Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:15, курсовая работа
Планирование на предприятии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достиже-ния. Актуальность данной работы определяется тем, что современным пред-приятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необхо-димы предварительный анализ деятельности самой организации и возмож-ность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непре-менным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации
- разработка, согласование
и утверждение программы,
- организация учета и контроля выполнения планов,
- мотивация выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с наименьшими затратами,
- регулирование процесса
реализации стратегических
- для обеспечения развития предприятия требуется выявить рыночные возможности в сферах, где предприятие будет иметь явное конкурентное преимущество.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Одним из основных факторов качества планов является обоснованность плановых показателей. В противном случае как бы хорошо предприятие не работало на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным.
Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия должны дать ответы на следующие вопросы: что производить; с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта; для кого производить; по какой цене; в каком количестве; в какие сроки. На стадии стратегического маркетингадолжны быть разработаны нормативы конкурентоспособности товаров,учитывающие использование имеющихся стратегических конкурентныхпреимуществ предприятия, стратегические параметры товарных рынков,базирующиеся на показателях эффективности будущих товаров и
конкурентоспособности предприятия.
После разработки общих стратегических планов каждому производству предстоит разработать собственные планы маркетинга по товарам,маркам и рынкам. Основными разделами плана маркетинга являются:сводка контрольных показателей, изложение текущей маркетинговой ситуации, стратегии маркетинга, перечень опасностей и возможностей,задач и проблем, обоснование программы действий, бюджета, а такжепорядок контроля. В разделе плана, касающегося бюджета маркетинга,оптимизация прибыли может быть предусмотрена либо методомустановления показателей целевой прибыли, либо методом функции
реализации и сбыта.
Долговременный план – план, разрабатываемый на несколько лет инацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем стратегиипредприятия. Такой план чаще всего является составной частьюстратегического плана.
Текущий план - план, в котором объединяются все направлениядеятельности предприятия на текущий финансовый год.
Оперативный план предназначается для решения конкретныхвопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде (1-2 года),имеет узкую направленность, высокую степень детализации ихарактеризуется большим разнообразием используемых приемов иметодов.
Составление текущих планов является прерогативойфункциональных руководителей.Существуют три типа текущих планов: функциональные,единовременные и стабильные.
Функциональные планы необходимы для внедренияуправленческих решений в различных функциональных сферахпроизводства, подверженных стремительным изменениям.Функциональный план предусматривает действия, которые
необходимо предпринять
в ближайшем будущем в
Например, с помощью данных
функционального плана
- разрабатывается на период от 1 до 2 лет;
- по содержанию более подробен, специфичен, логичен,раскрывает способы достижения целей.
Единовременные планы.
В процессе планирования часто
возникает потребность в
Существуют два типа единовременных планов:программный и проектный.
Программный план создается
для координации
Проектные планы создаются для контроля за проведением менеесложных мероприятий, чем программы. Они должны содержатьвременные рамки выполнения и быть более детальными чемфункциональные планы.
Типовыми проектными планами являются: план постройки новогоофиса, введение в строй производственных мощностей, внедрениепроектов рекламных компании.
Стабильные планы.
Стабильные планы - это директивы, направленные на увеличениеобщей эффективности на основе соблюдения простейших принциповпредприятия. Они отличаются от функциональных планов тем, чтопрактически не связаны с общей стратегией предприятия. Существуюттри вида стабильных планов:
а) Политика - это положение, в соответствии с которымустанавливаются параметры принятия повторяющихся второстепенныхрешений. Политика дает общие указания по осуществлениюдеятельности. Например, предприятие может придерживатьсяполитики, в соответствии с которой на службу принимаются людитолько с определенным уровнем образования.
б) Стандартные инструкции - это планы действий, состоящие изнескольких этапов, которым необходимо следовать при выполненииотдельных заданий или при исполнении определенных обязанностей.Стандартные инструкции более специфичны и конкретны, чемполитика.
в) Правила и рекомендации - это предписания о том, какие действиядолжны или не должны быть предприняты в каждой конкретнойситуации. Такие правила избавляют подчиненных от необходимостипринимать решения и проявлять свою инициативу в конкретныхситуациях.
На основе текущих планов разрабатываются оперативные.
