всегда вызывают гордость за самих себя, уверенность в своих силах, – и это медленно отражается на характере межличностных отношений.
Завершая разговор об основных организационных формах культурного общения, отметим, что в своей совокупности они составляют развитую систему, позволяющую людям в каждом конкретном случае выбрать для себя наиболее подходящий и удобный вариант использования свободного времени.
Думается, нельзя разрывать указанные два понимания культуры общения, поскольку и сами навыки и возможность овладения ими зависят от правовой системы, от нравственного климата социальной группы. Основой всех аспектов общения являются экономические отношения данного общества. Но в непосредственных контактах эта связь от людей ускользает. Люди, прежде всего, сталкиваются с поступками, словами, жестами, манерами, которые сами по себе не оцениваются с точки зрения права или морали. Они лишь форма, в которой проявляется или не проявляется моральное содержание, которое и определяет смысл поступка. Вместе с тем нельзя сказать, что сами по себе поступки безразличны для людей. Одни поступки создают предпосылки для взаимопонимания, предполагают удобства для окружающих людей, проистекают из их интересов, другие ведут к дискомфорту, во взаимоотношениях провоцируют отрицательную реакцию окружающих. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается, прежде всего, с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения.
Разумеется, в реальной жизни все ее стороны, о которых шла речь, органически сливаются друг с другом, взаимно дополняют и проявляют друг друга. Раздельное их рассмотрение возможно лишь для уяснения содержания понятия культуры общения. Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей как своеобразные эталоны общения. Но такое описательное определение должно быть дополнено и уточнено установлением тех эталонов, которые действительно соответствуют интересам людей (а следовательно, и самому процессу общения) или противоречат им несмотря на свое реальное существование. Без такой важнейшей поправки нельзя говорить ни о социальной ценности общения, ни о его содержательной стороне.
В сфере культуры общения основные общечеловеческие нормы, «простые нормы нравственности и справедливости», как называли их К. Маркс и Ф. Энгельс, играют роль гораздо большую, нежели в какой – либо другой области человеческих отношений.
Как известно, в своем развитии личность начало постигает более очевидные, более простые нормы человеческих отношений и только потом усваивает более сложные. При это нельзя забывать, что без более простых не было бы и более сложных норм. Вот почему в самых сложных отношениях между людьми нельзя игнорировать те элементарные нормы, которые сложены в систему культуры общения.
Никакие требования морали не могут быть осуществлены и даже поняты без элементарной порядочности в человеческих отношениях.
Их же противопоставление искажает само содержание высоких нравственных принципов. Если социальные взаимосвязи существуют как объективные явления, то межличностные связи, взаимосвязи организуются, сознательно направляются на воспитание у людей определенного отношения к жизни. Воспитательные задачи решаются путем вовлечения человека в систему обогащающих его социально ценных связей.
Межличностные взаимосвязи – это такая сфера человеческой жизни, в которой социальный мир отражается во всем его многообразии.
«Устройство группы, характер взаимоотношений между ее членами служит для индивида своеобразной моделью общества вообще. Индивид, свободно и хорошо чувствующий себя в своих первичных группах, обычно склонен переносить эти чувства и на окружающее общество. Напротив, там где человеческие отношения не имеются, у людей нередко вырабатывается настороженно не доверчивое отношение и к обществу». – писал Кон И.С.
Чем выше личные качества, тем чаще отношения между людьми. В свою очередь отношения постоянно влияют на формирование личности. Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.
Культура – понятие более широкое, нежели общение.
Культура включает в себя все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. В том числе культура включает в себя способы человеческой деятельности, тот круг форм, приемов, и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения.
Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая «очерчивает именно то, как надо действовать».
Информация о работе Общение в культурно – досуговых учреждениях