Общение в культурно – досуговых учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Изучить технологии связей с общественностью и обосновать возможность их применения в культурно-досуговых учреждениях.

Задачи работы:
1. Дать определение общения.
2. Определить функции и структуру процесса культурного общения.
3. Рассмотреть формы организации общения.
4. Дать определение клубному общению.
5. Определить взаимосвязь общения и воспитания.
6. Выявить основную направленность общения между людьми.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.22 Кб (Скачать файл)

Человек получает в общение с другими людьми новые знания и необходимую информацию. Здесь идет интенсивный обмен мнениями, оценками, идеями, передается накопительный опыт, формируются нравственные качества, расширяются культурные интересы.

Культурное общение имеет еще одну специфическую функцию – рекреационную. Как особая форма отдыха и восстановление сил, оно компенсирует то, что человек недополучает в других сферах жизнедеятельности, способствует его нормальному самочувствию. В основном это происходит благодаря способности общения снимать некоторые из личностных напряжений, давать четкую ориентацию, предоставлять возможность самоутверждения, ликвидировать << дефицит >> в связях с людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формы организации  общения

2.1.Повседневное  свободное, деловое общение, общение  в клубных объединениях.

 

Культурное общение может выступать в самых разнообразных организационно – методических формах.

Свободное общение – это вполне самостоятельный компонент культурной жизни. Одно превращение свободного общения в культурное воспитывающее общение не происходит само собой. Необходима большая и кропотливая работа – работа методическая, теоретическая и особенно организационная.

Свободное общение тесно связанно с развлекательно – игровыми занятиями. В этом виде деятельности общение занимает такое большое место, что само по себе развлечение становится за частую не более, чем к удовлетворению потребности в общении.

Игровые контакты обладают значимостью информационно – воспитательными возможностями. В очень многие игры органично вплетается бытовая беседа. Особенно интересен элемент общения в такой форме развлекательно – игровых занятий, как дискотека, вечера, встречи.

Почетное место в структуре свободных контактов занимает художественно коллективно любительское исполнительство.

В последние годы народная традиция художественного исполнительства обогатилась за счет широкого развития нового письменного фольклора.

Среди форм общения особую популярность завоевали тематические, юбилейные вечера, встречи в кафе, барах. Такое общение имеет много своеобразного. Обстановка, стиль и правила поведения, психологический настрой, располагающий к письменному разговору, обмену новостями, спокойному отдыху. Удачное состояние праздничной принадлежности вызывает у людей самочувствие, подобно тому, какое они испытывают в гостях у добрых близких людей.

Проблема делового общения в коллективе и влияния уровня на общение, отношение в сфере труда занимают очень большое, может быть, даже определяющее место в нашей жизни, мыслях и поведении. И дело не в том, что труд у большинства из нас занимает преобладающую часть активного времени, поглощает наибольшую долю сил.

 Дело в том, что в  процессе труда наиболее полно проявляются многие из наших человеческих качеств, формируется и раскрывается наше социальное << Я >>.

 И одна из наиболее  важных сторон современных трудовых  отношений – это деловые отношения, деловое общение работающих в  одном коллективе людей. Объединяясь  в процессе работы, мы создаем  новую, коллективную силу, которая  гораздо больше, чем сумма наших  отдельных сил. Разумеется, не всякий совместный труд предполагает непосредственное общение. Однако почти у всех работа, так или иначе, связанна с трудовыми отношениями.

Взаимоотношение между людьми на работе подчиняются двум видам правил:

  • Нормам юридическим
  • Нормам моральным

Иногда их еще называют писаными и неписаными правилами.

Как ни странно, это обстоятельство далеко не всеми понимается и принимается во внимание.

Администраторы, например, часто считают, что отношения на работе должны регулироваться только формальными, имеющими юридическую силу предписаниями, правилами трудового распорядка, должностными инструкциями, приказами администрации, всевозможными нормативными, трудовым и иным законодательством.