Оперативные планы разрабатываются на уровне производств ипредназначены для решения конкретных вопросов деятельностипредприятия в краткосрочном периоде. Такие планы имеют узкуюнаправленность, высокую степень детализации. При разработкеоперативного плана производства продукции необходимо располагатьследующей информацией:
- о конкурентоспособности продукции;
- сведения о емкости рынка;
- предложения и спрос продукции на рынке;
- возможности предприятия
для удовлетворения
Оперативный план конкретизирует и детализирует плановыезадания, установленные в текущих планах с распределением их помесяцам, декадам, дням.
Основная цель оперативного
плана – обеспечение слаженной,
Планы по уровню управления предприятием подразделяются на:общефирменные, цеховые, функциональных отделов, участков, бригад.
Особо следует выделить краткосрочные
планы. Краткосрочныепланы
охватывают годовой период. Они разрабатываются
на уровнепредприятия в виде производственной
программы на основепоступивших заказов
или результатов маркетинговых исследований,
азатем конкретизируются для отдельных
цехов на квартал или на месяц.В сущности,
такие планы содержат решения о том, как
эксплуатироватьпроизводственну
В основе разработки планов находится прогноз, т. е. система аргументированныхпредставлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ееокружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждениео возможности или невозможности того или иного события.
Выделяют следующие виды прогнозов:
1) по функциональному назначению:
• прогноз будущего организации
при различных вариантах
• прогноз путей достижения цели (программный);
• прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;
• прогноз возможных последствий принимаемых решений;
• прогноз состояния среды;
2) по содержанию - научно-технические, экономические (финансовый, рыночныйи т. п.), военно-политические и проч;
3) по периоду: оперативные (до 1 месяца); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные(до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет);
4) по степени надежности
(вероятность наступления
5) по форме представления результатов - качественные и количественные (интервальныеи точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируетсяна качественные характеристики объекта;
6) по степени охвата объекта—локальные и комплексные, включающие все его
основные характеристики, ограничения и проч.
Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:
• во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов,происходящих в организации и ее окружении, связей между ними,оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;
• во-вторых, формирование видения будущего и определение трудностей
и практических задач, которые необходимо решить;
• в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала
(кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.
Деятельность по научному предвидению будущего социально-экономической
системы и составлению прогнозов называется прогнозированием. Оно бывает пассивным(фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.
Принципами прогнозирования считаются: научность; системность, комплексность;адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другимипрогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике.
Этапами разработки прогноза являются:
1) определение потребностей в прогнозе, его цели;
2) уточнение характеристик объекта прогнозирования;
3) установление и анализ активных факторов прогнозного фона;
4) формирование информационной базы;
5) выбор моделей и методов прогноза;
6) формулировка и оценка вариантов:
7) разработка рекомендаций по принятию решений.
Рассмотрим классификацию методов прогнозирования.
С точки зрения сложности они бывают простыми и комплексными.
По характеру используемой информации их можно разделить на:
• фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);
• опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений,
патентов).
По способу обработки и анализа прогнозной информации вьщеляют:
1) статистические методы-
• построение и анализ динамических рядов (последовательного множества показателейво времени);
• экстраполяция;
• регрессионное моделирование (решение уравнений, позволяющих находить
значения переменных и оценивать их влияние на искомую величину; они
имеют вид y4jc, + 5х, + const, где х, и л^ — неизвестные переменные; Ли В— коэффициенты,показывающие их роль в прогнозируемой системе);
2) логические методы:
• аналогия (установление подобия между объектами, позволяющего на основе
знания поведения одного прогнозировать поведение другого);
• построение параметрических рядов;
• морфология (оценка вариантов сочетаний различных факторов);
• матричные модели (были описаны в главе 23);
• причинно-следственный анализ (был описан в главе 22).
В настоящее время существует более 150 методов прогнозирования, но в целом
они крайне субъективны и ни один не универсален.
Поэтому прогнозы дополняются определенными допущениями о том, что развитиеситуации будет происходить именно так, а не иначе. Когда материала для определенныхвыводов недостаточно, допущения используются в качестве самостоятельногоинструмента прогнозирования.
Прогнозирование может основываться как на использовании различных формализованныхмоделей (поисковое), так и на творческом предвидении.
В основе поискового прогнозирования лежит изучение поведения объекта в настоящеми прошлом (ретроспекция) за период основания прогноза, т. е. промежуткавремени, на базе которого строится упреждение.Это позволяет (при условии сохранения существующих тенденций) описатьпредполагаемую картину будущего состояния системы в рамках срока (горизонта)прогнозирования.При этом используются методы экстраполяции и математического моделирования,составляющие суть генетического подхода к прогнозированию.