Организация планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Планирование на предприятии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достиже-ния. Актуальность данной работы определяется тем, что современным пред-приятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необхо-димы предварительный анализ деятельности самой организации и возмож-ность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непре-менным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.организация пл.Менеджмент.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

- разработка, согласование  и утверждение программы, сетевого графика и программы реализации стратегических планов,

- организация учета и  контроля выполнения планов,

- мотивация выполнения  планов в установленные сроки, требуемого качества и с наименьшими затратами,

- регулирование процесса  реализации стратегических планов  при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия,

- для обеспечения развития  предприятия требуется выявить рыночные возможности в сферах, где предприятие будет иметь явное конкурентное преимущество.

Наконец, стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Одним из основных факторов качества планов является обоснованность плановых показателей. В противном  случае как бы хорошо предприятие не работало на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным.

Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия должны дать ответы на следующие вопросы: что производить; с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта; для кого производить; по какой цене; в каком количестве; в какие сроки. На стадии стратегического маркетингадолжны быть разработаны нормативы конкурентоспособности товаров,учитывающие использование имеющихся стратегических конкурентныхпреимуществ предприятия, стратегические параметры товарных рынков,базирующиеся на показателях эффективности будущих товаров и

конкурентоспособности предприятия.

После разработки общих стратегических планов каждому производству предстоит разработать собственные планы маркетинга по товарам,маркам и рынкам. Основными разделами плана маркетинга являются:сводка контрольных показателей, изложение текущей маркетинговой ситуации, стратегии маркетинга, перечень опасностей и возможностей,задач и проблем, обоснование программы действий, бюджета, а такжепорядок контроля. В разделе плана, касающегося бюджета маркетинга,оптимизация прибыли может быть предусмотрена либо методомустановления показателей целевой прибыли, либо методом функции

реализации и сбыта.

Долговременный  план – план, разрабатываемый на несколько лет инацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем стратегиипредприятия. Такой план чаще всего является составной частьюстратегического плана.

Текущий план - план, в котором объединяются все направлениядеятельности предприятия на текущий финансовый год.

Оперативный план предназначается для решения конкретныхвопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде (1-2 года),имеет узкую направленность, высокую степень детализации ихарактеризуется большим разнообразием используемых приемов иметодов.

Составление текущих планов является прерогативойфункциональных руководителей.Существуют три типа текущих планов: функциональные,единовременные и стабильные.

Функциональные планы необходимы для внедренияуправленческих решений в различных функциональных сферахпроизводства, подверженных стремительным изменениям.Функциональный план предусматривает действия, которые

необходимо предпринять  в ближайшем будущем в конкретной сфере.

Например, с помощью данных функционального плана МТСанализируются поступления материалов, новых технологий и ихвнедрение в производство. Функциональный план имеет некоторыеособенности:

- разрабатывается на период  от 1 до 2 лет;

- по содержанию более  подробен, специфичен, логичен,раскрывает способы достижения целей.

Единовременные  планы.

В процессе планирования часто  возникает потребность в созданииединовременных планов, разрабатываемых с целью контроля завыполнением какого-либо проекта или программы внедряемыходнократно.

Существуют два типа единовременных планов:программный и проектный.

Программный план создается  для координации разнообразныхвидов деятельности, являющихся вспомогательными при реализациисложной производственной программы. Программные планысоставляются в следующих ситуациях: внедрение новой продукции,установление единой системы обмена информацией, реконструкцияотделов производства.

Проектные планы создаются  для контроля за проведением менеесложных мероприятий, чем программы. Они должны содержатьвременные рамки выполнения и быть более детальными чемфункциональные планы.

Типовыми проектными планами  являются: план постройки новогоофиса, введение в строй производственных мощностей, внедрениепроектов рекламных компании.

Стабильные  планы.

Стабильные планы - это  директивы, направленные на увеличениеобщей эффективности на основе соблюдения простейших принциповпредприятия. Они отличаются от функциональных планов тем, чтопрактически не связаны с общей стратегией предприятия. Существуюттри вида стабильных планов:

а) Политика - это положение, в соответствии с которымустанавливаются параметры принятия повторяющихся второстепенныхрешений. Политика дает общие указания по осуществлениюдеятельности. Например, предприятие может придерживатьсяполитики, в соответствии с которой на службу принимаются людитолько с определенным уровнем образования.

б) Стандартные инструкции - это планы действий, состоящие  изнескольких этапов, которым необходимо следовать при выполненииотдельных заданий или при исполнении определенных обязанностей.Стандартные инструкции более специфичны и конкретны, чемполитика.

в) Правила и рекомендации - это предписания о том, какие  действиядолжны или не должны быть предприняты в каждой конкретнойситуации. Такие правила избавляют подчиненных от необходимостипринимать решения и проявлять свою инициативу в конкретныхситуациях.

На основе текущих планов разрабатываются оперативные.

Оперативные планы разрабатываются на уровне производств ипредназначены для решения конкретных вопросов деятельностипредприятия в краткосрочном периоде. Такие планы имеют узкуюнаправленность, высокую степень детализации. При разработкеоперативного плана производства продукции необходимо располагатьследующей информацией:

- о конкурентоспособности  продукции;

- сведения о емкости  рынка;

- предложения и спрос  продукции на рынке;

- возможности предприятия  для удовлетворения потребностей  впродукции.