И напротив, работники не связанные с управлением, даже незнакомые с юридическими нормами, определяющими их права и обязанности, исходят из того, что все определяют не они, а личные связи, общая атмосфера и неформальные отношения. Поведение людей в любой обстановке регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Надо серьезно, с умом, относится к этикету, к умению общаться.

Специалисты отдела должны быть внимательны, терпеливы, уметь владеть собой в любой ситуации, уметь грамотно и на высоком профессиональном уровне принять и обслужить клиента.

Иногда, бывает все наоборот, но это не дает повода культурному человеку << сорваться >>. Необходимо сохранять спокойствие, учтивость, такт, терпение, вежливость. И самое главное – никогда не забывать о милосердии.

Когда говорят о профессиональной этике, то имеют в виду специфические требования нравственности, связанные с особенностями профессии.

Если мы хотим, что бы нас поняли правильно, надо, что бы и форма, и содержание, и смысл того, что мы намерены сообщить, и сообщаем, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации.

И каналы связи при этом должны быть свободными от << шума >> ( так специалисты называют любые, не только звуковые помехи ).

Все вышесказанное можно объединить в одно целое и дать ему определение – культура общения. И объединяются все понятия и определения, одним словом – коммуникация или коммуникативность.

Быть коммуникабельным – значит быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить, легко и быстро устанавливать деловые и творческие контакты, стремиться к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворять потребность людей в широком общении.

Свободное общение – развивалось, вызывая потребность в более тесном объединение на основе конкретного общего интереса. Добровольно объединяясь для совместного проведения досуга по интересам, люди видят одну из главных целей в создании наилучших условий для самосовершенствования. Совместная деятельность неизменно повышает культурный потенциал общения.

Искусство организатора состоит в том, чтобы вовремя выявить и поддержать порой неосознанное стремление, создать условия для его реализации.

Принципиальной особенностью клубных объединений является их полный демократизм. Объединение с близкими по интересам людьми поднимает и обогащает человека как личность.

Клубная общность превращается в средство развития творческой индивидуальности, формируемой в процессе общения, через усвоение культурных ценностей и определенной системы социальных ролей.

Важно, чтобы человек всегда, в том числе и на досуге чувствовал себя частью коллектива, умел согласовывать свои действия с другими людьми.

Когда клубная группа перерастает в сплоченный коллектив, людей начинают объединять не только общение, интересы и единство устремлений, но и нравственные обязательства.

Важным воспитывающим средством является глубокое осознание нужности проделанной работы. Достигнутые успехи всегда вызывают гордость за самих себя и уверенность в своих силах – и это немедленно отражается на характере межличностных отношений. В этой ситуации люди становятся более внимательными и чуткими друг к другу. Общая радость сближает, повышает настроение, что в свою очередь оказывает самое благоприятное влияние на стиль общения и на психологический климат коллектива в целом. Завершая разговор об основных организационных формах культурного общения, отметим, что в совокупности своей они составляют развитую систему, позволяющую людям в каждом конкретном случае выбирать для себя наиболее подходящий и удобный вариант использования свободного времени.

С точки зрения воспитательных возможностей предпочтение в этой системе следует отдать клубному самодеятельному коллективу. Здесь процесс формирования личности под воздействием общения обретает большую целенаправленность, устойчивость, планомерность.

В действие вступают социально – психологические факторы, характерные только для стабильной общности. Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Сущность и особенности клубного общения

 

Культурное общение предполагает взаимодействие людей и их личностное развитие. В этом смысле культурное общение демонстрирует обусловленность формирования личности влиянием окружающей среды.

Участие в разнообразных клубных занятиях и мероприятиях объединяет в себе удовлетворение потребности в знаниях, эстетическом наслаждении, творчестве, отдыхе с удовлетворением потребности в общении. Такая потребность есть у каждого человека, но он по своей природе является существом социальным. Но применительно к клубу я должны вести речь не о воспитании потребности в общении, а о воспитании потребности в культурном общении, т.е. о переводе потребности с относительно низкого уровня на более высокий.