Оперативный план конкретизирует и детализирует плановыезадания, установленные в текущих планах с распределением их помесяцам, декадам, дням.

Основная цель оперативного плана – обеспечение слаженной,четкой и сопряженной работы всех подразделений предприятия. Этацель достигается путем согласованного ритмичного хода производств,бесперебойной работы всех подразделений, планомерной загрузкойоборудования, сокращения производственных циклов и объеманезавершенного производства.

Планы по уровню управления предприятием подразделяются на:общефирменные, цеховые, функциональных отделов, участков, бригад.

Особо следует выделить краткосрочные  планы. Краткосрочныепланы охватывают годовой период. Они разрабатываются на уровнепредприятия в виде производственной программы на основепоступивших заказов или результатов маркетинговых исследований, азатем конкретизируются для отдельных цехов на квартал или на месяц.В сущности, такие планы содержат решения о том, как эксплуатироватьпроизводственную систему в зависимости от меняющегося рыночногоспроса. В задачу краткосрочного планирования в связи с этим входитобеспечение производства продукцией с минимальными затратами.Цехи и подразделения предприятия в процессе краткосрочного планирования формируют собственные производственные программы изадания участкам и бригадам с учетом их выполнения на каждомрабочем месте. К ним относятся оперативно-календарные планызапуска-выпуска изделий и сменно-суточные задания.

1.3 Сущность и способы прогнозирования.

В основе разработки планов находится прогноз, т. е. система аргументированныхпредставлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ееокружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждениео возможности или невозможности того или иного события.

Выделяют следующие виды прогнозов:

1) по функциональному  назначению:

• прогноз будущего организации  при различных вариантах внешних  воздействий;

• прогноз путей достижения цели (программный);

• прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;

• прогноз возможных последствий  принимаемых решений;

• прогноз состояния среды;

2) по содержанию - научно-технические,  экономические (финансовый, рыночныйи т. п.), военно-политические и проч;

3) по периоду: оперативные  (до 1 месяца); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные(до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет);

4) по степени надежности (вероятность наступления предсказанного  событияпри заданных условиях в пределе установленных допусков);

5) по форме представления  результатов - качественные и  количественные (интервальныеи точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируетсяна качественные характеристики объекта;

6) по степени охвата  объекта—локальные и комплексные, включающие все его

основные характеристики, ограничения и проч.

Составление прогнозов, или  прогнозирование, предполагает:

• во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов,происходящих в организации и ее окружении, связей между ними,оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;

• во-вторых, формирование видения  будущего и определение трудностей

и практических задач, которые  необходимо решить;

• в-третьих, обоснование  и анализ различных вариантов  изменения потенциала

(кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.

Деятельность по научному предвидению будущего социально-экономической

системы и составлению  прогнозов называется прогнозированием. Оно бывает пассивным(фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.

Принципами прогнозирования  считаются: научность; системность, комплексность;адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другимипрогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике.

Этапами разработки прогноза являются:

1) определение потребностей  в прогнозе, его цели;

2) уточнение характеристик  объекта прогнозирования;

3) установление и анализ  активных факторов прогнозного  фона;

4) формирование информационной  базы;

5) выбор моделей и методов  прогноза;

6) формулировка и оценка  вариантов:

7) разработка рекомендаций  по принятию решений.

Рассмотрим классификацию  методов прогнозирования.

С точки зрения сложности они бывают простыми и комплексными.

По характеру используемой информации их можно разделить на:

• фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);

• опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений,

патентов).

По способу обработки и анализа прогнозной информации вьщеляют:

1) статистические методы-

• построение и анализ динамических рядов (последовательного множества  показателейво времени);

• экстраполяция;

•  регрессионное моделирование (решение уравнений, позволяющих  находить

значения переменных и  оценивать их влияние на искомую  величину; они

имеют вид y4jc, + 5х, + const, где х, и л^ — неизвестные переменные; Ли В— коэффициенты,показывающие их роль в прогнозируемой системе);

2) логические методы:

• аналогия (установление подобия  между объектами, позволяющего на основе

знания поведения одного прогнозировать поведение другого);

• построение параметрических  рядов;

• морфология (оценка вариантов  сочетаний различных факторов);

• матричные модели (были описаны в главе 23);

• причинно-следственный анализ (был описан в главе 22).

В настоящее время существует более 150 методов прогнозирования, но в целом

они крайне субъективны и  ни один не универсален.

Поэтому прогнозы дополняются  определенными допущениями о том, что развитиеситуации будет происходить именно так, а не иначе. Когда материала для определенныхвыводов недостаточно, допущения используются в качестве самостоятельногоинструмента прогнозирования.

Прогнозирование может основываться как на использовании различных формализованныхмоделей (поисковое), так и на творческом предвидении.

В основе поискового прогнозирования лежит изучение поведения объекта в настоящеми прошлом (ретроспекция) за период основания прогноза, т. е. промежуткавремени, на базе которого строится упреждение.Это позволяет (при условии сохранения существующих тенденций) описатьпредполагаемую картину будущего состояния системы в рамках срока (горизонта)прогнозирования.При этом используются методы экстраполяции и математического моделирования,составляющие суть генетического подхода к прогнозированию.

Информация о работе Организация планирования на предприятии