Роль общения в жизни людей трудно переоценить. Без него был бы невозможен сам процесс становления человека как личности и превращения его в «общественного человека». В ходе общения реализуются общественные отношения: только в общении они могут стать «действительными отношениями». Общение является одной из основных форм перехода индивидуального сознания в общественное и общественного в личное.

Ситуация общения всегда является проблемной. Стремление к общению возникает, например, в том случае, если человек испытывает затруднение но достичь желаемой цели в одиночку, без помощи других людей, он не в состоянии. Так возникает стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодействие.

По признаку содержания той деятельности, которая порождает общение, можно выделить несколько типичных его видов общения на уровне удовлетворения: познавательных, эстетических,  творческих, развлекательных, рекреационных потребностей.

В сфере внерабочего времени человек довольно часто входит в общение с другими людьми безотносительно к какой-либо целенаправленной деятельности. Так возникает вид общения, получивший название «свободного» общения. Это общение выступает уже не в форме условия какой-то деятельности, а становится самостоятельной субъектно-субъектной деятельностью.

Применительно к клубной практике следует различать два самостоятельных вида общения: социально - ориентированное и личностно- ориентированное.

Социально - ориентированное общение – это тот случай, когда один или несколько человек вступают в контакт с относительно большой группой людей'. Наладить связь по принципу «тет-а-тет» субъекты общения в этом случае не могут. Инициатива здесь распределена неравномерно: субъектно-субъектная связь имеет много элементов субъектно-объектного взаимодействия. Одни находятся в более активной, другие в менее активной позиции. Типичным примером такого общения является общение в массово-аудиторных формах клубной работы.

Личностно - ориентированное общение строится иначе. Оно направлено на формирование сознания и поведения отдельной личности. Здесь не может быть установки на «среднего» субъекта.  Это процесс, предполагающий передачу сообщений вполне определенным людям и требующий их обязательной ответной реакции. Личностно - ориентированное общение бывает как «свободным» (установление контакта не связано с какой-либо деятельностью), так и «деятельным» (контакт устанавливается в ходе предметно-практической деятельности).

По признаку организации также следует различать два самостоятельных вида общения.

 Первый из них происходит  в рамках непостоянных групп, второй – в рамках стабильных объединений. Во втором случае контакты отличаются большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Члены группы связаны единой, регулярной деятельностью. Поскольку люди хорошо знают друг друга, уменьшается действие случайных факторов.

По сравнению со свободным нерегламентированным общением общение внутри постоянной группы – более продуктивный вид клубных контактов, обладающий большими воспитательными возможностями. Однако это не означает необходимости обязательного подтягивания одного вида общения до уровня другого. Каждое из них выполняет свою общественно полезную функцию и имеет право на самостоятельное существование.

Общение в условиях клуба, в каких бы конкретных формах оно ни развивалось, всегда представляет собой разновидность культурного общения. Оно имеет четко выраженную общественно полезную направленность: люди стремятся к расширению своих взаимосвязей и к сознательному использованию совместной культурной деятельности для самосовершенствования.

Клубное общение является формой неофициальных и нормативно не регламентируемых взаимодействий. Здесь человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность общения – высокий уровень эмоциональности. Во всяком случае,  эмоциональная насыщенность тут гораздо больше, чем в сфере делового общения. 

Клубное общение обусловлено не внешней необходимостью, а внутренними личностными импульсами.

Важное качество клубного общения – его добровольный характер. Человек включается в контакты по собственному желанию и сам, добровольно обязуется подчиняться установленным правилам. Понятно, что в таких ситуациях люди легче поддаются воспитательному влиянию, охотнее принимают выдвигаемые группой требования. Сравнивая клубное общение с другими типами коммуникаций, следует отметить, что в клубе возникают поистине идеальные условия в отношении свободы выбора партнеров, вида и формы коллективных занятий.

Информация о работе Общение в культурно – досуговых учреждениях